Тотальная коррупция и бесконтрольность — эксперты о СКР
Депутаты, политологи и юристы делятся впечатлениями о работе следователей
Семь лет назад был образован Следственный комитет России. А сейчас близкие к Кремлю источники сообщают о его скором расформировании. В последние годы СКР сотрятасают коррупционные скандалы, с критикой ведомства не выступает только ленивый. Эксперты, опрошенные ПАСМИ, также дали нелестные оценки деятельности следкома.
Лучшие разбежались
Адвокат Александр Трещев уверен, что Следственный комитет мог избежать имиджа ведомства с не самой чистой репутацией, если бы при его создании были задействованы иные организационные принципы или назначен другой руководитель.
«Я не помню никаких громких уголовных дел, которые бы Следственный комитет быстро расследовал и доводил до судов. Зато я помню большие провалы и коррупцию. С самого начала, как только ведомство получило самостоятельность, начались коррупционные скандалы в верхушке, и один из руководителей сел на семь лет, и сейчас — когда в попытке отмазать воров в законе был уличен генерал. Ведомство не состоялось. Может быть, из-за системной ошибки, а может быть, из-за руководителя, который оказался не в состоянии организовать нормальную работу», — считает юрист.
Трещев отметил, что основной заботой значительной части сотрудников Следственного комитета являются не интересы граждан, а механическая работа по возбуждению и прекращению уголовных дел.
«Возбуждать и прекращать дела — вот чем заняты в СК. Все самые лучшие следователи разбежались, остались проходимцы, которые способны только выполнять распоряжения своих руководителей, — сказал адвокат. — Там тотальная коррупция. Только сегодня я узнал, что в отношении одного должника Сбербанка, который взял в кредит миллиард рублей, прекращено уголовное дело. То есть, говорить о качестве работы даже не приходится».
Адвокат Александр Добровинский обратил внимание на большую разницу в подходах к работе руководства Следственного комитета и следователей «на земле».
«Могу с уверенностью сказать, что на уровне руководителей, генералов встречаются очень толковые люди, с которым было приятно работать. Они открыты к объективному анализу ситуации и к диалогу, — сказал юрист. — Но как только дела спускаются вниз, то сразу начинаются глупости… Следователи могут не давать фотографировать собственный допрос или не следовать другим процессуальным нормам… Я надеюсь, что все это изменится».
Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский констатировал рост коррупции не только в СКР, но и в других госструктурах.
«Злоупотребление властью и превышение полномочий должностных лиц — серьезный вопрос. И здесь может иметь место злоупотребление государственными институтами. За последние годы, по моим ощущениям, выросло коррупционное воздействие на государственные структуры, и это не могло не отразиться на оценке их работы», — отметил политолог.
Без контроля — никуда
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин считает, что повысить качество работы Следственного комитета поможет жесткий контроль за его сотрудниками.
«Если постоянно будет висеть шанс того, что у Следственного комитета будут затребованы документы о ходе следствия, и эти данные могут направить на представление, то каждому станет понятно, что пыль под ковер замести не удастся. Это повысит требования к работе следователей», — отметил правозащитник.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, необходимо также контролировать доходы и расходы следователей.
«Необходим не только надзор над самим следствием. Нужна объективность и непредвзятость на всех этапах работы. Нужен контроль расходов и доходов особенно тех должностных лиц, которые не имеют возможности разумно объяснить, как им удалось добиться определенного уровня жизни. И необходимо отрешение от должностей в связи с утратой доверия во всех ведомствах», — отметил депутат.
Он высоко оценил вклад главы СКР Александра Бастрыкина в борьбе с коррупцией, но признал, что нерешенные вопросы в этой сфере остаются.
«Уровень ответственности следствия крайне высок. И особое внимание коррупционной составляющей в Следственном комитете уделяется из-за личной позиции Бастрыкина, — заметил парламентарий. — Но в то же время, и об этом говорил президент в своем послании Федеральному собранию еще в 2015 году, надо понимать, что из 200 тысяч уголовных дел, заведенных в отношении того же бизнеса, лишь только по 31 тысяче были приговоры. Мы тоже видим недочеты, и вопросы, над которыми нужно работать».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев также считает недостаток контроля, в том числе на промежуточных этапах расследования, главной причиной проблем в СКР.
«Проблемы следственного комитета такие же, как и у всех ведомств — кадровый состав. Но все-таки главной проблемой следствия является отсутствие внешнего контроля. Очевидно, что наличие судебного контроля и оценок прокуратуры уже после завершения следственных действий недостаточно», — пояснил депутат.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале