Запрос из полиции: каких ошибок предпринимателю стоит избегать?
Сергей Лимонов, руководитель группы компаний «Право в экономике».
Любой визит в офис организации сотрудника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с запросом документов вызывает реакцию у бухгалтерии и руководителя: возникает или напряжение и испуг, или раздраженность и пренебрежение. Считаем, что в данной ситуации необходимо подавлять эмоции и действовать расчетливо и последовательно.
Во-первых, важно проанализировать возможные причины запроса и источники появления у полиции сведений о компании. Обязательно спросить о причинах и источниках у исполнителя по запросу – официальную версию важно знать.
Во-вторых, необходимо решить есть ли текущий и стратегический риск в предоставлении запрашиваемых документов. Также оценить временные и трудовые ресурсы, которые необходимо задействовать для подготовки запрашиваемых сведений.
В-третьих, провести правовую экспертизу поступившего документа на предмет его сути и корректности содержания.
Напоминаю, что:
- Запрос документов, в котором указаны только ссылки на Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О Полиции» является наведением справок и предоставление по нему сведений носит добровольный характер;
- В требовании, в котором указаны ссылки на Уголовно-процессуальный кодекс РФ или Федеральный закон «О полиции» со ссылкой на проводимую проверку, должна быть отражена информация о конкретном материале (сообщения о преступлении, уголовного дела и т.д.), с указанием номера.
- Запрос должен быть подписан уполномоченным лицом – руководителем органа полиции и подпись должна быть заверена печатью.
После формирования полного представления о ситуации следует разработать и реализовать стратегию взаимодействия с правоохранительным органом, которая наиболее выгодна бизнесу и заинтересованным лицам.
Наблюдения и мысли:
- Недопустимо полностью игнорировать правоохранительный орган. О направлении своих запросов они забывают крайне редко. Если в их распоряжении будет запрос без реакции, то внутри органа им будет легче обосновать проведения осмотра в помещениях юридического лица.
- В случае если у правоохранителей нет обоснованного интереса к бизнесу, то ответ от Компании в форме встречного запроса о причинах обращения и просьбой пояснения содержания отдельных сведений, может прекратить взаимодействие. Особенно актуально направлять такие письма в органы, которые адресовали запрос юридическому лицу, находящемуся вне подведомственной территории.
- Жалобу в вышестоящий орган или прокуратуру на незаконность действий полиции по направлению запроса необходимо направлять в случаях, когда это часть стратегии. Жаловаться на нарушения в запросе, только потому, что они есть неэффективно и рискованно. Во-первых, это конфликт с исполнителем запроса. Во-вторых, это лишняя работа для адресата жалобы. В-третьих, это перенос проблемы на иной уровень.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале