Защита от рейдерства: Участники рейдерских захватов
“Первое Антикоррупционное СМИ” продолжает цикл публикаций в рубрике «Защита от рейдерства», целью которого является информирование читателя о том, как осуществляется противодействие рейдерству. Кто стоит за рейдерскими захватами, какие основные составляющие в структуре рейдерской группы, какие силовые структуры чаще всего помогают рейдерам, — об этом Вы сможете узнать из очередной беседы с экспертом по противодействию рейдерству Московской коллегии адвокатов “Карабанов и партнеры” — Михаилом Фадиным.
ПАСМИ: Защита от рейдерства должна иметь под собой какой-то теоретический базис. Существует ли какие-то исследования, которые классифицируют рейдеров на определенные типы?
Фадин М.: В первую очередь, хотелось бы напомнить об исследовании «Центра политических технологий» под руководством Бунина, центральное темой которого стало противодействие рейдерству. Оно показало, что современных рейдеров, которые осуществляют недружественные поглощения, можно разделить на четыре основных типа.
Тип 1. Новый предпринимательский класс (или рейдеры-заказчики). Это, как правило, люди, получившие хорошее образование, которые отлично разбираются в юриспруденции, психологии и, безусловно, современном законодательстве. Это бизнесмены, которые немного опоздали к приватизации и поэтому сейчас захватывают чужие объекты, несмотря на тот факт, что защита бизнеса от рейдерства в настоящее время развивается.
Тип 2. «Белые воротнички» криминального сообщества. Эти люди из тех, кто выжил в «шальные» 90-е годы. Они совершенно закрыты и не стремятся быть публичными. Этот тип рейдера обычно владеет механизмами воздействия на судебную и исполнительную власть и на правоохранительные органы, несмотря на то, что защита бизнеса от рейдерства в данных структурах набирает обороты.
Тип 3. Исполнители-«отморозки» и исполнители-профессионалы. Обычно захваты осуществляют рейдеры-исполнители. Это могут быть как профессионалы, так и «дилетанты-отморозки». Исполнители — молодые люди 23-30 лет, приехавшие из провинции в крупные города. За 1,5-3 тыс. долларов они будут жечь и убивать. А исполнители-профессионалы хорошо знают, как облекать абсолютно незаконные действия в квазизаконную форму.
Тип 4. Государственные чиновники. По мнению подавляющего большинства респондентов, самый распространенный тип рейдера сейчас — это именно государственный чиновник, несмотря на то, что противодействие рейдерству – прямая обязанность госслужащих. Эксперты убеждены, что уже давно сформировалось понятие государственного рэкета. Защита от рейдерства очень осложняется при таком типе рейдеров, за счет их ресурсности, общирных связях в правоохранительных и судебных органах.
ПАСМИ: Можно как-то коротко дать определение организаторам рейдерских захватов, осуществляющим недружественные поглощения?
Фадин М.: Рейдерство связано с крупными финансовыми затратами. Поэтому основными субъектами, обладающими такими средствами, выступают представители финансово-промышленных групп и организованной преступности, которые и являются заказчиками захватов имущественных комплексов (недружественные поглощения).
Однако не только данные люди могут выступать в качестве агрессоров, защита от рейдерства должна быть направлена и на лица, обладающие административным (властным) ресурсом (заказчик и исполнитель в одном лице) или мелкие и средние рейд-команды (наемники); менеджмент предприятий.
ПАСМИ: А существует ли какая-то статистика по тому, кто чаще всего становится инициатором рейдерского захвата?
Фадин М.: Защита от рейдерства стала темой одного из опросов, проведенных среди оперативных работников МВД, а также сотрудников предприятий, подвергшихся рейдерским захватам имущественных комплексов. Согласно полученным данным, чаще всего рейдерство (недружественные поглощения) осуществляется партнерами (соучредители) по бизнесу или прямыми конкурентами, стремящимися к контролю над большей частью данного сегмента рынка, а также финансово-промьшленные группы, строящие вертикально-интегрированные холдинги.
Кроме того, рейдерство (недружественные поглощения) чаще всего инициируется олигархическими структурами, союзами административного ресурса и крупного капитала; инвестиционными и консалтинговыми компаниями, для которых деятельность по захвату является способом заработка.
В данной группе стоит выделить специализированные компании, действующие в интересах существующих либо потенциальных заказчиков; корпоративных шантажистов, а также руководство судейства, преступные группы с легальными фирмами.
Как видно из изложенного, в ряде случаев позиции представителей опрошенных двух групп несколько отличаются, но в целом имеют примерно одинаковые тенденции. Именно поэтому защита бизнеса от рейдерства должна быть активизирована и направлена на их нейтрализацию.
ПАСМИ: Опишите, пожалуйста, структуру рейдерских групп.
Фадин М.: По мнению опрошенных респондентов, в структуру рейдерских групп входят: организатор — предприниматель, имеющий частный бизнес; юристы, имеющие отличные знания в области права и формирующие подложные пакеты документов; лица, имеющие связи в правоохранительных и иных государственных органах; силовые структуры.
ПАСМИ: По поводу силовых структур и должностных лиц, участвующих в рейдерском захвате, кто и какие именно структуры подразумеваются?
Фадин М.: Оперативные сотрудники, специализация которых – противодействие рейдерству, указывают, что в силовые структуры входят: частные охранные предприятия, сотрудники прокуратуры, сами сотрудники МВД (хотя защита бизнеса от рейдерства – одно из направлений работы этих органов), начальники служб безопасности, бывшие заключенные, спортсмены, бывшие сотрудники правоохранительных органов.
А вот работники предприятий, подвергшихся рейдерским захватам, считают, что к силовым структурам, как правило, относятся: сотрудники частных охранных предприятий,
бывшие заключенные, спортсмены, бывшие сотрудники правоохранительных органов. Однако, они назвали еще сотрудников МВД (ОМОН, ОЭБиПК) и депутатов.
ПАСМИ: А кто еще кроме указанных лиц может помогать в рейдерском захвате?
Фадин М.: Оперативные работники и работники предприятий, подвергшихся рейдерским захватам, указывают, что рейдерам помогают: должностные лица органов МВД, органы прокуратуры РФ, судьи (арбитражных судов, районных судов) и даже спецподразделения в войсках особого назначения, а также криминальные элементы и номинальные директора из малообеспеченных граждан, соглашающиеся за небольшую сумму стать директором предприятия-жертвы.
Кроме того, пособниками рейдеров могут стать любые должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также представители негосударственного сектора.
Защита от рейдерства при участие в рейдерском захвате коррумпированных чиновников становится очень сложной и требует не только профессиональной процессуальной работы, но уже комплексного и системного подхода с привлечением информационной, общественной поддержки.
Беседовала Ольга Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале