Алчность чиновников официально признали причиной коррупции
Представители власти и бизнеса встретились на общей площадке, на шестом Евразийском антикоррупционном форуме в Москве, чтобы выяснить в одном ли направлении движутся в борьбе с коррупцией. В итоге бизнес отметил, что не идет на сотрудничество с правоохранительными органами, так как уверен, что его интересы не будут защищены. Между тем в соседней Беларуси нашли способы разрешения этой дилеммы.
Мировые корпорации не брезгуют коррупцией
Госзакупки — в одни руки: губернатор Иркутской области раскрыл свои секреты борьбы с коррупцией
О том, что сегодня коррупционные практики являются основой успеха многих мировых корпораций, заявил Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки в ходе приветственного слова.
«В условиях глобализации коррупционные практики порой закладываются в основу успеха рыночной стратегии многих мировых корпораций, захватывающие рынки развивающихся государств», — рассказал Нарышкин. Он отметил, что этот факт подтверждается в современных научных исследованиях.
Отметим, что шестой Евразийский антикоррупционный форум в этом году носит название «Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции». В этой связи Сергей Нарышкин особо отметил, что борьба с коррупцией невозможна без поддержки гражданского общества. По его мнению, хорошим примером такой работы является Общественный народный фронт (ОНФ).
Бизнес не понимает, что происходит с коррупцией
Свежие данные «Бизнес-барометра коррупции» за 2017 год представила Елена Дыбова, вице-президент Торгово-Промышленной палаты РФ. В ходе этого проекта ТПП задает предпринимателям во всех уголках нашей страны анонимно пять простых вопросов. Среди опрошенных: 70% — это представители малого бизнеса, 30% — среднего и крупного бизнеса. Причем, основная часть предпринимателей работает в России около десяти и более лет.
По последним исследованиям постоянно сталкиваются с коррупцией — 13% предпринимателей, находятся под коррупционным давлением — 40%.
«Как изменился уровень коррупции за год?» 19% предпринимателей считают, что уровень коррупции увеличился, 19% — снизился. «То есть мы видим разноплановый тренд, — не понимают предприниматели, что происходит с уровнем коррупции», — отметила Елена Дыбова.
Средняя взятка для чиновников снизилась из-за кризиса
«В 2017 году подарки дарите, платежи (прим. ред.: взятки) делаете?» Тенденция за год снизилась почти на три процентных пункта и составила 32%. «Сумма такого платежа, так как в стране кризис, снизилась и насчитывает от 3 до 10 тысяч рублей», — рассказала вице-президент ТПП РФ.
Напомним, что в 2016 году большинство предпринимателей говорили о средней взятке в 25 – 150 тысяч рублей. Самыми коррупционными направлениями остались те же, что и были в 2016 году: это получение справок, лицензий; государственные и муниципальные закупки; надзор за предпринимательской деятельностью. При этом в новом опросе каждый двадцатый предприниматель отметил, что сталкивается с коррупцией в природоохранной сфере.
Был в «бизнес-барометре» вопрос, связанный с причиной распространения взяточничества. Почти 40% бизнесменов отметили алчность чиновников, более 20% обвиняют противоречивое законодательство, и еще 20% считают, что это традиции, менталитет, в общем — традиция.
Как в России обходят законодательство в сфере госзакупок?
Счетная палата РФ по итогам 2016 года выявила 798 нарушений (по 44 и 223 ФЗ о закупках) на общую сумму более 33 млрд рублей. Об этом рассказал Юрий Воронин, руководитель аппарата Счетной палаты РФ. По его словам, особое внимание ведомства приковано к государственным и корпоративным закупкам. По итогам 2016 года объем открытых закупок государственного, муниципального и корпоративного сектора в целом составил более 32 трлн рублей. В частности, по 44 ФЗ объем закупок составил 6,5 трлн рублей, что практически на уровне показателей 2015 года. По 223 ФЗ – 25,7 трлн рублей, рост за год составил 11%.
Последние два года отсутствует рост показателей конкурентности закупок, подчеркнул Воронин. Среднее количество участников закупок – три заявки. Причина такой ситуации – постоянно меняющееся и очень сложное законодательство. Так за время существования 44 ФЗ о закупках внесено 35 изменений, принято 190 подзаконных актов, из них фактически действующих — более 100.
Воронин рассказал о наиболее ярких нарушениях в сфере госзакупок. Так законодательство в сфере закупок «обходят» путем предоставления субсидий организациям, не попадающим под юрисдикцию 44 ФЗ. «В ходе проверки министерства культуры по проведению 15-го международного музыкального конкурса им. Чайковского были выявлены нарушения антимонопольного законодательства и коррупционные проявления при отборе и использовании субсидий на организацию этого конкурса в 2015 году», — рассказал Воронин.
Наличие посреднических схем при осуществлении закупок — также частое нарушение. Особенно это актуально при закупках у единственного поставщика, когда контракты заключаются с субподрядчиками на неконкурентной основе. «Именно этим можно объяснить рост на 11% закупок по 223 ФЗ», — подчеркнул чиновник.
Большая проблема – значительный рост количества электронных площадок. Этот факт увеличивает затраты участников для доступа к корпоративным закупкам и влекут снижение уровня конкуренции.
Еще одно нарушение – это создание благоприятных условий подрядчикам для размещения части бюджетных средств, полученных в виде аванса, как депозитов на счетах банков. Также Счетная палата часто выявляет факты сговора между подрядчиками. Есть и проблема отсутствия запрета на осуществление закупок у поставщиков, основной учредитель которых находится в оффшорах.
Юрий Воронин отметил, что сейчас отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на конфликт интересов между заказчиками, поставщиками и субподрядчиками. «В законе есть по этому поводу четкое указание, однако, прямого запрета на заключение госконтрактов с поставщиками, имеющими конфликт интересов с заказчиком, не установлено», — уточнил он.
В Беларуси не существует неприкасаемых лиц
«Перезагрузил» аудиторию Александр Канюк, генеральный прокурор Республики Беларусь. Он рассказал, как борются с коррупцией в Беларуси.
Генпрокурор РБ привел несколько свежих уголовных дел в доказательство тезиса, — «неприкасаемых у нас нет». Например, сейчас расследуется дело в отношении бывшего министра торговли за взятки и злоупотребление служебными полномочиями при осуществлении закупок через акционерные общества, директором которых являлся его сын. «Семейный подряд» нанес ущерб государству на сумму более 5 млн долларов.
По словам Канюка, в Беларуси накоплен опыт борьбы с коррупцией. Республика признает коррупцию одной из угроз национальной безопасности. «По мнению «Transparency International», законодательство Беларуси соответствует лучшим антикоррупционным практикам. В ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2016 года республика поднялась со 107 на 79 позицию», — рассказал он.
Кроме того с января 2016 года в Беларуси вступил в силу новый антикоррупционный закон, разработанный генеральной прокуратурой страны.
Теперь чиновник-коррупционер, совершивший тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, не получит никакой другой пенсии, кроме как по возрасту.
Также по данному закону предусмотрено изъятие имущества по решению суда, если чиновник не смог доказать, что приобрел его на «честно заработанные». Еще одно нововведение – расширен список вещей, подлежащих обязательному декларированию.
Для малого и среднего предпринимательства в Беларуси тоже кое-что изменят. В частности, прорабатывается вопрос об упразднении получения всевозможных справок, запланировано сокращение списка лицензируемых видов деятельности. «Планируется существенно сократить с 60 до 39 количество контролирующих органов», — подчеркнул Александр Канюк.
Канюк неформально отметил, — когда отдыхал в белорусском санатории на озере Нарочь, то подсчитал на стоянке количество российских номеров. «80% российских машин, 20% — белорусских», — сообщил он, приглашая всех в гости, чем сорвал бурные аплодисменты зала.
Социальный контроль – слишком сложное понятие
К нравственной оценки деятельности коррупционеров призвал Александр Федоров, зампредседателя Следственного комитета РФ. «Общественное осуждение юридических лиц за коррупционное деяние станет в перспективе не менее эффективной мерой, чем привлечение юрлиц к административной и уголовной ответственности», — полагает он.
Федоров один из немногих, кто выступил по теме форума. Однако, это напоминало больше студенческую лекцию или философское рассуждение: «Социальный контроль – это сложное и многозначное понятие», «Объективно обоснованно объединить социальный и общественный контроль», «Социальные нормы, определяющие должное поведение людей, а также социальные санкции, средства поощрения и наказания, стимулирующие соблюдать социальные нормы – вот два элемента соцконтроля». На фоне выступлений генпрокурора Республики Беларусь, с озвучиванием конкретных уголовных дел против высоких чиновников, рассуждения о социальном контроле звучали как минимум неэффектно.
По итогу шестого Евразийского антикоррупционного форума «Социальный контроль и противодействие коррупции» участники в целях реализации международных антикоррупционных стандартов и социального контроля в противодействии коррупции выработали «рекомендации» для соответствующих ведомств и правительства в целом.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале