Доклад «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело Сугробова» (Часть 1)
Первое Антикоррупционное СМИ представляет доклад Марии Прохоровой «Опасности борьбы с коррупцией в России: дело генерала Сугробова», прозвучавший на Международной научно-практической конференции 24 ноября 2014 года в Университете Сорбонна (Париж, Франция).
Часть 1. Российская нормативно-правовая база противодействия коррупции
К сожалению, можно безошибочно утверждать, что коррупция существует ровно столько, сколько существуют на планете Земля государства и государственные институты. Люди, облаченные должностными полномочиями, не всегда могут противостоять соблазну корысти, тщеславия, иной личной заинтересованности, реализацию которых упрощает то самое должностное положение, обуславливающее наличие властных, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, и действуют вопреки интересам государевой службы.
Коррупция создает угрозу экономической безопасности государств и подрывает доверие граждан к государственным институтам (а согласно проведенного ВЦИОМ в ноябре 2012 года опроса россиян, 75% граждан считало, что коррумпированность общества остается крайне высокой), то есть разрушает основу государств.
Согласно сведений, содержащихся в научном докладе от апреля 2013 года, подготовленном экспертами Национального антикоррупционного комитета и Постоянной комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (Официальный сайт http://korupcii.net/) следует, что коррупционный оборот достигает порядка 300 млрд долларов в год. В том же докладе содержатся сведения, что по данным Банка России, в 2012 году 35 млрд долларов были выведены в рамках, так называемых сомнительных финансовых операций.
В Российской Федерации, осознавая те угрозы, которые создает коррупция, начиная с 2008 года, активно формировалась нормативно-правовая база противодействия коррупции, принимались отдельные организационные меры по предупреждению коррупции.
В частности, 31 июля 2008 года Президентом РФ утвержден «Национальный план противодействия коррупции» №Пр-1568 (в дальнейшем последовательно утверждались «Национальные планы противодействия коррупции» на 2010-2011 годы, 2012-2113 годы, 2014-2015 годы), 25 декабря 2008 года утвержден Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции», 21 сентября 2009 года издан Указ Президента РФ №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Однако в 2010 году было признано, что принимаемых мер недостаточно, так, утверждая Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «Национальную стратегию противодействия коррупции» в п. 1 Президент РФ указал, что «…несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».
Для достижения коренных изменений в борьбе с коррупцией огромное значение имеет как совместная профилактическая работа правоохранительных органов и иных государственных органов (их подразделений), общественных объединений, юридических лиц, граждан по предупреждению коррупции, в том числе проверка соблюдения государственными служащими требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 9) об обязательном уведомлении представителя нанимателя (работодателя), органа прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, позволяющая уволить недобросовестных государственных и муниципальных служащих, так и системная оперативно-разыскная деятельность с использованием представителей общественности, оказывающих содействие в проведение оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и предупреждение действий коррупционной направленности во всех органах государственной власти (и в субъектах Российской Федерации и в высших органах государственной власти РФ), а также выявление всех «звеньев» коррупционных связей.
В III разделе утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «Национальную стратегию противодействия коррупции» «Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции», в качестве одних из основных принципов были установлены: «7. а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции…».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале