Тайны двора главы Ленобласти
Что ждет губернатора Александра Дрозденко?
Противоречивые слухи ходят о дальнейшей судьбе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Согласно одним источникам, глава Ленобласти значится под первым номером в списке отставников, которым предстоит уйти в марте сразу после президентских выборов. Причина кроется в усталости населения от губернатора из-за множества скандалов и сложных отношений с федеральными кланами. Другие прочат г-на Дрозденко на пост главы Санкт-Петербурга вместо Георгия Полтавченко.
Александр Дрозденко является противоречивой фигурой на отечественном политическом небосклоне. Казалось бы, Ленинградская область демонстрирует неплохие социально-экономические показатели. ВВП растет, доходы населения не падают, бизнес-проекты реализуются. Впрочем, по мнению региональных экспертов, эти факторы скорее объективные и связаны с выгодным географическим положением. Сказывается и финансовое влияние Санкт-Петербурга как крупнейшего делового центра России. В то же время на всем протяжении правления Дрозденко область сотрясают скандалы, связанные с продажей земли, бесконтрольной застройкой и социальными проблемами.
Выборгские против кингисеппских
Выходец из Кингисеппа Александр Дрозденко заступил на должность как преемник Валерия Сердюкова и как представитель его команды. В первые годы он постарался соблюсти баланс между основными клан, представленными в области, такими как группа ЛСР Андрея Молчанова, структуры братьев Ковальчуков и выборгское бизнес-сообщество. «Выборгские» тогда приобрели особое влияние — вторым человеком в области стал выходец из выборгского клана Константин Патраев, который получил должность первого вице-губернатора, ответственного в том числе за внутреннюю политику.
Патраев известен в регионе как человек с насыщенной биографией. Он начинал карьеру как боксер и сотрудник ЧОП «Орион». Ранее, в 2009 году газета «Наша версия на Неве» сообщала, что этот ЧОП принимал участие в 1999 г. противостоянии со структурами водочного олигарха Александра Сабадаша. Как сообщает издание, «хотя кроме своих охранников алкогольный магнат призвал на помощь спецназовцев «Тайфуна», рабочая дружина комбината и бывшие бойцы «Ориона» не только успешно отбили штурм, но и сломали знатному водочнику два ребра».
Кроме того, в 2003 г. газета «Тайный советник» сообщала, что «фирма «Орион» одиозно известна в городе своими незаконными силовыми действиями и участием в имущественных конфликтах местного уровня». Там же сообщалось, что «председателем выборгского КУМИ и его заместителем являются бывшие орионовцы Константин Патраев и Денис Чернецкий».
Патраев стал самым влиятельным представителем команды Дрозденко. В последующие три года по инициативе Патраева была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой большая часть районов была объединена с городами областного подчинения в единые муниципальные образования. Кроме того, были отменены прямые выборы муниципальных глав.
Но в 2014 г. между губернатором и его первым замом пробежала черная кошка. Источники утверждают, что причиной возникших разногласий стал конфликт вокруг поста главы Всеволжского района, который благодаря своему положению возле границы с Санкт-Петербургом стал настоящим клондайком для застройщиков. Понятно, что такое хлебное место не могло остаться без внимания областного руководства. Годом ранее вице-губернатор Патраев пролоббировал назначение на это место своего человека — Ивана Драчева. Но уже в следующем году интерес к этим землям обозначили приближенные к областному главе бизнесмены — владелец инвестиционной компании «Евроинвест» Андрей Березин, глава группы ЭФЭСк Евгений Бобылев и Олег Зеваков, контролирующий оператора наружной рекламы «ВолгобалтМедиа». По мнению региональных экспертов, все трое являются фактическими «кошельками» губернатора и финансировали его избирательную кампанию. Именно Андрей Березин проявил интерес к застройке Всеволожского района, но натолкнулся на встречные интересы ставленника «выборгских» Ивана Драчева и его покровителя — Константина Патраева.
Скрытое противостояние в областных кулуарах продолжалось в течение трех лет — с 2013 по 2016 гг. Поначалу губернатор не очень активно занимался защитой интересов своих бизнес-партнеров. В первые годы правления Дрозденко выполнял пакетное соглашение с «выборгскими», согласно которому он не мог вторгаться в сферу влияния Патраева.
Тем не менее, в 2014 г. Дрозденко предпринял первую попытку уволить своего зама, которая вылилась в детективную историю. В июне 2014 г. было официально объявлено, что вице-губернатор Патраев уходит в отставку по собственному желанию. Была даже названа фамилия его преемника —помощник полпреда президента в СЗФО Герман Мозговой. Но буквально за сутки до дня отставки 23 июня стало известно, что Патраев остается в должности вице-губернатора по внутренней политике, а Мозговой будет курировать внешние связи.
В результате, Патраев доработал до выборов губернатора. Победив с результатом почти в 82%, вновь избранный Александр Дрозденко посчитал себя свободным от обязательств. Патраев отправился на заслуженный отдых. Но противостояние за Всеволожский район продолжалось до осени 2016 г. В результате, вопрос был решен путем компромисса. Иван Драчев был избран депутатом Государственной Думы, а район возглавил близкий Андрей Низовский, близкий к губернатору Дрозденко и его бизнес-партнеру Березину.
Украинский след
В прочем, и в действующем составе областного правительства есть интересные фигуры с международными связями. Так, заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям оказался дальним родственником украинского президента Петра Порошенко, о чем еще в 2015 г. поведал ряд российских и украинских изданий. Сестра супруги замгубернатора Анны Яловой, Юлия Алиханова в 2013 году вышла замуж за Алексея Петровича Порошенко, то есть сына Петра Порошенко. Сейчас пара воспитывает двух детей — сына и дочь.
Семейное благополучие
Все эти годы были отмечены ростом благосостояния семьи губернатора. В 2015 г. губернатор организовал своей дочери свадьбу во Франции на Лазурном берегу на вилле Эфрусси-де-Ротшильд. А в 2016 году его жена Ирина согласно налоговой декларации заработала 103 млн рублей.
Одновременно происходили и другие скандалы, связанные с выводом и последующей продажей земель. Самые громкие были связаны с бывшими землями Ржевского полигона Министерства обороны, землями поселений части бывших сельхозугодий совхоза Выборгский, а также с выводом 300 га земли под застройку в районе станции метро Девяткино, единственной станции петербургского метро, расположенной на территории области.
Еще одним предметом внимания СМИ и общественности стало намерение Дрозденко перевести администрацию области из центра Санкт-Петербурга в Гатчину. Прежнее здание администрации, расположенное в самом центре в районе Дворцовой площади, планируется заложить в банк «Россия» под кредит, на который собираются построить новый комплекс правительственных зданий. Эксперты уже назвали это «распилочным» проектом.
Очевидно, что именно строительство становится основным драйвером развития Ленинградской области, а также главным объектом внимания губернатора Дрозденко. Это объясняется тем, что в самом Санкт-Петербурге почти не осталось свободных земель для строительства, и все интересы застройщиков теперь устремлены в область.
Не туда жалуются
Специфическую манеру коммуникаций губернатора Александра Дрозденко с населением ощутили на себе жители трех деревень Всеволожского района Ленинградской области: Мурино, Кудрово, Новодевяткино. В ответ на их жалобы в областное правительство на недостаток социальной инфраструктуры в этих населенных пунктах последовала резкая отповедь областного главы. В своем выступлении перед депутатами Заксобрания 11 октября Дрозденко заявил, что «жители Мурино, Кудрово, Новодевяткино жалуются на недостаток инфраструктуры в Правительство, вместо того, чтобы обращаться к чиновникам на местах, которые давали разрешения на такую плотную застройку». Также глава области объяснил, что все претензии по отсутствию инфраструктуры надо предъявлять строителям и местной власти. «Когда человек приходил и покупал квартиру, он своими глазами видел, что он покупает», — объяснил губернатор. Теперь оскорбленные жители собирают подписи под обращением к президенту с требованием отставки губернатора.
Г-н Дрозденко явно запамятовал, как его подчиненные критиковали власти Санкт-Петербурга за нежелание делиться землями под застройку, а также устраивали попытки заставить заводы федерального уровня поделиться землями якобы под предлогом нехватки земли для жилищного фонда. Варварская и хаотичная застройка в Ленинградской области уже давно стала знаковой проблемой региона.
Транспортный капкан в деревне Кудрово
Деревня Кудрово сегодня стремительно превращается в город-спутник Санкт-Петербурга. Километры каменных домов-муравейников, похожие на горные цепи. Высота, цвет, стилистика домов — все вразнобой. Застраивается пространство Кудрово хаотично: ни планировки, ни какого либо намека на архитектурный стиль. В глаза сразу бросается отсутствие нормальных дорог — встречаются метровые колдобины, которые запросто можно улететь. После дождя окрестности утопают в грязи. Но это все мелочи. Настоящей проблемой местных жителей стал транспортный вопрос. Кудрово фактически оказалось в транспортном капкане. Из поселения можно выехать двумя путями: либо на Мурманское шоссе, либо на КАД. Оба выезда перегружены, и в часы пик жители стоят в километровых пробках.
Сказывается и нехватка общественного транспорта, а точнее, отсутствие муниципального. В поселении действуют только коммерческие перевозчики, льгот для населения не предусмотрено. В центре скопление маршруток, которые то и дело с сигналами, подрезая друг друга и совершая опасные маневры, зигзагами подруливают к остановке. На остановках людей порой высаживают прямо в грязь или на проезжую часть.
Жалуются жители деревни-города и на нехватку социальной инфраструктуры. В городе катастрофически мало поликлиник, школ, детских садов. Сейчас в поселении функционируют две школы на 2200 мест, а также строятся три детских сада на 390 мест. Но это ничтожно мало для 20-тысячного населенного пункта. Сегодня многим жителям приходится возить детей в Санкт-Петербург через бесконечные пробки. В населенном пункте нет ни одной больницы, а везти больных в Санкт-Петербург приходится через все те же пробки.
Отдельной историей стало строительство пожарной части. Ее открытие запланировано на II квартал 2018 г., но буквально несколько дней назад местные активисты получили письмо из областного управления МЧС, согласно которому администрация Всеволожского района не располагает средствами на строительство пожарной части. Накопились проблемы и с парковочными местами — во дворах и на улицах машины стоят в несколько рядов. Чтобы выехать со двора, приходится долго лавировать по извилистым лабиринтам.
Единственным выходом из сложившейся ситуации по мнению экспертов, является прекращение стихийной застройки в сельском поселении. Но судя по обилию башенных кранов, этого в ближайшем будущем не произойдет.
Впрочем, ситуация в Кудрово уникальной не назовешь. С похожей ситуацией сталкиваются другие территории области, прилегающие к Санкт-Петербургу. Самая активная застройка ведется в вышеупомянутом Всеволожском районе, а также в Тосненском, Ломоновском и Гатчинском районах. Главная причина в том, что областная власть фактически бесконтрольно выдает разрешение на строительство и не обеспечивает строительство социальной и транспортной инфраструктуры. В результате, города-спутники Санкт-Петербурга превращаются в гетто, не слишком приспособленные для жизни, с кучей транспортных проблем и с дефицитом социальных объектов. При этом областное правительство не принимает действенных мер по улучшению ситуации в Кудрово.
Мертвые зоны на краю региона
Но если прилегающие к Санкт-Петербургу территории страдают от перенаселения и избытка строительных мощностей, то окраины Лениградской области представляют собой депрессивные территории с постоянным оттоком населения. С каждым годом они все больше превращаются в мертвые зоны.
Вскоре после вступления в должность губернатора в 2012 г. Александр Дрозденко заявлял о наличии в области депрессивных территорий. «Мы впервые на уровне правительства региона признали, что у нас существуют депрессивные районы. Но это означает, что в сторону улучшения ситуации сделан первый шаг». Речь шла о Подпорожском, Лодейнопольском, Бокситогорском, Сланцевском и Лужском районах.
С момента первого шага губернатора прошло уже более шести лет, но оказалось, что на первом шаге движение остановилось. Во всяком случае, в Лодейнопольском районе население за шесть лет правления Александра Дрозденко сократилось более чем на тысячу человек. В Бокситогорский район сократился более чем две тысячи, в Лужском районе — на три тысячи человек. Лодейнопольский район оставляет ощущение запустения. Дороги заросли борщевиком, заброшенные поля, деревни и совхозы. Районный центр Лодейное Поле оставляет ощущение тихого уездного городка, но это спокойствие соседствует с нищетой местного населения. Время там остановилось. Торговля идет в сельмагах 80-х годов, люди набирают воду в колонках, а возле домов, в том числе многоквартирных, лежат вязанки дров, то есть, газификация сюда еще не добралась.
Проблемой является и транспортное сообщение. Билет на автобус от Лодейного Поля до Санкт-Петербурга стоит 540 рублей, что для местного населения большие деньги.
Итоги для губернатора
Какая же судьба ждет главу Ленинградской области? Социально-экономические показатели вроде бы удовлетворительные. Но социальное самочувствие жителей области оставляет желать лучшего. Бесконтрольная застройка и перенаселение в центральных районах области формируют некомфортную среду. На поверку оказывается, что для областной администрации главное — это успехи строительного и девелоперского бизнеса, который в регионе чувствует себя прекрасно. Нужды населения находятся на втором плане, но для губернатора, получившего два года назад 82% на выборах, это не проблема. Тогда для кого все строится?
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале