Самарские следователи напугали израильский завод
Скандал вокруг следствия об отравлении в Самаре человека сотрудниками ООО «Еврокосметик» ради продажи ему чемодана с косметикой приобретает международный размах. Результаты экспертизы, которую по заказу следователей провели в ООО «Центр независимой экспертизы» из города Энгельса Саратовской области вызвали возмущение у собственников израильского производителя косметики – завода Hlavin Industries. Там считают заключение энгельсских экспертов беспочвенным, рекомендуют подать против них иск о клевете. В экспертном центре жалуются на скудные исходные данные, но говорят, что с экспертизой все в порядке – ее делали, используя сперму быка.
Напомним, что Следственный комитет Самарской области в течение семи месяцев расследует дело о возможном хищении у гражданки 40 тыс рублей в салоне красоты ООО «Еврокосметик». ПАСМИ также провело собственное расследование этого дела (См. также материал ПАСМИ от 03.06.2013 «Следствие репутационных потерь» ). По словам заявителя – Валентины Каплун — с ней заключили договор на эту сумму, предварительно чем-то опоив. На основании этого дела, суд арестовал счет компании на 11 миллионов рублей и продукцию на сумму более 3 миллионов. Однако про гражданку Каплун следствие вскоре забыло – она сама призналась ПАСМИ, что правоохранительные органы перестали выходить с ней на связь. Кроме того, как выяснилось, следователи не опросили и сотрудников ООО «Еврокосметик», которые непосредственно контактировали с «отравленной» клиенткой. При этом, в факте отравления она сама до конца не уверена – даже в больницу не обратилась.
Несмотря на сомнительность заявления Каплун об отравлении, и, как показало расследование ПАСМИ, бесперспективность этого дела в суде, работа «Еврокосметик» по-прежнему блокируется. Но теперь у следствия нашлись новые основания для продолжения работы: жалобы на качество самой косметики от Самарских потребителей (несколько десятков жалоб, согласно информации Следственного комитета области, против десятка тысяч положительных отзывов клиентов, по информации компании) и результаты экспертизы продукции, которую провели в городе Энгельсе Саратовской области специалисты ООО «Центр независимой экспертизы», на предмет соответствия безопасности здоровья населения.
Собственник бизнеса Дмитрий Момотюк (который признался, что ему предлагали заплатить взятку в размере 5 миллионов рублей, чтобы не возбуждать уголовного дела), уверен, что скандал перерос в политическое противостояние – предпринимателю принципиально важно не платить взятку, а правоохранительные органы вынуждены теперь «выдумывать новые поводы для преследования, лишь для того, чтобы сохранить честь мундира». Самарскому следственному отделу действительно приходится всерьез задумываться о репутации после того, как в Тольятти по подозрению в получении взятки в 13 миллионов рублей был задержан первый заместитель руководителя следственного отдела Александр Рогов. А в ближайшее время должен быть назначен новый областной руководитель, который вряд ли будет заинтересован в развитии подобных коррупционных схем в своем ведомстве.
Очевидно, что грядущие кадровые перестановки и бесперспективность расследования по делу о мошенничестве в отношении Каплун заставили следователей активизироваться и даже отправиться в командировку в Москву.
«У нас тут неделю были самарские сотрудники – следователь Загуменнов Владислав Иванович и оперуполномоченный Михнев Денис Вячеславович — приезжали, чтобы подтвердить связь нашей компании с Момотюком», — заявил генеральный директор компании «Дешели Инвест» (ее франшизой пользуется Момотюк) Эдуард Филбегер, который подтвердил связь своей компании по франшизе с ООО «Еврокосметик» и резко раскритиковал выводы экспертов об опасности продукции.
«Выводы о том, что косметические средства «Desheli» являются хоть сколько опасными для здоровья, надуманны, не обоснованы и недостоверны по выше указанным причинам», — также заявил адвокат Момотюка Николай Паулов в своей жалобе руководителю СО по Промышленному району г. Самары СУ СК РФ по Самарской области Трухману О.В. Юрист раскритиковал практически каждый довод экспертов. Он отметил, что экспертиза назначена незаконно «с превышением следователем своих полномочий и выходом за рамки своей процессуальной компетенции»: уголовное дело возбуждено по признакам совершения мошенничества в отношении гражданки Каплун, но теперь решено проверять саму продукцию. Адвокат уверен, что это делается «с целью оправдания изъятия всей косметической продукции и допущения ее порчи» в связи с неправильными условиям хранения и истечением срока годности», и следствие при этом «незаконно присвоило себе функции Роспотребнадзора», который должен определять безопасность импортной продукции. Кроме того, не ясно, какие методики исследований применялись, чем обусловлен выбор данных методик, какие количественные результаты исследований получены.
Например, энгельсский эксперт предположил, что в случае применения последовательно четырех косметических средств подряд (не смывая), «на коже» может сформироваться концентрация опасного, по его мнению вещества — 2-феноксиэтанола, превышающая норму. Это предположение кажется абсурдным, так как неясно, от чего отсчитывалась процентное содержание на коже лица — от массы лица или, например, массы кожи? Кроме того, продукция — это концентрированный раствор, который согласно инструкции производителя нужно разводить, а также снимать перед нанесением других средств.
Представитель завода производителя говорит что концентрация в косметических средствах 2-феноксиэтанола (разрешенного для использования не только в косметике, но и в товарах для детей) не может превышать нормы по законам арифметики: «Во всех смываемых препаратах, а также во всех препаратах, которые смывать не надо, концентрация вещества не превышает 0,20% в каждом. Таким образом, при нанесении всех четырех несмываемых препаратов один на другой, общая концентрация феноксиэтанола не превышает 0,80%, и, конечно же, не достигает максимально допустимой Российским законодательством дозировки (1%)».
Специалист, проводивший экспертизу — Светлана Вилкова инженер химик-технолог из ООО «Центр Независимой экспертизы» узнав об этом заявила: «Я работала в рамках уголовного дела. Дорогостоящий хроматорафический анализ мы не проводили. О составе многих сведений не было, что нам предоставило УВД, то и анализировали. Я свое доказала. Пусть они теперь свое доказывают».
Кроме того, в заключении указано, что «индекс токсичности» «ниже» установленных норм (70-120%). Вывод о превышении «индекса токсичности» сделали, проведя исследование не на коже пациентов, а по альтернативной методике, которая заключается в анализе скорости движения сперматозоидов быка при попадании в раствор с ними исследуемого вещества. Представители компании говорят, что вообще-то проверяли продукцию более надежными способами, в том числе тестировали на коже добровольцев, а не на семени животных и получили данные об абсолютной безопасности продукции.
«Мы не первый день и год на рынке. Грубо говоря, The Food and Drug Administration (FDA), The Cosmetic Ingredient Review разрешили нашу продукцию, в США она признана хорошей, в странах СНГ признана хорошей, а в городе Энгельсе – нехорошей, — иронизирует генеральный директор компании «Дешели Инвест» (ее франшизой пользуется Момотюк) Эдуард Филбегер. — Мы проводили независимую экспертизу, тестировали продукцию на людях (копия заключения экспертизы есть в распоряжении ПАСМИ — ред.). Я не думаю, что энегельсская экспертиза пойдет дальше этого следствия – это бред, она сделана непрофессионально, и мы приложим все усилия, чтобы избежать связанных с ней репутационных рисков».
Почему понадобилось отвозить крема и маски для лица за 400 км от Самары и проводить экспертизу в Энегельском ООО «Центр независимой экспертизы» — непонятно. В Самаре немало организаций, предлагающих товарную экспертизу. Вилкова по этому поводу говорит, лишь то, что такого рода заказы от правоохранительных органов поступают часто к ней, благодаря ее авторитету и соседству Саратовской и Самарской областей.
Завод-производитель косметики – Хлавин в Израиле рекомендовал московскому представительству подать иск против ООО «Центра независимой экспертизы», обвинив его в клевете.
Работа с экспертными организациями из малых городов сразу «наводит на некие отрицательные мысли», — говорит адвокат коллегии адвокатов «Хренов и партнеры» Роман Беланов. В таких конторах, как правило, заказывают, то, что в других сделать не могут – определенные узкие исследования. При этом, Самара — крупный промышленный город, во всяком случае больше и Энгельса, и Саратова – но почему-то там не нашлось экспертной организации, и везти продукцию понадобилось в небольшой город за сотни километров. Кроме того, по словам Беланова, правоохранительные органы могут пользоваться специализированными экспертными учреждениями из своей системы – странно, что следствие не использовало эту возможность.
Вообще юрист уверен, что на бизнес оказывается давление только с одной целью – лишить его существующего собственника. «Арестовывать счет на миллионы рублей, при том, что теоретически вред может быть нанесен на десятки тысяч, нет никакой целесообразности. Более того, если есть уголовное дело, то должны быть проведены — определенные следственные действия. Но при этом не опрошены различные лица, имеющие отношение к заявлению. Дело явно ведется неполно и некомплексно. Кроме того, очевидно, что на бизнес этого лица пытаются оказывать давление какие-то другие структуры, распространяя информацию о том, что продукция некачественная. С моей точки зрения, это все элементы давления на бизнес, связанные только с корыстными целями».
Константин Пукемов
Читайте также:
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале