Кто заплатит по щитам
Московские чиновники используют аварийные рекламные щиты, а деньги на изготовление новых кладут в карман
В 2016 году в Москве появилось 450 рекламных щитов, размером 3 на 6 метра, установленных в интересах и на средства столичного департамента СМИ и рекламы с целью размещения полезной социальной информации. На этот городской бюджет выделил более 91 млн рублей. В текущем году к ним прибавилось еще 400 щитов. И столичная казна снова исправно оплатила их изготовление. Вот только на самом деле на улицы вернулись старые рекламные конструкции, демонтированные несколько лет назад и официально приговоренные к уничтожению.
О том, откуда берутся и как устанавливаются щиты, и кто из чиновников и решал пилит десятки миллионов рублей на их установке и обслуживании, ПАСМИ рассказал генеральный директор групп компаний «РекСтрой», «РекСтрой-2» и «МС» Николай Бажин.
Новое — недорого обновленное старое
К выборам в Думу 2016 года в Москве должна была появиться рекламная сеть из 450 конструкций. Подрядчик обязался изготовить 400 новых щитов и отремонтировать еще 50 имеющихся. Под это власти заключили договор с неизвестной на рынке фирмой «Стройпроектальянс».
Вначале зарегистрированная 29 февраля 2016 г. в 14 ИФНС компания «Стройпроектальянс» — (генеральный директор Искандарян Армине Арамовна, уставной капитал 1 млн руб) выиграла весной 2016 года аукцион «Горинфора» (это ГБУ подведомственно департаменту СМИ и рекламы) на производство четырех сотен абсолютно новых рекламных конструкций. Получив на это из бюджета 44,3 млн руб. А вскоре та же коммерческая структура победила в тендере по установке и обслуживанию этих щитов. На что из московской казны через департамент рекламы было выделено еще 46,8 млн рублей. Таким образом, в общей сложности новоиспеченная фирма заключила с ГБУ «Горинфо» два контракта на общую сумму в 91, 1 млн рублей. А также договор с департаментом СМИ и рекламы стоимостью 9,8 млн рублей на выполнение работ по установке, эксплуатации и техническому обслуживанию афишных стендов. По условиям договора установить щиты нужно было до конца августа 2016 года. Кроме того, «Стройпроектальянс» должен был демонтировать, перенести и отремонтировать еще около полусотни конструкций. Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Иван Шубин объяснял газете «Ведомости», что «потребности Москвы в социально значимой рекламе таковы, что существующего объема щитов не хватает».
Размер откатов — половина бюджета
«Я в этом бизнесе более 10 лет и в лучшие годы занимал около трети всего рынка в Московском регионе и по России в целом, — поясняет Николай Бажин, — В 2015 году пошла канитель с дележкой рекламного рынка. Места под щиты начали разыгрывать на аукционах. Оператор наружной рекламы «Илион» («дочка» компании НИКЭ), участвовала в торгах и выиграла порядка 700 мест. В 2014 году моя компания «РекСтрой-2» выполняла для них этот заказ. Однако после того как они выставили порядка 500 конструкций, компания обанкротилась. Когда у «Илиона» отозвали договор, примерно половину щитов «ГБУ Горинфор» демонтировал и увез на базу в Троицк, где уже скопилось несколько тысяч различных конструкций и билбордов».
Cтоличные чиновники положили в карман не меньше 50 процентов от общей суммы сметы всего проекта – порядка 45 миллионов. А люди, реально выполнявшие работы, остались в миллионных долгах
Вместо того, чтобы изготовить в рамках условий тендера новые конструкции, по словам Бажина, участники аферы взяли со склада департамента хранившиеся там 250 «илионовских» щитов. «Недоставало еще 200, – продолжает Бажин, — И перед августом пошел накат на другую компанию – «Олимп». С ними сначала расторгли договор. Начали демонтировать конструкции. И использовать их под видом новых. За снос, ремонт и прочие работы отвечал Максим Голомазов, давно работавший с правительством Москвы». Однако, по словам Бажина, сроки выполнения работ срывались, за два месяца было установлено всего 80 конструкций и проект могли вообще не завершить к выборам.
Поскольку рынок на этот момент полностью остановился, Николай совместно с компаниями «Металл-Стрит Инвест» и «ОМИС 92» (гендиректор Роберт Мирзоян) решили хоть что-то заработать и взялись отремонтировать старые щиты и устанавливать их по адресной программе во всех районах города. Мирзоян – Николай Бахин называет «решалой» (посредником) при властях. И говорит, что от правительства Москвы проект курировали руководитель Департамента СМИ и рекламы Москвы Иван Шубин и его заместитель Эдуард Королев. Компания Бажина выполняла работы на основании полученного от них письма. Также, по мнению Николая Бажина, столичные чиновники положили в карман не меньше 50 процентов от общей суммы сметы всего проекта – порядка 45 миллионов. А люди, реально выполнявшие работы, остались в миллионных долгах.
Аварийная агитация за президента
По словам Бажина, щиты устанавливались с очень серьезными нарушениями. «Иногда в земле находили старые блоки с ржавыми шпильками. Если на них не удавалось привинтить стойку, ее просто приваривали в нарушение всех правил, — Бажин в качестве примера приводит один из щитов, и сегодня стоящий на Дмитровском шоссе, — При сильном ветре все это может упасть на человека или машину, как уже неоднократно случалось».
В этом году обкатанную схему применили вновь. Ведь к президентским выборам все рекламные поверхности должны быть готовы к размещению агитации. 5 июня состоялся тендер на выполнение работ по изготовлению и поставке 400 рекламных конструкций в 2017 году. Заказчиком вновь выступил ГБУ «Горинфор». Заявленная максимальная цена контракта 44 325 000 руб. Выиграло аукцион ООО «Стинн», гендиректором которого является Роберт Мирзоян.
Для проведения нелегальных работ — ремонта, установки и обслуживания старых конструкций, потребовались крупные суммы наличными — несколько десятков миллионов рублей
Николай Бажин называет эту организацию прокладкой. «С базы в Троицке взяли щиты, ранее принадлежавшие компании «РусАлдор», убранные с улиц, как незаконные, и установили в разных округах и районах мегаполиса. Для проведения нелегальных работ — ремонта, установки и обслуживания старых конструкций, потребовались крупные суммы наличными — несколько десятков миллионов рублей». Бажин считает, что средства поступали на счета общества с ограниченной ответственностью «Металл-Стрит Инвест», а потом обналичивались и адресно распределялись на выполнение конкретных работ.
Бажин утверждает, что для того, чтобы вывести из-под ответственности реальных действующих лиц, в ООО был изменен состав учредителей и акционеров. Если раньше за серыми схемами могли стоять гендиректор и учредитель Алексей Алфимов и второй учредитель Александр Корж, то сейчас коммерческая структура, судя по всему, формально принадлежит подставным собственникам. По данным СБИС гендиректором и учредителем ООО, владеющей 50% уставного капитала сегодня является Наталья Щухлая.
Корреспондент ПАСМИ проехал вместе с Бажиным на производство, расположенное в промзоне по адресу ул. Вагоноремонтная 10А, где готовили к установке очередную партию старых щитов. В ангаре мужчины в спецовках ремонтировали несколько десятков ржавых конструкций, обновляя на них фанерную облицовку. На щитах видны названия фирм, которым они принадлежали ранее: «Илион» и «Олимп». Работягам не платят уже несколько месяцев. Но они надеются, что в итоге им хоть что-то перепадет.
«Московские власти договорились с Ходорковским»
Проконтролировать реальное выполнение всех прописанных обязанностей сторон — например, передвижения техники, логистику, и прочее. крайне сложно. По данным Бажина это приводит к накруткам в три — четыре раза и последующему выводу и распилу средств. В итоге на выполнение работ у подрядчика остается менее трети от первоначальной суммы контракта.
Если раньше «откат» составлял 10-20%, то сейчас мздоимцы забирают себе от 60 до 70%.
Оставшихся денег не может хватить на установку конструкций согласно всем нормам и стандартам. Что автоматически делает их опасными.
«Подобный подход царит и в других областях московского хозяйства. — рассказывает собеседник ПАСМИ, — Например, мне точно известно, что при монтаже остановок общественного транспорта подрядчик мог рассчитывать примерно на 32% от изначальной суммы контракта. На каждый из примерно 800 объектов выделялось более 200 тысяч рублей. Из которых подрядчик получал не более 75 тысяч. Некоторые остановки просто закатывались в асфальт даже без фиксации бетоном.
Бажин считает, что после того, как правила установки информационных щитов в корне изменились, вся эта сфера попала под контроль беспредельщиков. Осуществлять хозяйственную деятельность полностью в рамках нового законодательства стало физически невозможно.
Николай Бажин уже пытался придать огласке сложившуюся печальную ситуацию. Для этого он направлял материала в различные общественные организации и СМИ. Но данными не заинтересовались не только федеральные издания, но и оппозиционные. К примеру, еще весной писал письмо с изложением всех известных ему фактов в «Открытую Россию». Однако, как считает Бажин, структура, которой руководил Михаил Ходорковский, воспользовались полученной от Николая информацией для того, чтобы получить от столичных чиновников неофициальное разрешение на проведение несанкционированной акции «Надоел» 29 апреля 2017 года.
Редакция ПАСМИ направила в Департамент средств массовой информации и рекламы Москвы официальный запрос на тему возможного воровства бюджетных средств, выделенных на производство и установку рекламных щитов. В официальном ответе пресс-секретарь ведомства Константин Горохов пояснил, что «Работы согласно заключенному по итогам торгов в 2017 году договору в 2017 г. выполнялись ООО «СТИНН», по итогам торгов в 2016 г. — ООО «СТРОЙПРОЕКТАЛЬЯНС». Аукционы на вышеуказанные работы были признаны состоявшимися. Кроме того, результаты выполненных работ были неоднократно проверены уполномоченными органами власти, ответственными за соблюдение законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Нарушений по данным работам не выявлено. С учетом изложенного, считаем, что все конкурсные процедуры проведены законно и обоснованно, содержащаяся в запросе информация не соответствует действительности».
Из этого ответа, на наш взгляд, можно сделать вывод, что ведомство подтверждает факт того, что описываемые конкурсы состоялись, в них принимали участие названные Николаем Бажиным коммерческие структуры, а процедура проведения торгов соответствовала существующим нормам. Какие именно организации принимали работы, а также какие контрольные и надзорные органы подтвердили их полное соответствие закону и предварительному техническому заданию, остается не ясным.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале