Политику импортозамещения направили против российского бизнеса
Можно ли при выполнении гособорнзаказа использовать зарубежные комплектующие? В ФАС России впервые заявили о том, что делать этого категорически нельзя. Но если альтернативной технической базы попросту нет в России? Закрывать предприятие – именно такой вариант предлагает антимонопольная служба.
Организованный скандал о «подставах» в ВПК
Совсем недавно ленты новостных агентств и заголовки ведущих СМИ пестрели сообщениями о том, что ФАС выявила случаи поставки иностранной радиоэлектроники для оборонно-промышленного комплекса под видом российской. Говорилось, что данными фактами уже заинтересовалась даже Генпрокуратура. Причиной скандала оказалось письмо в Минпромторг замруководителя ФАС России Максима Овчинникова.
«Выявлены случаи, когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикеток или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) под видом товаров, произведенных в РФ», — пишет Овчинников.
Но так ли обстоит дело на самом деле?
Эксперты опровергли письмо чиновника
Представители Минобороны наотрез исключили возможность данных фактов, сославшись на жёсткие требования и контроль на всех этапах производства продукции для ГОЗ. А связь между проверками Генпрокуратуры и ФАС вообще отсутствует.
Органы прокуратуры в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса регулярно и на постоянной основе проверяют производителей, чаще всего с выездом на место
«Органы прокуратуры в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса регулярно и на постоянной основе проверяют производителей, чаще всего с выездом на место», — рассказал директор предприятия, выполняющего оборонзаказ, Василь Мусин, — также предприятия гособоронзаказа контролируются военными представительствами Министерства обороны РФ».
«Случается, что компании используют зарубежные разработки, но в допустимых пределах, — сообщила председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова, — для ОПК такие условия должен, конечно, устанавливать заказчик, они более жёсткие, и тщательнее контролируются, чем гражданская продукция. Требования, предъявляемые в целях отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, изложены в постановлении правительства РФ №719».
Кто лично заинтересован в скандале?
Но для чего тогда Максиму Овчинникову понадобилось раздувать скандал, вмешивая в него и министерство обороны, и прокуратуру, и предприятия, занимающиеся столь важным для страны производством, выполняющим оборонзаказ?
Вероятно, Овчинникову понадобилось обосновать инициированные именно им неоднократные проверки ФАС одних и тех же оборонных заводов.
Внимание к ним ФАС было похоже, скорее, на личную заинтересованность руководства. И теперь ситуация грозит срывом госзаказа, закрытием оборонных предприятий, потерей опытных специалистов. Около ста высококвалифицированных сотрудников, годами трудившиеся на благо страны, станут безработными.
Шумиха прикрывает проверки ФАС
Во второй, неопубликованной, части письма Овчинников интересовался, «какими нормативно-правовыми актами и критериями можно определить страну производителя изделия».
В тот момент, когда чиновник отправляет письмо в Минпромторг, он инициирует проверку заводов в Ижевске. Целью Овчинникова стала группа компаний «Уральские заводы», которая представляет собой небольшие производства, расположенные в Ижевске и объединённые одним юридическим лицом. Общий объем производства не превышает одного процента рынка, заводы выпускают комплексы радиосвязи «Эрика». Рации являются инновационной научно-технической разработкой, которая поставляется для обеспечения нужд силовых структур страны. Но у Овчинникова появилось подозрение, что никакого производства нет. Рации собирают в китайской фирме в Москве, а в Ижевске попросту обличают в отечественную оболочку иностранную начинку.
«Китайское» производство в Удмуртии
Начинаются многомесячные, изматывающие проверки, в ходе которых чиновники убеждаются, что производство есть, и уникальные технологии существуют. Но проверку продолжили. Зачем?
Как рассказал один из работников завода, «они (сотрудники ФАС – прим. ред.) звонили в Москву и с досадой докладывали, что рабочие места есть, производство есть, китайцев нет».
Они (сотрудники ФАС – прим. ред.) звонили в Москву и с досадой докладывали, что рабочие места есть, производство есть, китайцев нет
Особо отметим, что предприятия выполняют поставки для ОПК, имеют собственную производственную и научно-техническую базу и все государственные контракты на поставку специальной техники выполняют самостоятельно без привлечения субподрядных организаций.
«Другой элементной базы для производства средств радиосвязи в России нет. Уже более 20 лет комплектующие заказываются у ведущего мирового производителя – китайской компании «Хайтерра». Данная комплектация согласована со всеми заказчиками, в том числе и силовыми структурами. ФАС прекрасно знала о том, что все российские производители вынуждены идти по такому пути. Вопрос производства комплектующих в России необходимо решать на правительственном уровне. В ином случае потребители радиостанций, полиция, Национальная гвардия, пограничники, могут остаться без связи», — объяснил ПАСМИ Василий Мусин.
Зачем замалчивается реальное положение дел на заводе?
Возможно, Максим Овчинников поднимает проблему импортозамещения в ВПК на государственный уровень искусственно? Скандал ему необходим для обоснования своих проверок и обвинений. Письмо публикуют в то же время, когда появляются выводы проверки Ижевских заводов. ФАС якобы установила, что рабочих мест на заводе нет, нет и собственного производства. Реальная картина замалчивается.
Проверка началась сразу после других, в ходе которых сотрудники ФАС много месяцев провели на заводе, а когда закончили работать на предприятии, тотчас же начали следующую проверку.
Кто в ФАС давит малый бизнес?
Именно Максим Овчинников санкционирует и другие проверки этих заводов, обвиняя предприятие в удержание цен на продукцию, несмотря на то, что он же и установил цены, по которым группе компаний «Уральские заводы» следует продавать свои изделия. Получается, что Овчинников обвиняет предприятие в выполнении своих распоряжений.
Московские чиновники приезжают на небольшое Ижевское предприятие со столичным размахом. На записи с камер наблюдения видно, как сотрудники заходят во все кабинеты, забирают документы даже у арендаторов, не имеющих к производству средств радиосвязи никакого отношения. А после, разогнав перепуганных сотрудниц, чиновники заказали пиццу и весело пообедали в разгромленных офисах оборонного предприятия.
«Они даже проверили наши сумочки, — вспоминают сотрудницы, — мы не сразу поняли, кто эти люди, почему антимонопольщики пришли с фсбшниками».
В результате кроме перепуганных сотрудниц завод получил обвинение в картельном сговоре и денежный штраф.
Информатор Навального среди высоких чиновников
Максим Овчинников с 2010 года занимает 4-ю строчку в списке информаторов Алексея Навального с пометкой «хороший знакомый, делящийся полезной информацией». Примечательно, что после публикации этого факта в СМИ, все госслужащие указанные в списке Навального под тем или иным предлогом покинули свой пост. За исключением Овчинникова, который даже пошел на повышение – был назначен замруководителя ФАС России.
Именно он в ходе совещаний и рабочих встреч в 2014-2016 гг. постоянно подчеркивал свое негативное отношение к «аннексии» Крыма и свое несогласие с политикой руководства страны. К чему же приведёт его давление на предприятия?
«Своими действиями ФАС компрометирует «Уральские заводы» перед заказчиками средств радиосвязи, перед поставщиками комплектующих изделий и другими партнерами и тем самым блокирует работу предприятий по заключению и исполнению контрактов»
«Своими действиями ФАС компрометирует «Уральские заводы» перед заказчиками средств радиосвязи, перед поставщиками комплектующих изделий и другими партнерами и тем самым блокирует работу предприятий по заключению и исполнению контрактов», — рассказал ПАСМИ Василь Мусин.
Остановка деятельности предприятия, наложение миллионных штрафов неминуемо приведёт к разорению отечественного производителя, сотни квалифицированных сотрудников останутся на улице, технологии и оборудование в ходе банкротства будут проданы за бесценок. Именно так реализуется политика импортозамещения.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале