Олег Совершенный: «Получить по носу и свернуться? С таким подходом никакого бизнеса у нас не будет»
Бывший федеральный чиновник решил заняться сельским хозяйством в Ростовской области и столкнулся с бездействием властей, рейдерами и дагестанскими бандитами. Свою историю борьбы за землю и бизнес рассказывает предприниматель Олег Совершенный.
— Как вы оказались в сельскохозяйственном бизнесе, почему решили им заниматься?
— В моей жизни был период военной службы, за время которого я сдружился с некоторыми сослуживцами, вместе жили, защищали друг-друга. В 90-е, когда служба закончилась, занялись бизнесом. И так же друг-другу помогаем в жизни, работаем вместе, делаем совместные проекты.
Но за время, пока мы занимаемся бизнесом, с жизненным опытом пришло осознание, что необходимо сделать что-то для общества. Создали региональную общественную экологическую организацию «Сохрани мир», детскую конно-спортивную школу «Амулет», общественное движение «Чистый двор», решили серьезно помогать детям и тут я предложил своим друзьям и партнёрам заняться сельским хозяйством, которое станет основой не только нашего финансового благополучия, но и социально значимым делом.
— Вы же могли выбрать любую сферу? Были финансы, было влияние. Почему не коммерция, почему социальный проект, да еще и связанный с сельским хозяйством?
— Изначально была идея, а она до сих пор существует и будет воплощена, создать детский дом. Такой дом, в котором жили и учились бы не только сироты, но и наши родные дети. А в нем дать каждому человеку развиться там, где он может развиваться. Способен пахать — пусть пашет! Способен быть физиком — дать образование как физику!
И идея о создании детского дома совпала с началом конфликта на Украине и проблем непризнанных республик ЛНР и ДНР. Особенно в начале, когда появилось много бездомных детей, чьи родители погибли в войне. В общем, семейный детский дом человек на 100. И наша задача не столько заработать денег, сколько обеспечить деток, чтобы они могли прокормиться, независимо от наших успехов в бизнесе.
— Идея понятна, как вы стали ее реализовывать?
— Мы решили приобрести у Александра и Надежды Гориных земли хозяйства площадью 3.5 тысячи гектар, голый актив, только землю, техники уже не было. Тогда на нас вышел местный предприниматель Евгений Гричка с предложением о совместной работе. Он вносит технику, мы землю и пополам оплачиваем все расходы на семена, ГСМ, химикаты. Тем более, что Гричка, являясь управляющим этими землями в течении предшествующих четырёх лет, их успешно обрабатывал и получал значительные урожаи. Да и лишать человека работы не хотелось. Он лучше нас разбирался в сельском хозяйстве, мы посчитали, что такой человек может быть полезен проекту.
Справка: Александр Горин
Александр Горин бывший военный, после выхода на пенсию занялся предпринимательством — он и его супруга владеют фермерским хозяйством. Евгений Гричка — бывший партнер и управляющий хозяйством Горина. Спор между двумя бывшими партнерами происходит на землях и за земли, которые приобрел Совершенный.
— Вы сейчас владеете всеми этими землями?
— Нет, в результате приобрели около 2 тысячи гектар, а 1.5 тысячи находились в аренде у Горина, но по какой-то причине договор расторгла администрация Октябрьского сельского района по представлению прокуратуры. Сейчас это решение оспаривается в суде и если будет отменено, то Горин сможет выкупить эту землю и передать ее нам. Деньги на ее покупку уже есть. Точно такие же восемь исков было подано прокуратурой и в Багаевском районе, но эти споры прокуратуре выиграть не удалось. Несмотря на организованные ею проверки использования земли. Единственным земельным участком, который использовался с нарушениями, оказался участок, находящийся на тот момент в аренде у жены Грички, но по неизвестным причинам, после того как выяснилось, что отвечать должна Гричка, пыл прокуратуры сошел на нет и результаты проверки, хоть и были оформлены в виде акта не повлекли никаких последствий для Грички и его жены.
— По какой причине расторгли договор?
Надуманно. Якобы земля не обрабатывается, но ведь сам Гричка должен был ее обрабатывать! Но не обрабатывал и никого не допускал. Все эти моменты не рассматривались ни судом, ни прокуратурой.
— Гричка, на ваш взгляд, имел отношение к этим проверкам?
— Да! Сейчас администрация провела еще один конкурс на эту землю, на котором завысила цены до максимально возможных и победил Салтыков, доверенное лицо Грички. Этот Салтыков, естественно, не выполнил условия конкурса, не оплачивает баснословные суммы. А если бы аренда не прервалась, то эту землю можно было бы выкупить по льготной цене.
— Вы знали о том, что идет спор за эту землю, когда вступали в переговоры с Гориным?
— Спора за землю никакого не было, перед покупкой проверили по всем базам. Да, предыдущий хозяин, Горин, предупредил нас, что у него есть конфликт с бывшим его управляющим и партнером, а Гричка подтвердил, что новых собственников этот конфликт не касается. Тогда мы не стали вдаваться в подробности этого спора – кто прав, кто виноват – для нас все равны.
— Горина вы не знали до этого?
— Познакомился с ним уже в процессе. Как потом выяснилось, четыре года назад ему порекомендовали Гричку как специалиста в сельском хозяйстве. Горин учредил компанию, сделал Гричку своим партнером. В результате, четыре года не получал ничего, а когда начал задавать вопросы, то лишился дома, трех машин. Все сожгли. И после этого ему поступило предложение о продаже земли. Для примера, рыночная стоимость этой земли около 100-150 млн рублей, а предложили продать за 20 млн. К сожалению об этом мы узнали после совершения сделок по покупке хозяйства.
— Чем окончилось ваше сотрудничество с Гричкой?
— В итоге, мы передали Гричке 5 000 000 рублей, из 1500 гектар, которые должны были быть засеяны, было засеяно 256. Когда начали выяснять причины, то Гричка пытался сослаться на погоду, что-то еще, хотя все вокруг засеяли свои поля. И при этом нам известно, что Гричка помогал соседям, естественно за деньги, обрабатывать землю.
А в какой-то момент, когда я находился на отдыхе с семьей, мне сообщили о захвате земли. К нам на территорию приехали какие-то спортивные ребята, которые под угрозой расправы выгнали с территории моих сотрудников.
— А полиция? Почему не отреагировали на крепких молодых людей?
— Они их всех знают. Когда писали протокол, даже не спрашивали имена «захватчиков», полиция всех наизусть знает. И захватчики заранее подали заявление в суд, что мы им якобы чиним препятствия по обработке совместной земли.
— Это Гричка обратился в суд?
— Гричка, кто же еще. И тут же под этим предлогом захватил территорию, а приехавшей полиции предоставил заявление в суд. Сотрудники нам прямо заявили: «Вы решите в суде, тогда и будем разбираться».
— А что дальше делали вы?
— Так получилось, что наш управляющий, не посоветовавшись со мной, за помощью обратился к криминальным структурам. Я приезжаю на какое-то собрание, там все эти криминальные ребята, авторитеты, но моя задача была сказать: «Я никого не вызывал, мой управляющий испугался и побежал к чеченам. Я выбираю правовой путь, у меня есть полиция, и я там буду «долбить по законам государства». В итоге, с криминалитетом разошелся.
— А судебная система?
— Я обратился в суд и получил решение о немедленном освобождении территории, но судебные приставы по какой-то причине перенаправили исполнительный лист в соседний район. И это немедленное решение вступило в силу только через месяц, а за это время Гричка собрал и вывез весь наш урожай. Мы оплатили ему половину всех расходов, а он просто вывез весь урожай и оставил нас за прошлый год в минусе.
Сейчас мы судимся. Суды идут с задержкой в месяц, выносят правомерные решения, которые оспаривает и затягивает Гричка.
— А как отреагировали власти: прокуратура, местные власти, полиция?
— Как отреагировали понятно. На все жалобы стандартный ответ — нет состава преступления. Мое мнение, что полиция не работает. Не знаю, чем она занята, может быть мелкими происшествиями, а предпринимателю никакая милиция точно не поможет. Я общаюсь с бизнесменами в области — на юге России в милицию лучше не ходить – еще хуже будет.
Например, в нашем случае, начальник криминальной полиции Багаевского района приезжает на происшествие, когда вывозят урожай, отъезжает на 200 метров, возвращается и говорит, что из управление собственной безопасности посоветовали сюда не ездить.
Я писал во все надзорные органы, но они спускают жалобы на место, написал даже лично Путину, но потом это все спустилось по главкам, а главки передали на места. Даже жалоба на милицию Багаевского района пришла в Багаевский район. Сами на себя и проводили проверку.
— Получается, что это отработанная схема?
— Да, по факту это группа рейдеров. Они создали схему, по которой под любым предлогом приходят на предприятие, потом приезжают, как и в нашем случае, крепкие молодые люди из Дагестана судя по всему, а арбитражный суд называет все это «спором хозяйствующих субъектов». В арбитражном суде полный беспредел. И во всех этих делах одни и те же фамилии. Гричка, судья Лебедева. Это устойчивая группа рейдеров, которая с помощью судьи Лебедевой топит предприятия, не одно предприятие уже потопили.
Справка: рейдерская группа Касьяненко-Гричка
Фамилия Гричка действительно неоднократно упоминается в сети интернет в контексте рейдерских схем. Пострадавшие от его действий даже создали сайт посвященный деятельности Грички и Касьяненко (еще один участник группы). Гричка, его сестра Мрыхина Касьяненко являются учредителями фирмы “Колос+”.
— Гричка настолько влиятельный человек в области, что может решать такие вопросы?
— Не думаю. Там есть Касьяненко. Он поглавнее, а Гричка это торпеда — исполнитель.
— Если это организованная группа, сколько они уже могли вывести средств?
— Сотни миллионов.
— А вы, как предприниматель, с такими случаями сталкивались?
— Предпринимателем года нет как стал, до этого сам был чиновником. Я не планировал бросать госслужбу, но пришлось – проблемы с нашим хозяйством заставили. Собрал под идею деньги с людей и опростоволосился, если не решу эту проблему, то буду вынужден где-то взять эти деньги и вернуть моим друзьям и партнерам.
В итоге мне пришлось создать и возглавить отделение общественной организации «Центр противодействия коррупции» в Ростовской области. Боремся с коррупцией и хлеб пытаемся выращивать.
— Расскажите подробнее про «Центр противодействия коррупции».
— С коррупцией же у нас только на бумаге государство борется. У нас целые структуры созданы для этой борьбы, но когда дело доходит до практической части — нет поддержки.
— Но какое-то содействие есть?
— Конечно, хотя бы можем придать гласности преступления. Нас уже труднее заткнуть.
— А пытались заткнуть?
— Нас просто не слушают. Просто игнорируют, все органы власти просто игнорируют наши обращения. Полиция. Губернатор. ФСБ. Прокуратура. Я писал в партии. Юрист подготовил мне список, куда можно написать. Везде написал. Даже уполномоченному по правам человека. Предприниматель на земле никому не нужен. За МКАД жизни нет. Просто молчат. Просто даже ответа зачастую не приходит.
— А много жалоб приходит в вашу организацию?
— Мы сейчас искусственно не инициируем прием этих жалоб, хотим разобраться в том, где заинтересованы, и показать предпринимателям, что можем победить. Все боятся обращаться. Люди не верят никому. Ни полиции, ни прокуратуре, ни ФСБ, никаким властям.
— Сдаваться вы не планируете? Что будете делать дальше?
— Не будет работать “Центр противодействия коррупции” значит пойдем в губернаторы, еще куда-нибудь — надо же как-то свои права защищать. Сразу по носу получить и свернуться? Многие так живут, но это неправильно! Никакого развития бизнеса с таким подходом не может быть!
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале