Противодействие рейдерству: Стадии совершения рейдерских захватов имущественных комплексов
“Первое Антикоррупционное СМИ” продолжает цикл публикаций в рубрике «Защита от рейдерства», целью которого является информирование читателя о том, как осуществлять противодействие рейдерству, предотвратить захват предприятия, как должна быть организована защита бизнеса от рейдерства. О типовой схеме рейдерского захвата объекта собственности, как непосредственно производится смена руководства, каким образом “захватчик” избавляется от акционера, владеющего контрольным пакетом акций, возможна ли защита от рейдерства — об этом Вы сможете узнать из очередной беседы с экспертом по противодействию рейдерству Московской коллегии адвокатов “Карабанов и партнеры” — Михаилом Фадиным.
ПАСМИ: В разных публикациях можно встретиться с различными мнениями, когда именно начинается рейдерство (недружественное поглощение). Михаил, расскажите, пожалуйста, о типовой схеме рейдерского захвата объекта собственности. Когда собственник должен начинать бить тревогу, понимая, что защита бизнеса от рейдерства невозможна без дополнительных мер?
Фадин М.: Вкратце стадии рейдерского захвата выглядят следующим образом. В первую очередь, осуществляется сбор информации об объекте, намечающегося к захвату. На основе собранной информации принимается решение о вариантах завладения чужим имуществом. После того, как одно из решений воплощено в жизнь, проводится смена руководства предприятия и легитимизация нового руководства. Затем происходит захват имущественного комплекса предприятия. Последним этапом является отчуждение имущества юридического лица в интересах «захватчиков».
ПАСМИ: Хотелось бы поподробней узнать о том, что именно предпринимают участники недружественного захвата, после того, как уже собрали необходимую информацию о намеченном предприятии, когда защита бизнеса от рейдерства должна начаться.
Фадин М.: В основном, рейдер путем различных должностных злоупотреблений, махинаций с доказательствами, мошенничества легализует себе права на чужое имущество, а также принуждает к сделке, оказывает давление на собственника, защита бизнеса которого в данный момент требует наиболее пристального внимания. Иногда даже используются незаконные проверки, административные ресурсы.
Однако захвату недвижимого имущества и иных активов компании предшествует противоправное с точки зрения корпоративного законодательства приобретение и использование полномочий по управлению обществом или отдельных управленческих полномочий, которые и создают правовую основу для дальнейшего отчуждения имущества компании в пользу заказчика, т.е. для фактического захвата имущества.
В результате этих действий принимаются выгодные рейдерам управленческие решения (одобрение крупной сделки, изменение размера уставного капитала и т.д.), изменяется состав органов управления обществом, создаются иные необходимые для захвата организационно-правовые условия, а зашита бизнеса терпит свое фиаско.
ПАСМИ: Однако, как конкретно происходит незаконное установление контроля над активами и управлением предприятия, рейдерство (недружественное поглощение) становится все более заметным?
Фадин М.: Во-первых необходимо получить формальное право на часть имущества, намеченного к захвату предприятия. Например, приобрести хотя бы минимальный пакет акций различными способами у работников, пенсионеров, и в дальнейшем увеличение его до размеров блокирующего пакета, приобретение долей собственности ЗАО, 000 и др.
ПАСМИ: Но одних только акций недостаточно для того, чтобы установить контроль над предприятием. Как производится смена руководства, а противодействие рейдерству со стороны пострадавших владельцев становится «головной болью»?
Фадин М.: Ключевым звеном является организация и проведение общего собрания акционеров с гарантированным перевесом голосов на стороне захватчиков. Для этого в одних случаях по иску одного из миноритарных акционеров суд какого-либо отдаленного от места нахождения предприятия района выносит определение о применении так называемых запретительных мер. Судебные приставы по месту нахождения акционерного общества возбуждают исполнительное производство и арестовывают акции. «Захватчики» остаются в большинстве и избирают нового директора.
«Новые акционеры», как правило, созывают общее собрание, фальсифицируя уведомления акционеров, поддерживающих прежнее руководство. Собрание проводится в отсутствие неявившихся, от должности освобождается прежний руководитель предприятия и избирается новый. В ряде случаев «захватчики» составляют полностью фиктивный протокол общего собрания акционеров (участников) без созыва собрания. Таким образом, защита от рейдерства именно на этом этапе должна быть более активной.
ПАСМИ: А как “захватчик” избавляется от акционера, владеющего контрольным пакетом акций?
Фадин М.: Без ведома акционера, владеющего контрольным пакетом акций, «захватчик» созывает внеочередное собрание акционеров, на котором принимает решение о конвертации привилегированных акций (принадлежащих «захватчику») в обыкновенные (голосующие) акции и о выборе нового совета директоров из представителей компании-”захватчика”.
ПАСМИ: После того, как появляется новый совет директоров, появляется и новый генеральный директор, защита от рейдерства в данном случае бесмыссленна?
Фадин М.: Именно вновь избранным советом директоров избирается новый генеральный директор Общества. Далее «захватчиком» (через подставных лиц) возбуждается ряд судебных исков, по которым получает судебные акты, подтверждающие законность назначения нового генерального директора и т.д. До того, как эти судебные акты будут оспорены, «захватчик» имеет возможность утверждать, что все его действия являются законными. Противодействие рейдерству в данном случае может осуществляться только через суд.
ПАСМИ: Тем не менее, новое руководство пока еще не является полностью легитимным, не так ли, защита от рейдерства еще возможна?
Фадин М.: Да, для легитимизации нового руководства протокол общего собрания акционеров (участников) и соответствующие учредительные документы направляются в органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации для внесения в них изменений.
В ряде случаев осуществляется блокирование функционирования объекта собственности (предприятия) путем возбуждения уголовных дел на основных акционеров, руководство и пр.
ПАСМИ: Необходимо ли решение суда для установления легитимизации нового руководства?
Фадин М.: Получение решения суда необходимо для подтверждения полномочия нового руководителя, для того, чтобы ему не препятствовали в исполнении своих обязанностей. Решение суда необходимо в том случае, когда прежнее руководство осуществляет активное противодействие рейдерству, в том числе при поддержке трудового коллектива, имеющейся в их распоряжении охраны и др.
Таким образом, осуществляется закрепление прав на активы объекта собственности (предприятия) через решения судов и/или регистрационных органов и перехват управления объектом собственности (предприятием), а также легализация захвата.
ПАСМИ: Зачастую когда говорят о рейдерах, представляют людей в масках, когда они вступают “в игру”?
Фадин М.: Когда речь идет уже о непосредственном захвате имущественного комплекса предприятия. «Захватчик» стремится взять под свой контроль реестр акционеров общества и назначить нового регистратора. Для придания законности выбора регистратора «захватчик» старается получить определения или решения судов. Он производится при участии частных охранных структур или криминальных элементов путем проникновения на территорию предприятия и вытеснения охраны. После этого блокируется доступ на территорию прежнего руководства. В то же время, как показывает анализ практики, на смену безусловно криминальным технологиям захвата приходят более цивилизованные методы – а защита бизнеса от рейдерства также должна развиваться с учетом новых методов рейдеров.
Для того, чтобы сломить сопротивление, накладывается запрет на поставки исходного сырья и экспорт продукции, что влечет прекращение производства на несколько месяцев. С этой же целью перекрывается доступ и к банковским счетам общества.
ПАСМИ: А что происходит для того, чтобы имущество было передано новым владельцам?
Фадин М.: Для этого в отношении имущества захваченного предприятия осуществляется первоначальная продажа активов «подставной» организации. Как правило, такое юридическое лицо регистрируется по утерянным паспортам. Затем в кратчайшие сроки имущество перепродается юридическому лицу, одновременно получающему статус «добросовестного приобретателя», чьи права сложно оспорить в судебном порядке.
Кроме того, одним из способов захвата активов предприятия является выкуп долгов и создание ситуации, в которой погашение этих долгов предприятием-должником становится невозможным, в результате чего возбуждается процедура банкротства и соответственно получения активов в счет погашения долга.
Беседовала Ольга Ильина
Читайте также:
Защита от рейдерства: Какая информация интересует рейдеров?
Рейдерство и недружественные поглощения: объекты посягательств
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале