Дамир Мухетдинов: Дающий и берущий взятку — прокляты Богом
Что думает мусульманская община относительно происходящих в обществе процессов? Существует ли, по ее мнению, угроза в сращивание Церкви и государства? С этими вопросами нам помог разобраться первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, член Общественной палаты РФ Дамир-хазрат Мухетдинов. Дамир Ваисович объяснил корреспонденту «Первого антикоррупционного», почему москвичи выступают против строительства мечетей, мэр Сергей Собянин не идет на диалог, а преступники берут в руки мусульманские флаги.
— С какими трудностями сталкиваются мусульмане в стране, где православие выступает в роли практически государственной религии?
— Есть места компактного проживания мусульман. Это практически все республики Северного Кавказа. Там ислам доминирует во всем: и в культуре, и в политике, и в экономике. Это целый регион, где к православным также стараются относиться с уважением. Есть две поволжские республики – Татарстан и Башкортостан, где 60% населения являются мусульманами. В Саратове и Самаре мусульмане представлены от 10% и выше. В Тюмени, например, огромный процент коренного населения – мусульмане. Поэтому сказать, что каким-то образом православие стало мешать или не давать развиваться исламу, будет неверно.
— Если все-таки конкретизировать, какие есть проблемы во взаимоотношениях с российской властью?
— Есть отдельно взятые чиновники в регионах, которые не понимают или не улавливают общефедеральную политику Кремля по отношению к гражданам-мусульманам.
— Давайте попробуем сосредоточиться на Москве.
— Например, мэр Собянин. Он сам по национальности не русский. Приехал из Тюмени. Это крупный регион с большим мусульманским населением. В правление Собянина в этом регионе активно строились мечети, возрождался ислам.
Сегодня бывает между мусульманами и немусульманами непонимание, и мы вынуждены констатировать, что мы: а) как духовенство, плохо работаем, до конца не доводим до представителей власти и граждан позицию мусульман, б) хорошо работают наши оппоненты в виде всевозможных исламофобов, которые формируют неправильную точку зрения на происходящее.
— Эта неправильная точка зрения существует?
— Да. Честно говоря, удивительно, когда мэр города говорит о том, что, на его взгляд, четырех мечетей в Москве достаточно. Я уверен, что его неправильно информировали. В Пекине, например, 50 мечетей. В Лондоне, Париже – более 80 мечетей. Но там мусульмане являются мигрантами второго-третьего поколения. А в Москве тюрки, татары проживали еще до золотоордынской эпохи.
Настроение власти против возведения мечети — это реакция на возможное появление дискуссионной, оппозиционной площадки.
— Почему строительство новой мечети вызвало такую реакцию у москвичей?
— Такое протестное настроение против возведения — это реакция не столько на строительство конкретной мечети, сколько на возможное появление дискуссионной, оппозиционной площадки, где вместе с банальными требованиями, такими, как «не пускать мигрантов и запретить мечети» появляются новые тезисы – «долой правительство и мэрию». Сегодня мэр Москвы – выборная должность, и уловить настроение масс очень важно. Поэтому, Собянин, говоря о проблеме мечети, пытается предотвратить появление протестной площадки.
— Как строится диалог с РПЦ?
— Исторически этот диалог складывался по-разному. В золотоордынский период в православных храмах возносились молитвы за мусульманских ханов. Золотой Ордой всячески поощрялось строительство православных церквей, процветало православное зодчество, православные священнослужители были освобождены от уплаты налогов. Потом был период войны, когда ислам попал под жесткий прессинг. В позднеимперский период мусульмане получили многие свободы, стали строить свои храмы. Сегодня же нужно смотреть в зависимости от региона. Там, где мусульман большинство – Кавказ, Татарстан, Башкортостан — местные православные иерархии очень мирно уживаются с мусульманами, проводят совместные мероприятия.
— Совместные молитвы гипотетически могут быть возможны?
— Нет, это экуменизм. Правда, на Ближнем Востоке это все, конечно, сглаженнее. Там православные священники обращаются в молитвах к… Аллаху, потому что в переводе на арабский язык Бог – Аллах.
Возвращаясь к теме про диалог с РПЦ, скажу, что исторически сложилось богословски-негативное отношение христиан к мусульманам. Во многих средневековых текстах говорится, что «Мухаммад – это лжепророк, ислам – это лжеучение».
— В таком случае, какое в исламе отношение к христианству? Если следовать Корану, то для иудеев и христиан существует только два варианта: принять ислам, либо оставаться всю жизнь на вторых ролях.
— Мусульман учат в обратном ключе: мы почитаем пророка Иисуса, и каждый, кто не почитает пророка Иисуса, как пророка Божьего, не является правоверным, то есть мусульманином. Мы почитаем Священные Писания христиан и иудеев, и кто не почитает их — не является мусульманином. Поэтому, ислам, будучи универсальной религией, включил все эти авраамические традиции. Мусульмане неистово соблюдают то, что было заповедано Богом, и они не в ответе за то, что современное общество в нашей стране, да и в мире, стало секулярным, отошло от традиций и веры своих отцов.
— Можно ли сказать, что согласно Корану, христиане, в сравнении с мусульманами – люди второго сорта?
— Есть такая замечательная фраза в Коране, символ веры – «Мы уверовали в пророков и не делаем между ними различия». Поэтому, сказать про посланцев Божьих (Моисей – Муса, Иисус – Иса, Авраам – Ибрагим), кто из них первосортный, а кто второсортный — это очень грубо и некорректно. Потому что главная мысль Корана звучит так: «Мы (т.е. Бог) в Судный день вас соберем – всех людей, и потом оповестим, в каких мнениях вы расходились». Истина только у Бога. Каждый человек, уверовавший в одного, Единого Господа Бога, несмотря на конфессии, будет обладателем Рая.
В Коране замечательное отношение к христианам, там есть такие слова: «И ты увидишь, что наиболее близки к тебе (Мухаммаду) — те, кто следует за Иисусом и называют себя христианами». По той причине, что среди них есть священники и монахи и потому что они не возгордятся. Великий поэт Бунин в одном из стихотворений «Магомед и Сафия» это все прекрасно изложил: «Ты скажи им, друг: Авраам — отец мой, Моисей — мой дядя, Магомет — супруг». У пророка Мухаммеда была одна супруга – еврейка по имени София. А другая жена была – христианка Марьям. Если бы ислам плохо относился к иудеям и христианам, то Мухаммад, как пророк этой религии, знаменосец, олицетворяющий ее собой, не женился бы на христианке и иудейке, и не провозгласил бы разрешенными ни такие браки, ни совместные трапезы.
— Почему «ислам Усамы бин Ладена или Шамиля Басаева» принимал терроризм?
— Потому что и Шамиль Басаев и Джохар Дудаев получили хорошее советское образование. Они получили образование в стране, где воспевалась дружба народов. Однажды Джохар Дудаев на выступлении перед верующими мусульманами в Чечне сказал: «Мы скоро построим такую прекрасную республику, как в Кувейте. И каждый, кто хочет, будет молиться три раза в день». Сзади стоящие помощники его поправили: «Джохар, мусульмане-то молятся пять раз». На что он ответил: «Ну, тогда кто хочет молиться пять раз, пусть молятся пять раз». Таким же образом можно «мусульманином» назвать… Далай Ламу. Те, кого вы перечислили, не олицетворяют классический фундаментальный ислам.
— Я этот вопрос задала для того, чтобы понять, есть ли в тексте Корана какая-то предпосылка к агрессии?
— А под каким предлогом воевали православные христиане-никониане против старообрядцев на Руси? А религиозные войны в Европе – протестанты против католиков? Религиозные войны, увы, неизбежны. Не нужно приписывать это только исламу.
— Вы не поняли моего вопроса. Я не приписываю исламу разжигание религиозных войн. Я пытаюсь понять, почему такое количество человек, во главе с Басаевым и Дудаевым, не имеющих, по Вашим словам, отношения к исламу, идут убивать, ссылаясь на священный текст?
— Я думаю, что Шамиль Басаев вряд ли глубоко знаком с исламским учением. Он его не изучал. Это комсомольский вожак. А Усаму бин Ладена и ему подобных зачастую использовали иностранные спецслужбы в политических целях.
— Давайте отвлечемся от Басаева. Кроме него есть множество других примеров. Откуда, например, берет истоки ваххабизм?
— Ни один современный специалист не сможет вам однозначно объяснить, что такое ваххабизм. Мухаммада Абд аль-Ваххаба сделали кровавым деятелем. Хотя никто не может сказать, что конкретно он сделал. Люди не читали его книг, не знакомы с его учением. Такого термина как «ваххабизм» в исламском богословии нет.
— Давайте по-другому. Что Коран предписывает делать с врагами?
— Та война, которая описана в Коране, всегда носила чисто оборонительный характер. Люди, которые пытаются выдергивать слова из контекста, обычно кричат: «Коран говорит, что надо убивать многобожников». Правильно, только впереди стоит еще один аят, и есть последующий. И когда вы читаете их вместе, один за другим, то четко понимаете, что речь идет об оборонительной войне.
— То есть война допустима только в целях защиты?
— Да. И это принципы джихада. Это священная война, борьба, охрана государства. Как и война с фашизмом.
— На чем основаны исламские банки? Я знаю, что запрещено давать деньги под процент.
— Да, конечно. Исламские банки функционируют не на основе конкретной фиксированной процентной ставки, а на основе бизнеса. Допустим, нас десять человек, нам предлагается разместить свои денежные средства, и мы знаем, что наши деньги банк будет инвестировать в строительство такого-то объекта. Потом после продажи или этих квартир, или офиса получается прибыль, и делится среди инвесторов, которые доверили деньги банку.
— Ведь такие банки не самостоятельны…
— К исламскому банкингу лично я отношусь очень осторожно, потому что невозможно отделиться от мировой экономики. Западная экономика вмонтировалась во все сферы жизни. Поэтому даже такие богатые страны, как страны Персидского залива, размещают многочисленные денежные средства в банках США, Швейцарии, тем самым, по большому счету, по мнению ряда богословов, нарушают законы шариата. Иран пытается создать исламский банк, но из-за своей политики попал под всевозможные эмбарго и варится в собственном соку. Поэтому к таким банкам я отношусь осторожно.
— Какое в исламе отношение к деньгам?
— К деньгам отношение положительное. Об этом и Пророк говорит, и Священное Писание. «Не засматривайся на тех, кому мы дали свои блага». Но также Пророк говорил: «Нет греха и опасности в скоплении богатства для того, кто является богобоязненным человеком». Если деньги являются инструментом для нравственной жизни, это нужно воспринимать, как благодать. Если Господь тебя облагодетельствовал из Своих щедрот — одаряй других благами.
Ислам категорически запрещает всякое жульничество, подделки, взяточничество.
— О взятке в Коране что-то говорится?
— Это прописано в речах пророка Мухаммада, а не в Коране, в так называемых «хадисах». Пророк говорит: «Дающий и берущий взятку — прокляты Богом». Поэтому ислам категорически запрещает всякое жульничество, подделки, взяточничество. Даже свидетельство процедуры взяточничества является грехом.
— Какие Вам со стороны видны уязвимые стороны РПЦ?
— Трудно судить со стороны, но, на мой взгляд, проблема в том, что народ далек от глубокого понимания веры. Люди считают, что смогут откупиться, купив свечки. Сугубо моя точка зрения заключается в том, что клирики не знают меры в употреблении алкоголя.
— Надо же, у вас есть такие знакомые?
— Да. У меня много знакомых коллег, которые жалуются на цирроз печени. Вино убивает все на своем пути.
— Часто можно встретить имамов на дорогих автомобилях?
— У мусульман большинство священнослужителей не может, как правило, позволить себе дорогие машины, если это, конечно, не имамы Чечни, Ингушетии, где большая поддержка со стороны регионального бюджета.
— Как Вы считаете, Патриарх Кирилл, используя ораторское искусство, популяризирует власть в глазах общественности?
— Для ислама, например, нет проблемы сращивания с властью. Потому что в исламе светское и духовное неотделимы. Мусульманские правители были всегда главами духовными и светскими.
РПЦ – большой инструментарий, большой организм, который влияет на администрацию президента, правительство и другие органы государственной власти.
— У нас все-таки светское государство…
— Ведь РПЦ – это большой инструментарий, большой организм. И происходит влияние на администрацию президента, правительство и другие органы государственной власти. Наши религии и конфессии долгое время были под прессингом. Последние десятилетия мусульмане стали получать последовательную поддержку со стороны власти. Как же не поддерживать такую власть, которая поддерживает тебя?
Есть такое хорошее понятие — «лоббизм». В данном случае светская власть выступает лоббистом – где-то РПЦ, а где-то мусульман. В США кандидаты в президенты постоянно играют на чувствах верующих. У них религиозная принадлежность является краеугольным камнем.
— Вот вопрос, который очень долго всех волновал: что было бы с Pussy Riot, если бы они сделали это в мечети?
— Все зависит от региона. Если бы они сделали это в Московской Соборной мечети, Нижегородской Соборной мечети, в Петербургской мечети, их бы просто посчитали невоспитанными и осудили за плохой поступок.
— На Кавказе бы как поступили?
— Не могу сказать точно. Потому что там горячие джигиты. Они даже к своим женам и детям очень строги. Поэтому, предугадать, как бы они себя повели, вряд ли получится.
— А с точки зрения классического ислама?
— Когда бедуин, араб пришел и помочился в мечети, все сподвижники пророка встали, хотели его наказать, осудить, ударить. Пророк тогда сказал: «Оставьте его в покое, это невежда». Взял воды, и полил то место, где тот справил малую нужду. Это классический ислам. А последователи могли бы сделать по-разному. Если бы это сделали на моих глазах, я бы их осудил моральным судом. Не более того. Иные люди могли бы поступить по-другому.
— Получается, в разных странах мусульмане по-разному воспринимают ислам? Почему?
— Все дело в менталитете и географических особенностях. Мусульмане в силу менталитета, воспитания воспринимают священный текст по-разному. Представьте себе Саудовскую Аравию. Там христианского населения почти нет, и жители Саудовской Аравии не видели их тысячелетиями. Они мне лично доказывали, что самое большое государство в мире – Саудовская Аравия. А когда живешь в РФ, где смешение национальностей, конфессий, это влияет на менталитет, культуру. География накладывает свои отпечатки.
— Кавказские бандиты прикрываются религией для оправдания своих преступлений?
— Конечно! Вот они в девяностые годы были просто бандитами, а сейчас не модно быть «просто бандитом». Сейчас нужно заниматься бандитизмом с использованием мусульманской риторики. Не просто обворовывать население, а «снимать джизью». И вроде бы как душа спокойна, что ты не просто так бандит с большой дороги, а ты – мусульманский бандит. Все те, кто раньше просто хулиганил, сегодня берут в руки исламские флаги. Им так, вроде бы, прикольней. Это же молодежь. Они играют в боевиков и переходят все рамки.
— Почему традиционные исламские страны не входят в пятерку экономически мощных? В чем причина?
— Не вижу в этом никакой проблемы. Они уже входят в двадцатку – Индонезия, Саудовская Аравия, Турция. Всему нужно время. Сегодня экономический бум переживает Малайзия. Это дело времени. Я даю еще десять лет, и мусульманские страны обязательно войдут в пятерку.
Если я виноват, я плачу штраф. А когда полицейский выпрашивает, то я говорю, что принципиально не плачу взятку.
— Часто в Москве сталкиваетесь с коррупцией?
— Знаете, как-то Бог миловал. Мы живем своим каким-то миром. Со своими прихожанами. Не приходится иметь отношения с ЖКХ, больницами, университетами.
— А как же всеми любимые ГИБДД?
— Если я виноват, я плачу штраф. А когда полицейский выпрашивает, то я говорю, что принципиально не плачу взятку.
— Так часто взятки требуют?
— Я не так уж часто нарушаю. Бывает, когда шибко тороплюсь. Если только вопрос идет об изъятии прав, я начинаю пользоваться своим административным ресурсом (смеется).
— Какое у Вас вообще отношение к российской власти?
— Самое позитивное. Я имею в виду президента. У него очень правильное отношение к исламу. Я вообще чувствую, что он неровно дышит ко всему мусульманскому, к мусульманам и мусульманкам.
— Возможно, власть неровно дышит не только к мусульманкам? Деньги тоже мало кого оставляют равнодушными…
— Чиновники разные. Необходимо запомнить одну очень важную вещь: чиновники — это мы с вами. У меня есть знакомые люди, которые работают в администрациях разного уровня. То есть, если я не люблю власть как таковую, это значит, что я не люблю своих родственников. Поймите, власть – это не только тот, кто работает в администрации. Директор магазина, больницы или школы – тоже властная фигура. Значит, надо все общество ненавидеть.
Если у нас такая власть, это значит только одно: мы с вами такие! Потому, что они не инопланетяне. Они из нашего общества вышли.
— Вы предлагаете смириться?
— Я предпочитаю молиться за них. Я верю в то, что молитва исправит заблудших чиновников. Если у нас такая власть, это значит только одно: мы с вами такие! Пророк сказал: «Какими будете вы, такими будет ваша власть». Потому, что они не инопланетяне. Они из нашего общества вышли.
То же самое со священниками. Если наши священники такие хулиганы, на дорогих машинах попадают в ДТП, всегда ходят навеселе, то извините… это ментальность нашего народа. Мы пастыри такие, мы директора школ такие, мы ученики такие. Потому что мы – продукты своего времени и нашего общества. Невозможно сделать Рай в отдельно взятом шалаше. Все должны стремиться к исправлению. Хотите, я вам приведу пример, что нужно делать?
— Пожалуйста.
— Я прихожу в мечеть. Около мечети вижу людей, играющих в домино, курящих, спиртное разливающих. Некоторые имамы, в основном, советского периода, начинают их ругать последними словами. Я им на это отвечаю: «Уважаемые, разве вы не помните, как когда я в 1990-м году начинал ходить в мечеть, вот на том месте сидели вы, «святоши». А сейчас вы по милости Божьей приобщились к мечети, и костерите ваших детей». Вот так. Аргументов у них нет. Тогда мы включаем микрофон и говорим молитву: «Аллах, вразуми рядом сидящих людей, направь их на верный путь!».
Знаете, это возымело успех. Большинство из них рядом с мечетью больше не сидели, им неудобно было, потому что за них на всю деревню молитвы читали.
— То есть, не бороться за чистоту, а подметать?
— Именно так. Начни со своей квартиры.
— У нас есть два философских вопроса. Кто виноват?
— Коран ответил, что виноват каждый индивидуум, сам по себе. «Аллах не изменит вас до тех пор, пока вы сами себя не поменяете».
— Что делать?
— Ничего сверхъестественного делать не нужно. Когда видишь на дороге мусор, остановись, убери его, чтобы следом пришедший не споткнулся.
Интервью взяла Екатерина Бичай
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале