Взятку для экс-главы УСБ СКР Максименко инициировали посредники
В Мосгорсуде прошло первое заседание по уголовному делу бывшего начальника управления собственной безопасности Следственного комитета Михаила Максименко. Показания против подсудимого дали его подельники, превратившиеся в свидетелей, — выяснилось, что именно они начали переговоры о получении взятки за освобождение из-под стражи криминального авторитета Андрея Койчукова по кличке Итальянец.
Свидетели из обвиняемых
Судебный процесс над генералом СКР Михаилом Максименко начался с оглашения обвинительного заключения и допроса двух свидетелей, которые ранее сами обвинялись в получении взятки, но за счет «деятельного раскаяния» изменили свой статус — отставного полковника МВД Дмитрия Суржикова и бывшего заместителя Максименко Дениса Богородецкого. Из показаний свидетелей, а также из обвинительного заключения, зачитанного прокурором, стало ясно, что Максименко последовательно получил две взятки за освобождение Итальянца, арестованного за вымогательство, — сперва долю от руководства ГСУ СКР по Москве, которым за это заплатил ныне скрывающийся за границей бизнесмен Дмитрий Смычковский, а уже после взятку от ресторатора Олега Шейхаметова, переговоры о которой самостоятельно провели Суржиков и Богородецкий.
По первому эпизоду ФСБ ведет расследование в отношении бывшего начальника следственного управления по ЦАО Алексея Крамаренко и замначальника ГСУ Москвы Дениса Никандрова. Прокурор также заявил в суде, что ко взятке причастен и действующий глава ГСУ Александр Дрыманов, который сейчас находится на свободе и отрицает свою связь с этим делом. Находящийся под арестом Денис Никандров рассказал следователям, что он передал Максименко $200 тысяч за общее прикрытие действий руководства столичного главка СКР, которое организовало смягчение обвинения Андрею Койчукову с его последующим выходом из СИЗО.
По словам Евгения Суржикова, он имел лишь косвенное отношение к инциденту с вымогательством, и попытался получить компенсацию от представителей Итальянца за доставленные ему неудобства. В ходе переговоров ему поступило предложение — узнать, как можно добиться снятия ареста с криминального авторитета. После этого Суржиков обратился к Богородецкому, тот — к заместителю Максименко Александру Ламонову, а Ламонов, в свою очередь, посоветовал договориться о сумме вознаграждения.
«По словам свидетеля Суржикова, они с Денисом Богородецким несколько раз «за кружкой чая» обсуждали, сколько денег запросить за освобождение «авторитета». Сначала говорили про $300 тысяч, но эта сумма показалась им слишком скромной. Был разговор и про $1 млн, но потом решили, что такое предложение будет выглядеть «слишком дерзким и поэтому несерьезным». Помог случай — на Евгения Суржикова вышел бизнесмен Олег Шейхаметов, с которого друзья решили запросить $500 тысяч», — пишет издание «Коммерсант».
Получив деньги в коробке из-под обуви, подельники передали деньги Ламонову, затем, по версии следствия, деньги попали к Максименко за минусом комиссионных — $50 тысяч Ламонову и по $25 тысяч Суржикову и Богородецкому. В ходе следствия у Максименко не удалось обнаружить и следа якобы полученных им сотен тысяч долларов — ни в квартире, ни в рабочем кабинете, ни на банковских счетах. Свидетели также не смогли внятно пояснить, куда дели полученные ими комиссионные. По версии самого Максименко, бывшие подельники оговорили его, чтобы сотрудники ФСБ перевели их в статус свидетелей, а в случае с Ламоновым и Никандровым — выпустили из СИЗО. И все обвинение теперь строится только на показаниях посредников в передаче взяток.
«Сотрудники ФСБ обманули Ламонова и Никандрова, пообещав выпустить их на свободу за показания на меня по взятке от Олега Шейхаметова, но их так и не выпустили. Что касается взятки в $500 тысяч от Шенгелии, я тоже не виноват, я ничего не брал и понятия не имею, о какой взятке идет речь. Эта взятка подкреплена только показаниями самого предпринимателя и больше ничем. Я надеюсь на честное разбирательство и оправдательный приговор», — заявил подсудимый.
Отметим, что, по данным осведомленных источников, ФСБ намерена в ближайшее время перевести Александра Ламонова под домашний арест — своим активным сотрудничеством он уже смог добиться снятия с него обвинений по одному из уголовных дел о взятке.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале