Генпрокуратура усомнилась в невиновности ряда предпринимателей из «списка Титова»
В отношении нескольких бизнесменов из «списка Титова», обвиняемых по большей части в мошенничестве, в прокуратуре не видят возможности пересматривать ранее принятые следователями решения.
Список сомнений
Как заявил «Коммерсанту» официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, в течение полугода прокуроры совместно с коллегами из МВД и ФСБ детально анализировали все уголовные дела в отношении фигурантов так называемого лондонского списка Бориса Титова. «Каждое из 25 дел потребовало исключительно индивидуального подхода, поскольку за каждым своя история», — отметил Куренной. По словам представителей ведомства, Генпрокуратура принципиально выступает в защиту предпринимателей, в том числе когда речь идет о силовом давлении — а именно на него ссылаются фигуранты списка. «И тем не менее выяснилось, что в данном случае далеко не все беглые бизнесмены пострадали от ложных доносов или жестких действий правоохранителей, более того, некоторые из них в принципе не имеют никакого отношения к предпринимательству», — отметил он.
Чаще всего в делах участников «списка Титова» упоминается статья об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), но есть и другие составы преступлений — незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), разглашение коммерческой тайны (ст. 183 УК РФ) и даже участие в организованном преступном сообществе (ст. 210 УК РФ).
В надзорном ведомстве отмечают, что есть целая категория лиц из списка, в отношении которых ранее принятые решения пересмотру не подлежат. Едва ли не в первую очередь речь идет о нижегородском адвокате Евгении Рыжове. Он является обвиняемым по скандальному делу о попытке рейдерского захвата здания в центре Москвы на Гоголевском бульваре.
В Генпрокуратуре заявили, что есть еще ряд фигурантов списка Бориса Титова, которые являются бытовыми мошенниками, но никак не предпринимателями. Например, участник целой преступной группы Виктор Ламаш, который с 2009 по 2012 год фактически продавал поддельные дипломы об обучении в РУДН, обманув как минимум 112 человек. В качестве другого примера в прокуратуре приводят дело бизнесмена Владимира Зюзина из Мурманска, который обвиняется в ряде махинаций, в том числе хищений кредитов Сбербанка почти на 1 млрд рублей.
«Мы совершенно согласны с тем, что каждое уголовное дело надо рассматривать индивидуально, а это процедура небыстрая, так как некоторые из них расследовались по восемь-десять лет и содержат до 400 томов», — заявил «Коммерсанту» один из ближайших соратников бизнес-омбудсмена Титова Дмитрий Григориади, участвовавший в составлении «лондонского списка».
Напомним, что восемь предпринимателей-участников «списка Титова», желающих вернуться в Россию из-за рубежа, написали коллективное письмо президенту Владимиру Путину с жалобой на бездействие правоохранительных органов. Следствие и прокуратура, которым президент поручил проработать вопрос о безопасном возвращении сбежавших от уголовного преследования бизнесменов, совершенно не форсируют ситуацию, считают вынужденные эмигранты.
В начале февраля бизнес-омбудсмен Борис Титов в Лондоне встретился с российскими предпринимателями, против которых ведутся уголовные дела, и пообещал им посодействовать в возвращении на Родину. Впоследствии он назвал имена предпринимателей, вошедших в список желающих вернуться в Россию.
В конце мая президент Владимир Путин поручил главам силовых ведомств выработать согласованные решения по фигурантам «лондонского списка» Бориса Титова.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале