Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 5)

Первое Антикоррупционно е СМИ представляет доклад Марии Прохоровой «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело генерала Сугробова», прозвучавший на Международной научно-практичес кой конференции 24 ноября 2014 года в Университете Сорбонна (Париж, Франция).

генерал СугробовЧасть 5. Результаты борьбы с коррупцией: арест генералов Сугробова и Колесникова и сотрудников ГУЭБиПК, реорганизация Главка с сокращением штата.

14 февраля 2014 года, после того когда стало известно о подписании Указа Президента Российской Федерации №80 от той же даты «О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции», которым возложена обязанность проведения заседаний президиума Совета по противодействию коррупции на заместителя Председателя Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, должность которого занимает советник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям Школов Е.М., курировавший работу ГУЭБиПК МВД РФ в рамках межведомственной рабочей группы и как заместитель Председателя Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, то есть после того, как высшим должностным лицом Российской Федерации «был дан сигнал» о том, что работа по борьбе с коррупцией будет продолжена в том же направлении, подтвердившем ранее свою эффективность, для «разрушения заданного вектора» на борьбу с «корпоративной» коррупцией, с явным нарушением требований уголовно-процесс уального законодательства Российской Федерации, в спешке, на основании материалов, представленных, осуществлявшими оперативное сопровождение сотрудниками Управления собственной безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (того подразделения, которое в отдельных средствах массовой информации РФ /в том числе на сайте pasmi.ru/ часто упоминалось как осуществлявшее государственную защиту лиц, связанных с теневым оборотом денег, так называемой «обналичкой» и выводом капиталов за пределы Российской Федерации, а также как инициировавшего уголовное преследование в отношении ряда высокопоставленн ых должностных лиц правоохранительн ых органов, осуществлявших активную борьбу с коррупцией, контрабандой, незаконной банковской деятельностью, с целью дискредитации последних), следователями Следственного Комитета Российской Федерации (того подразделения которое расследовало уголовные дела в отношении руководителей компании «ЮКОС»), было возбуждено ряд уголовных дел в отношении руководителей и сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (руководителя ГУЭБиПК МВД РФ генерала-лейтена нта полиции Сугробова Д.А., его заместителя, генерала-майора полиции Колесникова Б.Б., начальника Управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ полковника полиции Муллаярова С.М., заместителей начальника Управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ Боднара А.Н., Косоурова И.Ю., начальников отделов и сотрудников Борисовского, Чередниченко, Назарова М.С., Назарова А.А., Шерманова, Пономарева, Голубцова, и др.), а также в отношении представителей общественности, оказывавших содействие в выявлении фактов коррупции (Клюшкина А.А., Леонова А.В., Пирожкова, Чухлиба, Ласкина и др.), которых обвинили:

— в превышении должностных полномочий (ст. 286 УПК РФ), по версии следователей Следственного Комитета Российской Федерации, де-факто, заключавшегося в проведении оперативно-розыс кных мероприятий «оперативных экспериментов» с участием лиц, добровольно давших согласие на оказание содействия путем участия в данных оперативно-розыс кных мероприятиях для проверки достоверности информации о совершении должностными лицами действий коррупционной направленности и их документирования , результатом которых являлось документирование цепи фактов от обсуждения высокопоставленн ыми должностными лицами (Счетной Палаты Российской Федерации, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства, Росреестра и т.д.) стоимости платы за совершение ими действий в пользу взяткодателей или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия либо совершению которых они могут содействовать в силу своего должностного положения, не выполнения ими требований федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», до осознанного, самостоятельного получения денег (незаконного денежного вознаграждения) высокопоставленн ыми должностными лицами за совершение ими действий в пользу лиц, передававших деньги или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия либо совершению которых они могут содействовать в силу своего должностного положения. То, что во всех случаях выявленной противоправной деятельности коррупционной направленности (получении взяток) коррумпированные чиновники застигнутые «врасплох» признавали факты своей противоправной деятельности, в том числе незаконного получения денег за планируемое в дальнейшем совершение ими действий в пользу лиц, передававших деньги или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия и добровольно сообщали информацию о последующих «звеньях коррумпированной цепочки» распределения денег за совершение действий в пользу взяткодателей или представляемых ими лиц и давали согласие на участие в оперативно-розыс кных мероприятиях с целью выявления этих «последующих звеньев», то что все данные факты задокументирован ы на аудио- и видеоносители и неопровержимо свидетельствуют о совершении действий коррупционной направленности, то, что ни один из указанных должностных лиц в соответствии с требованиями федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» не сообщал добровольно о фактах обращений коррупционной направленности в органы прокуратуры, либо соответствующие подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, созданных в каждом государственном органе (что само по себе является самдостаточным нарушением требований закона, влекущим их увольнение), то, что в соответствии с действующим российским законодательство м органы дознания, к каковым относятся сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ не являются органами уголовного преследования (таковыми являются дознаватели, следователи, прокуроры, ст. 21 Уголовно-процесс уального кодекса РФ), а соответственно не имеют полномочий на принятие решений о возбуждении уголовных дел, об избрании мер пресечения или иных мер процессуального принуждения, не предъявляют обвинение, не составляют обвинительных заключений, не осуществляют надзорные функции за расследованием уголовных дел, не направляют уголовные дела в суд, не поддерживают обвинение в суде, а результаты оперативно-розыс кной деятельности (ОРД) не являются доказательствами , а служат сведениями об источниках информации, которые только при процессуальном оформлении их в соответствии с требованиями уголовно-процесс уального законодательства лицами, осуществляющими уголовное преследование, могут стать доказательством по уголовному делу, было просто проигнорировано следователями СК РФ;

-в организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), которое по версии следствия соответствовало структуре ГУЭБиПК МВД РФ, сформированному в 2011 году в ходе инициированной Президентом РФ реформы органов внутренних дел (а фактически смены «вывески» с «милиции» на «полицию») и по утверждению следствия частично осуществляло законную деятельность, а частично с интервалами через год «превращалось в монстра» целью которого было совершения превышений должностных полномочий для улучшения показателей (то есть исходя из предъявленного в настоящее время обвинения, по логике следствия 5 дел, в ходе которых по версии СК России якобы допущено превышение должностных полномочий оперативными сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ, должны были значительно улучшить статистику общего количества выявленных ГУЭБиПК МВД России фактов выявленной противоправной деятельности превышающую за 2011-2013 года – более 78 000).

В период с 14 февраля 2014 года по июнь 2014 года Басманным районным судом города Москвы (в народе именуемом «Забудь надежду всяк сюда входящий», по той надписи которая была начертана на вратах Ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери) в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ и представителей общественности (всего более 15 человек) была избрана мера пресечения –заключение под стражу, которая с тех пор многократно продлевалась только лишь на основании предоставляемых сотрудниками УСБ ФСБ России справок, в которых бездоказательно последними утверждалось, что в случае освобождения сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ скроются, при этом не представлялось ни одного фактического данного позволяющего прийти к подобному выводы (то, что на иждивении генерала Сугробова Д.А. 5 детей, генерала Колесникова Б.Б. -3 детей, то, что в качестве поручителей их явки к следователям и в суд выступили многие сотрудники правоохранительн ых органов, авторитетные люди, суд просто не заметил). Кроме того, с нарушением требований уголовно-процесс уального закона от защиты прав и законных интересов Сугробова Д.А. был отведен его защитник Антонов Г., в отношении которого также было инициировано незаконное уголовное преследование, якобы за разглашение тайны предварительного следствия. Что преследовало цель дополнительного психологического давления.

На протяжении всего времени на содержащихся под стражей сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ оказывается «беспрецедентное » давление (в том числе помещение в «стакан», узкое помещение, позволяющее находиться в нем только стоя и удерживание в нем значительное время в период высоких или низких температур, причинение телесных повреждений в период содержания под стражей, психологическая обработка с вывозом без участия адвокатов) с целью подавления их воли, в результате которого уже имеются трагические последствия, так в мае 2014 года из СИЗО Лефортово в городскую клиническую больницу №5 с черепно-мозговой травмой был доставлен заместитель начальника ГУЭБиПК МВД РФ генерал Колесников Б.Б., а в июне 2014 года он погиб в результате падения с 6 этажа административног о здания Следственного Комитета Российской Федерации, куда был доставлен для якобы производства неких следственных действий, в отсутствие адвоката, которого в известность о планируемых следственных действиях даже не ставили. Никто из должностных лиц СК РФ за данные последствия не наказан и не отстранен от расследования уголовного дела, при этом какого-либо объяснения произошедшего трагического события и его причин общественности и защитникам сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ не представлено до настоящего времени (то есть по истечении уже более 5 месяцев).
В то же самое время следователями СК РФ были изъяты из производства различных следственных органов (территориальных подразделений СК РФ, следственного департамента СМД РФ) и прекращены уголовные дела в отношении более 20 высокопоставленн ых должностных лиц государственных органов, обвинявшихся в совершении преступлений коррупционной направленности, основанием для принятия решений о возбуждении которых явились достаточные данные, содержащиеся, в том числе в материалах оперативно-разыс кной деятельности, представленных в различные следственные органы — ГУЭБиПК МВД РФ. А все указанные лица (высокопоставлен ные должностные лица, факты незаконного осознанного получения денег которыми за обещание совершить действия, входящие в их служебное положение, в пользу передавших деньги лиц или третьих лиц были задокументирован ы на аудио- и видеоносители и не отрицались последними в ходе уголовного судопроизводства ) были признаны потерпевшими и гражданскими истцами (заявив многомиллионные иски к сотрудникам ГУЭБИПК МВД РФ за причинение им морального вреда) по уголовному делу в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, также были признаны потерпевшими и отдельные лица, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры (не отмененные до настоящего времени, например таковым является бывший заместитель главы администрации г. Смоленска Петроченко Н.С., в отношении которого приговор вступил в законную силу в 2012 году), которыми они признаны виновными в совершении преступлений коррупционной направленности. При этом указанные, «пойманные за руку» после получения «незаконного вознаграждения», высокопоставленн ые чиновники, не сообщавшие о фактах обращения коррупционной направленности к ним ни работодателю, не в правоохранительн ые органы, в порядке установленном ФЗ «О противодействии коррупции», ранее признававшие незаконность получения данных денег за совершение действий с использованием своего должностного положения в пользу дающих, в настоящее время вопреки сведениям, содержащимся на видео, аудиозаписях, полученных в ходе ОРМ, сообщают в показаниях «нелепые истории» о том, что крупные суммы денег «получали в заем», «что брали их без особого желания» и тому подобные объяснения, а следователи СК РФ, игнорируя результаты ОРМ («закрывая на них глаза»), признают их жертвами «оборотней в погонах». В качестве примера приведу одну из стенограмм разговора, опубликованной ранее в СМИ, так называемой «жертвы провокации»:

«К.- вот смотри… по этой компании ребята принесли нам пять.

М.- у меня решения нет. Я посмотрю сегодня все наши документы…

…М.- так и че? Мы сейчас с тобой…я…только с тобой…восемнадца ть. Все. Ничего больше. У нас ничего больше нет. Другой вопрос –поставить их в план и в следующем году «долбануть». Это можно сделать. Давай так поступим.

К.- давай. Да.

М.- поставим их сейчас в план. Дадим и Вам. Напишем, что поздно обратились. Зацепиться есть за что. У нас письмо Главгосэкспертиз ы. Они у Вас смотрят это письмо. Там прицепляются обращаются.

К.- хорошо.

М.- и мы на следующий год их включаем. И все делаем.

К.- хорошо.

М.- идет?

К.- да. Давай так, три тебе и мне два.

М.- хорошо.

К.- да? Пять дали. Ну пополам давай.

М.-…я с начальником поделюсь тогда.

К.- да.

М.- я начальнику отдаю тогда?

К.- да.

М.- прям на улице? Вы что!

К.- пошли зайдем туда.

К.- …так это твой миллион…

М.- ну мы тогда с начальником поговорим, как дальше делать. Хорошо?

К.- да. Письмо самое главное дай.»
Допрошенный следователями ГСУ СК РФ в качестве потерпевшего по уголовному делу в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ М., относительно указанных выше обстоятельств показал, что сумку с 3 миллионами рублей К. передал ему в долг для приобретения квартиры. И следователей ГСУ СК РФ данное объяснение «вполне удовлетворило», несмотря на наличие аудио-, видеозаписей содержащий указанный выше разговор и иных фактических данных опровергающих указанные показания. Они посчитали данные показания достаточными для принятия решения о прекращении уголовного преследования в отношении М., признания его потерпевшим от действий сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, предъявления обвинения оперативным сотрудникам ГУЭБиПК МВД РФ в превышении должностных полномочий, заключающихся в производстве оперативно-розыс кных мероприятий в отношении М. и документирования его противоправной деятельности. То есть, «слова» чиновника-«корру пционера» (исходя из широкого понимания данного слова, как «порча») оказались более «весомее» «бесстрастных» (видео-, аудиозаписи, содержащимися на носителях информации лишены «субъективизма») фактических данных.
За все время расследования уголовного дела в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ сотрудниками СК РФ и УСБ ФСБ РФ не установлено ни одного факта получения незаконного вознаграждения за использование своих должностных полномочий или совершения действий вопреки интересам общества и государства в действиях сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ. За 3 года работы ГУЭБиПК МВД РФ под руководством генерал — лейтенанта Сугробова Д.А. подобных фактов не было.
Итог всего этого плачевен:

Распоряжением Президента РФ от 1 сентября 2014 года №281-рп, Сугробов Д.А. исключен из состава межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, в которой с 8 мая 2014 года по 1 сентября 2014 года находился уже будучи содержащимся под стражей в СИЗО «Лефортово» г. Москвы.

Все действующие сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ в сентябре 2014 года получили уведомление о сокращении должностей, которые они занимают, а с 1 декабря 2014 года будут откомандированы в распоряжение Департамента государственной службы и кадров МВД РФ, то есть фактически останутся сотрудниками полиции без назначения на конкретную должность. ГУЭБиПК МВД РФ будет реорганизовано и штат сокращен с 645 человек до 400 человек. 90% сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, наработавших опыт выявления дел коррупционной направленности, в назначении в новый штат отказано.

Очевидно, что в ближайшем будущем никто из сотрудников полиции, зная о судьбе сотрудников ГУЭБиПК МВД совершать действия по выявлению и пресечению противоправной деятельности высокопоставленн ых должностных лиц государственных органов, а вся борьба с «коррупцией» вновь «скатиться» к борьбе с «бытовой» коррупцией и формальному повышению статистики за счет количественных показателей.
Заканчиваю свое выступление риторическим вопросом: Cui prodest? Кому это выгодно?

Читайте также:

Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 4)

Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 3)

Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 2)

Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 1)

Дело ГУЭБиПК: раскаявшиеся сотрудники первыми предстанут перед судом

Опасности борьбы против коррупции в России: дело генерала Сугробова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале