Ритейл: народ экономит и выбирает федеральные, а не местные торговые сети
В конце апреля 2017 года Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть целесообразность запрета на открытие новых магазинов федеральными ритейлерами в регионах, если их совокупная доля уже превышает в регионе 50%. Поручение президента должно быть исполнено до 20 августа 2017 года. Таким образом, хотят защитить региональный бизнес и местных ритейлеров. В каких реалиях работают небольшие и федеральные торговые сети, как конкурируют между собой, читайте в материале ПАСМИ.
Прибыль 2-3% от оборота
На сегодняшний день темпы роста у всей сетевой торговли разные: кто-то стремительно растет, кто-то в таком же темпе падает. Из-за внешней сложной ситуации на рынке не все торговые сети успевают к этому приспосабливаться. Не у всех есть поддержка с точки зрения инвестирования и строительства новых магазинов. Основное правило ритейла сегодня – продавать как можно больше и быстрее, чтобы деньги быстро оборачивались. Прибыль крупного ритейла сегодня составляет 2-3% от оборота. Поэтому удержаться на плаву и нарастить позиции удается только за счет оборота. Правда не у всех это получается.
Место мелких регионалов занимают федеральные или местные торговые сети
По словам Андрея Карпова, председателя правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) сети «Окей» и «Дикси» демонстрируют худшую динамику, по сравнению с другими федеральными ритейлерами. Активно развивается Х5, на днях открывшая десятитысячный магазин. Эта сеть ставит перед собой задачу вернуть себе первое место на рынке и активно инвестирует в открытие новых магазинов. Также активно развивается «Лента»: эта сеть ставит себе в планы занять третье место в первой тройке лидеров, после Х5 и «Магнита», сместив «Ашан». По итогам 2016 года, «Лента» по обороту находится на пятом месте (немного не дотянув до «Дикси»). Ее основной конкурент – «Ашан». Борьба идет жесткая и ежедневная.
Какие-то игроки уходят с рынка и их место занимают либо федеральные сети, либо крупные региональные ритейлеры
У региональных ритейлеров ситуация в целом не лучше. Есть игроки, которые вообще уходят с рынка. «Последние три года происходит снижение потребительской активности. При снижении товарооборота и наличии ритейлеров, которые увеличивают свою долю на рынке, естественно, что кто-то эту долю теряет. Какие-то игроки уходят с рынка и их место занимают либо федеральные сети, либо крупные региональные ритейлеры», — рассказал Карпов.
И даже при сложной ситуации на рынке региональные сети успешно конкурируют с федералами. По словам Андрея Карпова, серьезные позиции у сети «Холидей» из Новосибирской области, а также у сети «Мария-Ра» с Алтая.
Производители продуктов завышают закупочную цену для региональных ритейлеров
Еще несколько лет назад выход федеральных ритейлеров в регионы играл положительную роль. В регионах, в которых отсутствовал цивилизованный ритейл, федеральные сети снижали цены как минимум на 20-30%. Тогда региональный ритейл жаловался, потому что он привык зарабатывать больше.
Станислав Наумов, директор по работе с государственными органами власти Х5 Retail Group рассказал, что федеральные торговые сети живут в условиях постоянной жесткой конкуренции. «Нет отдельного производителя и отдельного ритейлера, есть несколько конкурирующих друг с другом на территории определенного района города магазинов разных форматов. Очень сложно убедить покупателя прийти именно в твой магазин», — уточнил он.
По словам Наумова, сетевая торговля – это 4000 наименований на полках. В частности, сеть Х5 Retail Group – это 3 млрд посещений в год и, соответственно, это 3 млрд покупок, плюс это еще и 5000 поставщиков.
При таких объемах понятно, что крупные сети имеют большую рыночную силу и рассчитывают на лучшую цену при закупке товаров. Это нормальная мировая практика. Но это означает и то, что покупатели предпочитают крупные сети небольшим магазинам.
Клиент уходит к федералам, потому что у них более низкая цена, — рассказал известный предприниматель, региональный ритейлер Дмитрий Потапенко . По его словам, производители жестко прессуют регионального ритейлера, отпуская товар дороже, чем для федеральных сетей. «По накладным цена дороже, чем розничная цена у федералов. Получается, что закупочная цена для нас на 10% выше, чем розничная цена в федеральном ритейле», — пояснил он. И добавил, что производителю надо разносить продуктовую линейку, чтобы она не пересекалась у регионалов и федералов.
«По накладным цена дороже, чем розничная цена у федералов. Получается, что закупочная цена для нас на 10% выше, чем розничная цена в федеральном ритейле»
Не все поставщики могут быть на полках федеральных ритейлеров, — считает Андрей Карпов. По его словам, сегодня Минпромторг ратует за многоформатную торговлю: это рынки, нестационарная торговля, мобильная и дистанционная торговля и так далее. Но Минпромторг определяет лишь подходы, реализовывать которые должны регионы. Если регион сносит рынки, мобильную торговлю, ларьки, — кто в этом виноват?! Эти вопросы – компетенция субъекта. «В Новой Москве точно найдутся места, где потребитель не имеет большого выбора в объектах торговли. Центральный административный округ Москвы (ЦАО) тоже очень сильно страдает от отсутствия доступных объектов. И это не должно решаться на федеральном уровне. Это задача региональных властей», — пояснил Карпов.
Покупатели в регионах экономят все сильнее
«Средний чек стремительно падает. Это очень заметно в нашей сети», — рассказывает Николай Рассадин, директор ООО «Империал» из Пскова. По его словам, с рынка уходят местные сети из-за экспансии федеральных сетей. Местные сети не могут конкурировать с федералами по ценам. Такие гиганты как «Х5» и «Магнит» постепенно выдавливают местные сети. Последние лет пять магазины федералов открываются один за другим. Есть случаи, что на одной улице напротив друг друга стоят магазины одной федеральной сети. Причем крупные сети заходят даже в небольшие городки.
Как при помощи полиции отнимают бизнес у московского коммерсанта
Рассадин также хорошо видит по своей сети, что люди начинают экономить и подходят к этому очень серьезно. Он пояснил, если до 2014 года люди покупали по принципу «за что глаз зацепился, то и беру», то сейчас покупатель приобретают только строго необходимое на сегодня, ориентируясь на товары со скидкой. Это самая большая проблема – финансовое положение покупателей. «Денег практически нет у людей. Нам приходится ужимать ассортимент, оставляя на полках только то, что людям действительно необходимо», — заключил он.
Дмитрий Потапенко также отметил снижение покупательной способности. По его словам, средний чек в деньгах растет, но в тоже время товарная инфляция прирастает в год на три-четыре процента как минимум. В сети Потапенко средний чек составляет 250-312 рублей. «При этом не растет количество клиентов. Покупатели уходят к федералам, потому что у них более низкая цена», — рассказал он. Однако, в целом предприниматель настроен оптимистично, говорит, — выживем, потому что научились не только дышать под водой, но и в песке под водой. По его словам, печально, что вместо красивых проектов приходится заниматься «макаронами в мешках». «Раньше в России было 20 млн человек за чертой бедности, сейчас – 22 млн человек, поэтому мы переходим в «трешовый» формат. Региональные магазины из супермаркетов переходят в состояние «возле дома». Мы «режем» внешнее оформление, потому что сейчас брендами являются только федеральные сети. Лучший бренд сейчас – это «продукты 24 часа». Соответственно более дешевая отделка, более дешевые товары», — рассказал Потапенко.
О среднем чеке в 500 рублей, рассказал Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям компаний «Избенка» и «ВкусВилл». Отметим, что магазины этой сети открыты в Москве и Московской области, где в целом ситуация с деньгами у населения более-менее стабильна. На сегодняшний день открыто 360 магазинов. По словам Щепина, средний чек не падает и кризиса на себе сеть не ощущает. Наоборот, количество покупателей растет. «У нас российские продукты, мы много работаем над улучшением состава каждого продукта. Что касается ассортимента, над ним работа ведется ежедневно. В месяц появляется около 50 новинок, «слабые» продукты выводятся из ассортимента. И так постоянно», — пояснил он. Востребованный ассортимент помогает сети развиваться.
На сети сбрасывают контролирующий «десант»
Контролирующие организации в период кризиса повышают свою активность. Стране необходимо наполнять казну, бюджет и «штрафные» деньги играют тут важную роль. Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФАС, прокуратура, региональные органы в сфере потребительского рынка, а также ФТС – это главные, основные контролирующие организации для ритейла.
Проблемы с контролирующими организациями у ритейлеров были, есть и будут, — считает Дмитрий Потапенко. Он уточнил, что три года назад в России было 50 нетарифных сборов, сейчас уже 70. Поэтому принципиальных изменений в проверках не произошло.
«Десант» фиксирует случаи плохой уборки снега перед входом в магазин, наличие пыли на прилавке, неверное оформление ценника. Да, это нарушения. Но зачем для выявления его присылать такую бригаду
По словам Евгения Щепина, у сети «ВкусВилл» нет сложностей с проверками. Если в ходе проверки выявляются какие-либо нарушения, сеть их устраняет и работает дальше. Если с претензией сеть не согласна, то «оспариваем ее в установленном законом порядке». Для этого в компании работает юрист, который специализируется именно на розничной теме. «Особых сложностей с законодательством и проверками сеть не испытывает. Если мы виноваты, то платим штрафы только официально», — уточнил он.
О проверках со стороны сразу нескольких правоохранительных структур рассказал Андрей Карпов. По его словам, как правило, проверяется сетевая торговля, несмотря на то, что большее количество нарушений — в несетевой торговле. На объект высаживается «десант», включая работников прокуратуры, полиции, Роспотребнадзора и других проверяющих структур. Конечно, находят что-то. Но вопрос в том, насколько это соразмерно «десанту». Например, такой «десант» фиксирует случаи плохой уборки снега перед входом в магазин, наличие пыли на прилавке, неверное оформление ценника. Да, это нарушения. Но зачем для выявления его присылать такую бригаду?! Пыль на полке мог выявить один человек из Роспотребнадзора, — заключил Карпов.
ФАС контролирует ритейл
С начала 2017 года во всех крупных и заметных торговых сетях работает ФАС. В основном запрашиваются документы на проверку. Здесь появляется очень много политики, — отмечает Андрей Карпов. Он уточнил, что проверки ФАС связаны с поправками в закон о торговле, инициатором которых выступила Ирина Яровая. Например, появилось мнение, что торговые сети придумали дополнительные тарифные сборы и ФАС вынужден это проверять. «ФАС с удовольствием бы отказался контролировать торговлю и передал эти функции Роспотребнадзору. Нарушений в сфере торговли стало значительно меньше. Потому одно, когда ты контролируешь соблюдение закона, другое, когда возникает политическое мнение о высоких наценках. Тогда, несмотря на то, что законодательство в основном не регулирует цены на полке магазина, ФАС вынужден как-то реагировать на политический запрос», — резюмировал Андрей Карпов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале