Как при помощи полиции отнимают бизнес у московского коммерсанта
Крайне подозрительное уголовное дело, не считающиеся с решениями российских судов и мнением Генеральной прокуратуры РФ высокопоставленные полицейские, пытающиеся «отжать» бизнес уроженцы Дагестана, очевидные признаки рейдерского захвата — вот фрагменты очередной дикой истории взаимоотношений предпринимателей с российской властью.
Подозреваемый в краже у самого себя
Ранним утром 17 мая 2016 г. к московскому бизнесмену Кириллу Дымочкину пришли с обыском оперативники столичного УВД СЗАО. Из их слов следовало, что успешный предприниматель средней руки подозревается в мошенничестве (4 часть 159 статьи УК РФ). Одновременно коллеги незванных гостей коммерсанта явились по еще нескольким адресам в Москве, Московской и Тверской областях: к сотрудникам, родственникам и подчиненным Дымочкина. В итоге этой обширной операции были изъяты документы по работе принадлежавшей предпринимателю компании, компьютеры, средства связи и многое другое. Выяснилось, что Дымочкин, помещенный в изолятор временного содержания, а позже отправленный судом под домашний арест, проходит фигурантом расследования, начатого почти за полгода до указанных событий по заявлению двоих акционеров фирмы, в которой он является учредителем. «Когда я сидел в камере ИВС, было полное ощущение, что меня закрывают надолго». — рассказал Кирилл Дымочкин.
Бывшие сотрудники компании Дымочкина Елена Родикова и Леонид Бабинский, которым в общей сложности принадлежит около 0,099 % процентов акций ОАО «Второе московское монтажное специализированное управление «Энерготехмонтаж» (2ММСУ — строительная компания, осуществляющее энергетическое строительство) обвинили бывшего шефа, являющегося собственником более чем 70 процентов акций этого ОАО в нанесении коммерческой структуре ущерба в особо крупном размере. Согласно фабуле обвинения он «не позднее 16.08.2010 г., точное время следствием не установлено, при неустановленных обстоятельствах, совершил хищение путем обмана и злоупотребления доверием генерального директора ОАО «2ММСУ» Гамзатова Э.Г., имущества, принадлежащего ОАО «2ММСУ».
За этим набором размытых канцеляризмов стоит чреда грустных, но привычных для нашей страны событий. Кирилл Дымочкин был знаком с Эльдаром Гамзатовым с юности. Коммерсант вспоминает, что они с приехавшим в столицу из Дагестана товарищем еще в прошлом веке буквально «ели с одной тарелки». Когда в 2004 г. Кирилл зарегестрировал «2ММСУ», где занял пост председателя Совета директоров, то позвал к себе Гамзатова, с которым уже имел опыт совместной работы и потому полностью доверял, генеральным директором. Немного позже московский предприниматель начал развивать другое направление бизнеса. А через некоторое время выяснил, что Гамзатов параллельно открыл собственную «зеркальную» фирму, куда переманивает не только работников — в том числе Родикову и Бабинского, но и заказчиков «2ММСУ». Особенно не скрывая желания завладеть также имуществом акционерного общества, доведя возглавляемое им ОАО до фактического банкротства, Гамзатов откровенно передавал подряды на строительство своей компании.
Миллионные кредиты, взятые на развития предприятия, строительство производственных помещений, выплату зарплаты работникам и налогов государству выплачивает сам Кирилл Дымочкин. Коммерсанту пришлось для этого не только заложить свою квартиру, но и продать машину и мотоцикл
Не став терпеть очевидного саботажа, Дымочкин добился через суд проведения собрания акционеров, на котором было принято решение о замене проворовавшегося директора ОАО. Освобожденный от должности Гамзатов не только отказался передать своему преемнику уставные документы, печати и бухгалтерию, но и, по мнению адвоката Дымочкина, убедил нескольких миноритарных акционеров, находящихся от него в служебной и финансовой зависимости, инспирировать ряд арбитражных тяжб. Поводом для этого стала продажа за 1,5 млн руб. дочернему предприятию ООО «КнехТ» участка земли, ранее находившегося на балансе «2ММСУ». Сделка была одобрена Советом директоров и проведена в строгом соответствии с законом. Договор купли-продажи имущества по балансовой стоимости подписал в присутствии нотариуса тот самый «добросовестно заблуждавшийся» (формулировка следствия) Гамзатов, а денежные средства поступили на счет организации. Таким образом, никакого ущерба ОАО причинено не было. В итоге нескольких абсолютно легальных сделок Дымочкин выкупил 100% акций ООО «КнехТ» и в настоящий момент является единственным учредителем этой компании. Фактически, актив одной принадлежащей бизнесмену коммерческой структуры перешел к другой его фирме. После необходимых разбирательств все судебные инстанции признали правоту Дымочкина и отказали в исках миноритарным акционерам.
При этом миллионные кредиты, взятые для развития предприятия, строительства производственных помещений, выплаты зарплаты работникам и налогов государству регулярно погашал и до сих пор продолжает выплачивать сам Кирилл Дымочкин. Для чего коммерсанту пришлось не только заложить свою квартиру, но и продать машину и мотоцикл.
Был бы бизнесмен, а дело сошьем
Не сумев заполучить желаемое через арбитраж, Гамзатов принудил подконтрольных ему миноритарных акционеров написать заявление о совершении Дымочкиным мошенничества, обвинив его в незаконном выводе активов ОАО «2ММСУ». Не смотря на то, что все сделки на эту тему признаны арбитражами законными, уголовное дело чудесным образом было возбуждено, а Дымочкину предъявили абсурдное обвинение в том, что он «получил возможность пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом».
«В уголовном деле признаны потерпевшими несколько миноритариев, каждому из которых якобы причинен ущерб на сумму свыше 1 млн руб., — рассказывает адвокат коммерсанта Елена Сычева, — При этом акции по-прежнему при них, а оспариваемый участок земли никогда им и не принадлежал! Ведь согласно российским законам акционеры ОАО являются собственниками своих акций, но не имущества, принадлежащего юридическому лицу. Гамзатов же выступает в удивительной роли «орудия преступления»: согласно его показаниям, он, будучи обманутым Дымочкиным, подписал договоры как о продаже имущества ОАО «2ММСУ», так и о продаже доли уставного капитала ООО «КнехТ». В чем заключался обман, и как он, такой наивный, мог руководить крупным ОАО – Гамзатов скромно умолчал».
Как полиция наплевала на закон, суды и Генпрокуратуру
Елена Сычева утверждает, что следствие прямо игнорирует российское законодательство, а конкретно установления ст. 90 УПК РФ – преюдицию. «Все доводы обвинения, инкриминируемые Дымочкину, были предметом исследования Арбитражного суда г. Москвы и по ним вынесены вступившие в законную силу решения, не требующие дополнительных разбирательств и являющиеся безусловным доказательством. В итоге длящегося более полутора лет расследования Дымочкин провел под домашним арестом 11 месяцев, а сейчас находится под подпиской о невыезде. За это время сменилось три следователя, но на что ушло столь немалое время их оплаченной за счет налогоплательщиков работы — непонятно. Где находятся реестр акционеров «2ММСУ», бухгалтерские документы и печать организации – неизвестно. Производственные мощности простаивают, объекты недвижимости приходят в запустение. А реальные акционеры ОАО терпят настоящие, а не выдуманные убытки».
Жалобу на незаконное уголовное преследование Дымочкина рассмотрела Генеральная прокуратура РФ. В официальном ответе, подписанном начальником отдела по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей Владимиром Чернышовым, говорится: «…установлено, что расследование по уголовному делу, фигурантом которого является Дымочкин К.П., должным образом не организовано, допущены неполнота следствия и волокита. Предъявленное ему обвинение не соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, поскольку не основано на собранных материалах уголовного дела».
Высокопоставленный полицейский начальник заявил о своей уверенности в виновности бизнесмена. При этом пояснил, что решения Арбитражных судов приниматься во внимание не будут
В июне 2017 г. следователь в беседе с адвокатом предложил защитнику обсудить с Дымочкиным возможность переквалификации обвинения на другую статью УК, с последующим прекращением уголовного дела за истечением срока давности. Однако основным условием такого «милосердия» являлось признание коммерсантом его вины. Дымочкин от столь лестного предложения отказался, пояснив, что ни в чем не виноват и признаваться ему не в чем. Тем более, что признание вины неизбежно приведет к пересмотру всех выигранных им арбитражных процессов и последующей потере бизнеса.
Из кармана в карман: как сдать в аренду государству его же недвижимость
27 июня Дымочкина и его защитников принял заместитель начальника ГСУ ГУ МВД по г. Москве Александр Галицкий. Высокопоставленный полицейский начальник заявил о своей уверенности в виновности бизнесмена. При этом пояснил, что решения Арбитражных судов приниматься во внимание не будут, так как «судом не в полной мере исследованы все обстоятельства сделок». А официальный ответ Генеральной прокуратуры Галицкий вообще назвал «частным мнением», добавив, что новая формула обвинения согласована с прокуратурой СЗАО г. Москвы, а уголовное дело по обвинению Дымочкина будет направлено в суд.
Классический рейдерский захват
История Дымочкина рассматривалось и на заседании Общественного Совета Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК). Председатель ЦОП БПК Андрей Назаров заявил, что «В этом деле очень много из классического рейдерского захвата. Есть тут и недобросовестное давление на конкурентов». А эксперт ЦОП БПК Борис Кожемякин отметил наплевательское отношение полиции к решениям арбитражных судов: «Когда же, наконец, мы привлечем хоть одного следователя, прокурора, судью общего суда к уголовной ответственности за то, что размазывается по стенке арбитраж?! И сам арбитражный суд думает защищать свою честь и достоинство?! Это безобразие, но сегодня лейтенант полиции может отменить любое решение высшего арбитражного суда по простой причине, что оно ему «не нравится»: плохо исследовали, не то приняли во внимание».
Рационально объяснить удивительную настойчивость полиции в желании «закрыть» коммерсанта сложно. В частных беседах сотрудники МВД, знакомые с делом Дымочкина, называют весьма вероятной личную заинтересованность конкретных оперативников и следователей в обвинении предпринимателя с последующим «отжатием» его бизнеса. Возможно, мотивировать правоохранителей помогли связи брата Эльдара Гамзатова, занимающего сегодня в республике Дагестан весьма высокий пост.
Следователи, которые и делают всю грязную работу, чаще всего являются лишь винтиками в ужасном механизме, а над ними стоит огромный аппарат контроля, надзора, руководства и прочих заинтересованных лиц
Статья «мошенничество» является в подобной ситуации весьма удобным инструментом. «В повседневной юридической практике 159 статья УК РФ стала своеобразным «кистенем» для битья предпринимателей, — говорит Елена Сычева, до начала адвокатской карьеры работавшая следователем, — Она используется как способ борьбы с конкурентами, разрушения чужого бизнеса, как способ пересмотра проигранных арбитражных процессов по основанию «вновь открывшиеся обстоятельства» и во многих других случаях произвола. Не буду говорить, что все уголовные дела, возбужденные по ней — «заказные», но случаи необоснованные возбуждения уголовных дел отнюдь не единичны. Далеко не все эти уголовные дела доходят до суда, хотя есть и такие случаи (заканчивающиеся, как правило, осуждением обвиняемых). Иногда для того, чтобы расправиться с конкурентом достаточно несколько месяцев активного следствия, сопровождающегося обысками в организации, наложениями ареста на имущество организации, изъятия бухгалтерии и документооборота, постоянными вызовами на допросы сотрудников предприятия, а также его контрагентов. Как правило, этого достаточно, чтобы парализовать деятельность организации, сделать ее непривлекательной для инвестирования и партнерства, ограничить возможности кредитования, то есть по сути, уничтожить бизнес, вне зависимости от сферы деятельности.
А когда цель достигнута… уголовное дело можно и приостановить «за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» . Это приостановленное уголовное дело будет висеть дамокловым мечом над своими «фигурантами», ведь его в любой момент можно возобновить. И особо хотелось бы отметить, что следователи, которые и делают всю грязную работу, чаще всего являются лишь винтиками в ужасном механизме, а над ними стоит огромный аппарат контроля, надзора, руководства и прочих заинтересованных лиц».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале