Сельское хозяйство выживет вопреки коррупции
Новые субсидии, выделенные фермерским хозяйствам, дойдут до адресатов, но коррупцию исключить невозможно, считают эксперты.
«Мы живем в такое время, что коррупционная составляющая всегда оставалась высокой. Но государство все-таки проявляет некую волю, чтобы контролировать свои расходы на фоне экономического кризиса. Поэтому будем надеяться, что, если не все, то большая часть ресурсов дойдет до фермеров», — рассказала Первому Антикоррупционному СМИ эксперт Татьяна Рыбалова.
«Последних потенциальных фермеров уничтожили еще в 30-е годы, когда шел процесс раскулачивания. В годы перестройки на фермерское движение возлагалось достаточно много надежд. Но логика развития показала, что основные объемы производят крупные хозяйственные организации. Что касается фермерских хозяйств, то за прошедшие 25 лет мы увидели достаточно хорошую динамику развития этой категории хозяйств. Несмотря на то, что государство их практически не поддерживало. Сегодня отрасль развивается, идет модернизация, строительство новых объектов. Хотя до сих пор не решена задача по обеспечению населения полноценными продуктами», — сообщила эксперт.
Сегодня, 1 марта, на сайте правительства было размещено распоряжение кабмина о выделении грантам желающим открыть фермерское хозяйство на сумму в 3,9 млрд рублей. Самые крупные грантополучатели — Республика Саха (306,4 млн рублей), Ростовская область (194,4 млн рублей), Ставропольский край (172,9 млн рублей), Чеченская Республика (123,4 млн рублей). Эффективность использования субсидий ежегодно будет оценивать Минсельхоз России.
Согласно отчету Счетной палаты, в последние три года – 2013–2015 гг. – государство выделило на поддержку сельского хозяйства 618,6 млрд руб. – это сопоставимо с тем, сколько отрасль получила за все пять лет действия предыдущей программы до 2012 г.
Эксперт по аграрному сектору Секретарь Ростовского обкома КПРФ Вера Тишкова заявила, что среди фермеров распространено мнение о том, что субсидии и льготы по поддержке АПК достаются, в основном, предприятиям, связанным «невидимыми нитями» с чиновниками. Как заявила эксперт, догадки у предпринимателей есть, но у них нет инструментов, чтобы расследовать и выявить эти связи.
На Ставрополье в 2014 году раскрыли более полусотни фактов мошенничества, связанных с получением господдержки сельского хозяйства на общую сумму свыше 62 млн рублей. Криминальные схемы незаконного получения субсидий работали на протяжении нескольких лет.
Согласно отчету региональной Контрольно-счетной палаты, около 1,5 млн бюджетных рублей выдано «лишних», более 45 млн — с нарушениями: во-первых, средства распределялись неравномерно, во-вторых — субсидии получали подставные лица.
Контролеры выявили, что более половины всех выделенных средств на погектарную поддержку были распределены между тремя районами из 26: Нефтекумским, Степновским и Левокумским районами. Именно в первом районе — наибольшее число получателей — 133 хозяйства, получивших 51, 8 млн рублей (четверть общего числа).
Напомним о том, что имя экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник до сих пор появляется в СМИ в связи с возможными нарушениями закона. 29 октября 2015 года экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник опровергла информацию об аресте своих счетов прокуратурой Швейцарии. В этот же день Секретарь генерального совета «Единой России» Сергей Неверов выступил с заявлением о том, что бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник исключена из партии. По его словам, она длительное время проживает за рубежом. Основанием для исключения послужили действия, дискредитирующие партию, а также потеря связи с политической организацией
Елена Скрынник с 1997 по 2001 год была председателем совета Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». В 2001-2009 годах Скрынник занимала должность гендиректора «Росагролизинга», а с 2009 по 2012 год была министром сельского хозяйства. В международном розыске находится помощник экс-министра сельского хозяйстве Елены Скрынник, бывший глава департамента правового обеспечения Минсельхоза Олег Донских, обвиняемый в хищении в 2007–2009 годах через компанию «Росагролизинг» около 800 млн рублей.
«Хищения появляются там, где есть ресурсы. И основные хищения произошли не в то время, когда министром сельского хозяйства была Елена Скрынник, а когда она возглавляла Росагролизинг. Это период, когда была реализация национального проекта. Тогда вкладывались большие деньги, тогда и можно было осуществлять различные коррупционные проекты», — сообщила Первому Антикоррупционному СМИ эксперт Татьяна Рыбалова.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале