Как коррумпированные вице-губернаторы искупают свою вину
Строгость наказания региональных топ-менеджеров не всегда зависит от нанесенного ими ущерба
С начала года за преступления коррупционной направленности вынесены приговоры четырем вице-губернаторам. Решения судей, если оценивать их по жесткости наказания, имеют широкий диапазон — от условного срока до длительного заключения в колонии строгого режима и многомиллионного штрафа. Какой логикой руководствовалось российское правосудие при вынесении этих приговоров?
Несмотря на, казалось бы, возросшее внимание государства к антикоррупционной повестке, не так много заместителей губернаторов российских регионов получили приговоры суда в этом году. Их было всего четыре: зампредседателя правительства Ивановской области Андрей Кабанов, замгубернатора Алтайского края Юрий Денисов, вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоренко и первый замглавы правительства Республики Хакасия Александр Голышев.
Андрей Кабанов
По данным Следственного комитета по Ивановской области, сумма взяток, полученных Андреем Кабановым, составила 8 млн рублей. Ключевых эпизода в деле два. 7 млн рублей зампред правительства получил от председателя комитета Ивановской области по лесному хозяйству Александра Жукова за содействие в переназначении на занимаемую им должность председателя регионального комитета по лесному хозяйству. Второй — взятка от предпринимателей-лесозаготовителей в размере одного миллиона рублей. Ее он получил за помощь в оформлении документации.
20 апреля суд приговорил чиновника к 8,5 годам колонии строгого режима со штрафом в размере 30 млн рублей. Его также лишили права занимать руководящие должности в органах власти и местного самоуправления сроком на три года. После апелляции его наказание сократилось до 6 лет 3 месяцев.
Юрий Денисов
Вице-губернатор Алтайского края Юрий Денисов также был начальником главного регионального управления образования и молодежной политики. Суд установил, что он получил от руководителей учреждений системы образования взятки в виде денег и имущества на 2,5 млн рублей. Взамен Денисов выделял учреждениям субсидии из бюджета на программы по развитию, также он получал деньги за определенные кадровые решения.
В этом деле не обошлось без семейного подряда — супруге Татьяне вменили два эпизода посредничества во взяточничестве. Юрий Денисов в итоге получил 8 лет и 1 месяц колонии строгого режима и штраф на 4, 5 млн рублей. Его жена — 5 лет и 1 месяц условно и штраф на 1, 7 млн рублей.
Сергей Сидоренко
Вице-губернатору Приморского края Сергею Сидоренко инкриминировали превышение должностных полномочий. Во время тайфуна «Лайонрок» он дал указание об объявлении режима ЧС на территории Артемовского городского округа. Причем сделал он это с умыслом — чтобы несколько компаний получили компенсацию.
Одно из предприятий, ООО «Овощевод», возглавлял сын Сидоренко, а другое, ФГУП «Дальневосточное», — брат. Фермерам из Артема Минсельхоз РФ перечислил более 13 млн рублей, при этом город не был самым пострадавшим от тайфуна муниципалитетом края.
23 августа судья приговорил бывшего чиновника к 2,5 годам лишения свободы условно.
Александр Голышев
В Республике Хакасия первый заместитель главы правительства Александр Голышев «отличился», создав организованную преступную группу, в состав которой вошло четыре человека. Помимо чиновника, незаконным бизнесом на бюджете занимались два руководителя «Хакресводоканала» и глава коммерческой организации. С компанией «Бизнес-система» водоканал заключил сделки на 103 млн рублей, которые должны были пойти на оплату услуг по бухгалтерскому и налоговому учету. На деле же работы выполняли экономисты госпредприятия.
19 сентября судом Голышеву назначено 6 лет колонии общего режима, его подельникам от 2, 5 до 5, 5 лет.
Преступление и наказание
Из четырех вынесенных приговоров самым мягким оказалось решение в отношении вице-губернатора Приморского края Сергея Сидоренко. Он получил 2,5 года условно за превышение должностных полномочий, хотя ранее подозревался в покушении на мошенничество на 10 млн рублей. В суде его дело рассматривалось в особом порядке, так как он полностью признал вину. Возможно, при вынесении приговора сыграло роль сотрудничество экс-чиновника со следствием, а также нехватка доказательств, чтобы осудить его по ранее вменяемой статье. К тому же, до конечных потребителей после возбуждения уголовного дела деньги не дошли. Однако, выступая в суде, бывший вице-губернатор заверил, что действовал в интересах не родственников, а всех сельхозпроизводителей. В итоге Сидоренко оценил выбранное ему наказание как крайне строгое, ведь ущерба и пострадавших не было. Удивительно, что он остался недоволен приговором, ведь его слова о благих намерениях по отношении ко всем предпринимателям не выдерживают никакой критики, учитывая его близкое родство с руководителями облагодетельствованных компаний. В данном случае речь идет о классическом примере «кумовства», которое давно и прочно обосновалось в России.
Самым жестким стал приговор зампреду правительства Ивановской области Андрею Кабанову — 8,5 лет колонии строго режима за 8 млн рублей личной выгоды. Если не учитывать, что он был потом сокращен до 6 лет 3 месяцев. Любопытно, что сам чиновник вины не признал. Вице-губернатор, отвечавший за внутреннюю политику, утверждал, что деньги пошли на оплату социологических исследований для региональных кампаний. Кабанов, как и Сидоренко, рассчитывал на смягчение вменяемой статьи. В суде он пытался доказать, что финансировал выборы и готов был согласиться со своей виной в злоупотреблении полномочиями. Но, даже смягченный приговор чиновника в итоге не устроил — Кабанов и его защита обратились в Европейский суд по правам человека. Осужденный утверждает, что в ходе разбирательства обвинения против него были полностью опровергнуты. В деле есть сами исследования, копия договора, техзадание и другие документы, подтверждающие его рассказ. Свидетели, по словам Кабанова, подтвердили получение от него денег, участие в работе штаба и проведение исследований. Он также назвал свое дело «чьим-то политическим заказом», не уточнив кому это было выгодно. Проведение социологических исследований было прописано в положении о подведомственном Кабанову департаменте внутренней политики, на них не дал денег финансовый департамент, поэтому пришлось собирать их другими путями. Бывший вице-губернатор считает, что взяткой это не является.
Если все же поверить нерадивому чиновнику, то можно понять, что толкнуло его на совершение преступления. Замы по внутренней политике, которые традиционно отвечают за проведение выборов, вынуждены иметь дело с так называемой «черной кассой», а это в принципе незаконно. Естественно, Кабанова это нисколько не оправдывает. Однако корень зла все же в самой системе финансирования кампаний партии власти в нашей стране.
Среди вступивших в силу приговоров самым строгим стало решение суда в отношении замгубернатора Алтайского края Юрия Денисова, который отправился в колонию строгого режима на 8 лет и 1 месяц за взятки в 2,5 млн. А если посчитать общий срок чиновника и его супруги, получается более 13 лет за решеткой! Общий штраф составил 6, 2 млн рублей.
Учитывая, что вина того же Кабанова все-таки доказана судом, получается интересный разброс. За взятки в 8 млн, он получил чуть более 6 лет колонии строгого режима, а Денисов за взятки в 2,5 млн — более 8 лет. При этом алтайский чиновник также не признал своей вины. Не предложив другой версии развития событий, он и его защита уповали на возможность доказать необоснованность обвинений. Решение суда в отношении него устояло в апелляционной инстанции, и в октябре семидесятилетнего чиновника отправили в колонию строгого режима в городе Рубцовске. Как отметили СМИ, за хорошее поведение и ударный труд заключенных там поощряют игрой на видеоприставках и компьютерных симуляторах. Хотя вряд ли это будет весомым «бонусом» для чиновника в столь почтенном возрасте. Через четыре года Юрий Денисов может ходатайствовать об условно-досрочном освобождении.
Хакасский вице-губернатор Александр Голышев за создание преступной группы и мошенничество на сумму более 100 млн рублей получил 6 лет колонии общего режима. Ни сам Голышев, ни один из участников преступной группы, возглавляемой вице-губернатором, свою вину не признали. Они утверждали, что следствие и прокуратура не представили достаточных доказательств и просили о полном оправдании. Абсолютно очевидно, что преступления чиновника и его подельников заслуживали более сурового наказания. За менее тяжкие деяния его коллеги получили более длительные сроки, да еще и в колонии строгого режима. Так что же повлияло на суд, который решил, что экс-замгубернатора заслуживает лишь нескольких лет за решеткой? К тому же, можно предположить, что чиновник не отсидит весь положенный ему срок и попросит об УДО. Выходит, что практика российских судов различных регионов не отличается однообразием, а это снижает уровень доверия к правосудию в целом.
Что касается позиции прокуратуры по упомянутым делам, почти во всех случаях она просила более строгого наказания. Для Кабанова гособвинение требовало 12 лет колонии строгого режима и штрафа на 45 млн рублей. В итоге наказание стало на 3,5 года меньше, а штраф — на целых 15 млн. А потом и вовсе срок снизился до 6 лет и 3 месяцев. Прокуроры сочли подходящим наказанием для Юрия Денисова 10 лет колонии и штраф на 11 млн, но он получил 8 лет и 1 месяц и штраф на 4, 5 млн рублей. А вот Сергей Сидоренко получил ровно столько, сколько запрашивало для него гособвинение. Скорее всего, такая согласованность действий стало результатом сотрудничества чиновника со следствием.
Наказание для всех проворовавшихся чиновников должно было быть в идеале даже жестче, чем просили прокуроры. Никто из осужденных за преступления, приносящие вред публичным интересам, не получил более 10 лет лишения свободы. Хотя, например, статья за взятки в особо крупном размере предусматривает до 15 лет тюрьмы. Что это, несовершенство российского законодательства и правосудия или сознательное поощрение мздоимства системой госуправления России? Может ли срок в 6 лет напугать того, кто украл 100 млн рублей?
Взятки и штрафы
Что касается штрафов, тут все более ли менее логично. Андрей Кабанов за взятку в 8 млн должен заплатить 30 млн рублей штрафа. Юрий Денисов за полученные им 2,5 млн выплатит государству 4,5 млн. А вот размер штрафов Александру Голышеву и его преступной группе, похитившей более с 100 млн, пока не уточняется. Сергей Сидоренко, получивший условный срок, и вовсе остался без штрафа. Как и бюджет без ущерба от его действий. Однако вызывают большие опасения штрафы Голышеву и его группировке, учитывая насколько мягким оказался приговор в части тюремного заключения.
Любопытно, что зампред правительства Ивановской области Кабанов оказался ценителем искусства, что и было использовано при возмещении ущерба по его делам. Большая часть его имущества осталась под арестом до исполнения приговора. В том числе, памятные монеты из драгоценных металлов, наличные (более 100 тыс. руб., $1175 и €455) и 119 картин. Потом картины, представляющие наименьшую ценность, были возвращены экс-чиновнику.
На имущество Юрия Денисова и его супруги Татьяны, оцененное в 12 млн рублей, также был наложен арест. По решению суда им остаётся только дом в посёлке Мирный под Бийском, а остальное взыщут в пользу государства.
Еще в период расследования дела Голышева квартиры и земельные участки фигурантов дела арестовали. Иск прокуратуры к членам преступной группы о возмещении ущерба будет рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства.
Можно отметить более ли менее оперативные действия по наложению ареста на имущество виновных в коррупции. Но, хватит ли его, чтобы полностью возместить потери, которые понес бюджет? Особенно много вопросов по делу Голышева, ведь сумма ущерба переваливает за 100 млн рублей. Преступники вполне могли надежно спрятать полученные незаконным путем деньги, а значит вернуть их в казну будет невозможно.
«Второе дно» решений суда
Учитывая разницу в вынесенных приговорах, суровость наказания за коррупцию можно поставить под вопрос. А что если кому-то из осужденных вице-губернаторов удалось так или иначе «задобрить» суд, чтобы получить более мягкий приговор? Вариативность наказания — почва для коррупции, но уже в судебной системе. Другая сторона медали — мягкость приговоров в целом. Система как будто грозит пальцем проворовавшимся чиновникам, не решаясь воздать им по заслугам как следует. Причина этого — в ее коррумпированности в целом. Судьи или правоохранители, которые сами нечисты на руку, таким образом защищают себя в долгосрочной перспективе. Выход один — максимально ужесточить наказания и увязать их, прежде всего, с суммой нанесенного бюджету ущерба. Чтобы другим неповадно было.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале