Куда правительство экс-губернатора Артякова хотело закопать миллиарды
В Самаре в ближайшее время начнется процесс передачи земель под поселком Радиоцентр из федеральной собственности в региональную. Именно на площадке Радиоцентра будет возведен стадион к ЧМ-2018. Проектная документация по его строительству оценивается в 250 млн рублей. Прежнее правительство только на проект планировало потратить более 1,7 млрд рублей. Смена площадки под строительство, а также уменьшение сметы более чем в 7 раз свидетельствует о многом.
Губернатору Николаю Меркушкину одним росчерком пера удалось не только сэкономить огромную сумму для бюджета, но и сохранить важную транспортную составляющую — Самарский речной порт, который прежняя группа лоббистов хотела снести ради стадиона. И он же не дал разрушить исторический центр Самары по прихоти местных чиновников. Самарский район мог бы навсегда потерять свой облик в предстоящей стройке. Немаловажно и то, что некоторым группам влияния не удалось «выбить» из бюджета десятки миллиардов рублей на невнятные и скоропалительные прожекты.
Глобальная экономия
Громом среди ясного неба для многих стало известие о том, что стадион к ЧМ-2018 будет строиться не на стрелке рек Волги и Самары, как ожидалось. Не только ожидалось, но и даже безапелляционно утверждалось на протяжении нескольких месяцев еще до того, как Самара была официально включена в список городов, где пройдут матчи чемпионата. Известие стало неожиданным и даже в некотором роде трагичным для тех, кто уже намеревался «погреть» руки на предстоящей стройке.
На прошлой неделе в Самарской области проходил форум народного единства. Именно на этом мероприятии о смене места строительства стадиона было объявлено официально.
«Мы были вынуждены принять решение, что стадион к Чемпионату мира будет построен не на стрелке рек Волга и Самара, а в поселке Радиоцентр. Это был очень непростой вопрос. Я обсуждал этот вопрос с президентом РФ Владимиром Путиным, направлено письмо в Правительство РФ о переводе земель поселка Радиоцентр в областную собственность в кратчайшие сроки, чтобы непосредственно приступить к работам. Построив стадион на стрелке, мы могли бы попросту разрушить исторический центр, который должен стать памятником архитектуры», — заявил губернатор Николай Меркушкин.
Стоит пояснить, что место, где изначально планировали строить стадион, расположено на территории ОАО «Самарский речной порт» в исторической части города. Решение о строительстве стадиона именно в этом месте принимало правительство во главе с бывшим губернатором Владимиром Артяковым. Достаточно вспомнить, что конкурс на разработку проекта был подписан экс-министром строительства Самарской области Павлом Донским и опубликован на сайте госзакупок за считанные дни до его отставки. На тот момент сумма одного лишь проекта составляла более 1,78 млрд рублей. В итоге конкурс был аннулирован губернатором Николаем Меркушкиным, который пояснил свое решение тем, что «проект стадиона должен быть более прозрачным в финансовом плане». Как итог, 24 октября было официально объявлено, что на проектирование будет выделено 250 млн рублей. Сравнение сумм наталкивает на мысли о том, что более 1,5 млрд рублей могли бы быть потрачены на непонятные нужды. На данный момент определена и максимальная сумма на строительство стадиона, которая не должна превышать 13,5 млрд рублей.
Сотрясение воздуха
Еще до того, как Николай Меркушкин назвал окончательное место строительства, в Самаре на протяжении длительного времени можно было наблюдать противостояние между теми, кто ратовал за снос речпорта и теми, кто предлагал другие места для строительства стадиона. Самара по факту разбилась на два лагеря, в каждом из которых были депутаты, журналисты, чиновники, блогеры и просто общественники.
Вот, к примеру, какие аргументы приводил депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, считавший, что на месте порта стадион строить нельзя.
«Аргументы высказывал не раз, в т.ч. и прежнему руководству области, и нынешнему. Таких аргументов два. Первый из них, это то, что строиться в «бутылочном горлышке» на окраине города, значит парализовать движение во всем центре. И наконец, уничтожить действующее предприятие — речпорт, значит нести лишние расходы налогоплательщиков на его выкуп и перенос. Вопрос о том, кто это место лоббирует и зарабатывает на нём в данном случае менее важен, но он тоже есть», — заявлял Матвеев.
Аргументы сторонников сохранения речпорта и переноса строительства стадиона на другую площадку практически никем всерьез не рассматривались.
Альтернативных площадок предлагалось сразу несколько. Причем, еще до того, как ФИФА официально объявила о том, что Самара вошла в список городов, где будет проводиться ЧМ, места под застройку менялись едва ли не ежемесячно. Среди предлагавшихся мест были: территория под бывшим заводом ЗИМ, площадка возле ТЦ «Мега» (IKEA), земли в Самарском заречье и наконец остров Коровий. Перспектива размещения стадиона на острове одно время рассматривалась вполне серьезно и это повлекло за собой скупку земель как на самом острове, так и на близлежащих островах.
Другие места под строительство отвергались уже потому, что участки находятся в чьей-то собственности. К примеру, территория под ЗиМом находится в собственности фирм, близких Ассоциации делового сотрудничества (АДС) «Волгопромгаз» — данная структура подконтрольна Владимиру Аветисяну, чьим ставленником является глава Самары Дмитрий Азаров. Участки в других местах или слишком отдалены от Самары или также являются собственностью бизнесменов.
Выбор под застройку на участке Радиоцентра оказался выигрышным со всех сторон. Во-первых, земля является федеральной собственностью, а стало быть, ее не придется выкупать. Во-вторых, участок расположен не на большом отдалении от аэропорта, что является одним из основных требований ФИФА. И, наконец, в-третьих – бизнесмены не успели скупить участки вокруг Радиоцентра. Уже потому, что с одной стороны находится областная больница им. Калинина, а с другой – кладбище Сорокины Хутора.
После публичного выступления на форуме Николая Меркушкина в весьма двоякой ситуации оказался глава Самары Дмитрий Азаров. Ранее на одном из пленарных заседаний Думы городского округа Самара он заявлял следующее:
«Я думаю, что нам больше нужно думать не о футболистах и приезжих, а о жителях нашего города. Я был на выездном совещании в Самарском районе, и две женщины спросили у меня, будет ли у них в районе стадион. Они понимают, какой толчок развитию исторической части города это даст. Это позволит разобраться с тем ветхим аварийным фондом, который имеется в этом районе. Люди этого хотят и свое мнение высказали на публичных слушаниях».
То есть, градоначальник дал понять, что место определено окончательно и бесповоротно. Видимо, мнение двух женщин, о которых упоминал мэр, было для него важнее мнения специалистов, архитекторов и других жителей Самарского района и Самары в целом. О смене места строительства ни Азаров, ни городские чиновники, ни депутаты, лоббировавшие снос порта, до сих пор стараются никаких комментариев не давать. Видимо, чтобы не выглядеть уж совсем глупо.
Прожектёры остались не у дел
Сейчас перечислить все те группы влияния, которым не удастся заработать на реализации сомнительных и дорогостоящих проектов, будет весьма сложно. В начале 2012 года только разработка проекта по переносу мощностей ОАО «Самарский речной порт» оценивалась в 200 млн рублей. Видимо, такую работу предстояло выполнить теперь уже бывшему гендиректору речпорта Сергею Пойде, который сел в кресло руководителя в начале этого года. Но еще до того, как проект начал разрабатываться, в СМИ озвучивалась информация о том, что Пойда начал переброс мощностей порта самостоятельно. Ему так и не дали завершить начатое, так как в конце октября совет директоров одобрил отставку гендиректора. Причем, произошло это за считанные дни до того, как стало известно, что речпорт сносить не будут.
Другой структурой, которая нацелилась на освоение бюджетных средств, можно назвать ЗАО «Волгоспецстрой». Ранее фирму возглавлял депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенев, который хоть пост и оставил, как того требует законодательство, но на неформальном уровне деятельность предприятия продолжает курировать. Стоит отметить, что «Волгоспецстрой» на протяжении нескольких лет строит Кировский мост, запуск которого откладывается каждый год. Новый губернатор Николай Меркушкин недавно дал понять, что лимит средств, выделенных на строительство моста, исчерпан. И «Волгоспецстрою» было предложено завершить работы за счет собственных финансов.
Для сравнения: строительство стадиона оценивается в 13,5 млрд руб., а строительство Кировского моста более чем в 10 млрд руб.
Скорее всего, ЗАО «Волгоспецстрой» намеревалось заработать на отсыпке грунта в месте будущего строительства стадиона – на стрелке двух рек. Эта же территория была выгодна фирме тем, что наверняка на этом участке потребовалось бы строительство мостовых переходов, а это дополнительные траты из бюджета. Опыт отсыпки грунта у фирмы, ранее возглавляемой Чигеневым, имеется. Вопрос в том, насколько этот опыт рационален. Пример можно наблюдать воочию в поселке Шмидта, где в 2006 году по федеральной программе началось возведение сооружения «Дамба инженерной защиты». За это время по программе было освоено 1,1 млрд бюджетных средств. Дамба начинается вблизи завода «Рейд», где под слоем грунта скрыт сваленный сюда же бытовой и строительный мусор, и заканчивается через несколько сот метров, упираясь в глубокие обрывы на реке Самаре. Остается открытым вопрос, кто именно пролоббировал включение подобного проекта в федеральную программу, если дамба фактически ничего не защищает – кроме нескольких десятков частных домов на этой территории давно ничего нет, а вода в половодье уже не подступает так близко, как в конце 70-х годов прошлого столетия. Возможно, что эта дамба попадет в один ряд с таким «проектами», как мост в республике Адыгея. Его строительство недавно было освещено в криминальных сводках. На строительство было потрачено 500 млн средств федерального бюджета, а в итоге мост выходит не на широкую трассу, а на опушку непроходимого леса.
Еще один проект, видимо, бередил ум самого депутата Чигенева. В июле этого года Алексей Чигенев, как председатель совета директоров ПФК «Крылья Советов», дал интервью одному из самарских порталов.
«То, что выбранное место очень красивое, и стадион там станет изюминкой города – однозначно. Сейчас надо грамотно подойти к вопросу плана производства работ на этом стадионе. Должны быть логистическая и транспортная составляющие. Необходимо сделать так, чтобы строительство этого объекта принесло как можно меньше негативных последствий для людей. Потому что можно построить золотой храм, но если его строительство будет основано на негативе населения, в этот храм ходить никто не будет», — заявил Чигенев.
На вопрос журналиста о возможных транспортных проблемах Чигенев ответил так: «Необходимо как можно быстрее достроить Фрунзенский мост, проложить железнодорожную ветку к стадиону. Надо использовать то, что есть, вплоть до перевозок воздушным транспортом, например, на дирижаблях. Главное, чтобы был правильный подход». По логике депутата оставалось самое малое – организовать в Самаре производство дирижаблей.
Городские чиновники также спешили громко заявить о несбыточных проектах. Руководитель департамента строительства Сергей Рубаков воодушевленно рассказывал о проекте новой трассы к ЧМ-2018. По его задумке новая трасса должны была пройти по всей территории набережной до аэропорта «Курумоч». При этом, по словам Рубакова, часть трассы планировалось проложить под землей, часть – на специальной насыпи. Чиновник, правда, не уточнял, по какой именно набережной должна была пройти дорога. Если по Волжской, то насыпь пришлось бы делать в реке Волга, а на пути дороги сносить массу коттеджей в самых престижных местах. Если же дорогу планировалось пускать по набережной Самары, то на пути следования пришлось бы сносить несколько заводов и массу частных домов.
Недалеко от муниципального чиновника ушел и замминистра строительства Самарской области Анатолий Баранников. В 2011 году он заявлял о планах выхода метро к набережной Самары. По словам Баранникова, к 2017 году планировалось завершить все работы и построить как минимум 5 новых станций метро. Его слова уже тогда можно было не воспринимать всерьез, учитывая тот факт, что самарское метро существует с 1980 года и за все это время открыто только 9 станций.
Щедро раздавали комментарии риэлторы, а также потенциальные застройщики территории под речпортом. Так, гендиректор Агентства недвижимости «Визит» заявлял в СМИ, что в районе будущего стадиона будет огромная территория для строительства коммерческой и жилой недвижимости. Но территорию на стрелке рек сложно назвать огромной. Скорее всего, расчет был на то, что в районе начнется массовый снос ветхого и аварийного жилого фонда. Жителей в данном случае очень сильно беспокоило одно обстоятельство: в Самаре до сих пор имеет место «традиция» — ветхий фонд не сносить, а поджигать. В таком случае нет необходимости расселять жителей аварийных домов за свой счет, а погорельцам в любом случае предоставят жилплощадь в маневренном фонде.
Кроме того, ряд экспертов полагали, что будут снесены и те объекты, которые представляют историческую и культурную ценность. В таком случае историческая часть города была бы полностью уничтожена предстоящим строительством.
Потери и приобретения
Во всей этой длительной тяжбе по выбору площадки под строительство стадиона есть масса интересных нюансов. Начиная с того, что некоторые лица были настолько уверены, что стадион будет именно там, что организовывали попытки рейдерских захватов земель на побережье или вкладывались в покупку участков на близлежащих островах. Свежий пример, это официальное опубликование самарского департамента строительства и архитектуры. Согласно данному документу ЗАО «Производственно-техническая база» полагалось предоставление земельных участков на острове Поджабный для строительства инфраструктуры для отдыха. До этого ряду фирм в предоставлении аналогичных разрешений мэрия отказала. Здесь стоит особо отметить, что учредителем ЗАО «Производственно-техническая база» является депутат Думы городского округа Самара Сергей Алехин. Он является выходцем из тех же структур, в которых ранее работал Дмитрий Азаров – АДС «Волгопромгаз», что может объяснять, как фирме удалось так быстро получить разрешение. Правда, на момент опубликования извещения никто не знал, что стадиона близ острова не будет. И остается открытым вопрос, будет ли фирма Алехина строить какую-то инфраструктуру для предполагаемых болельщиков на острове, если стадион будет построен в другом конце города.
Аналогичные потери понес и председатель совета директоров ИФГ «БизнесСфера» Николай Чудаев, который реализует проект под названием Южный город.
«К Чемпионату мира по футболу 2018 года в Южном городе можно осуществить масштабное строительство инфраструктурных объектов, обеспечивающих потребности Чемпионата. При этом можно будет обеспечить проживание гостей и участников ЧМ в Зеленой зоне и, в то же время, их доставку на стадион в течение 20 минут, в объезд городских пробок». – говорил Чудаев в интервью губернским СМИ.
После радикальной смены приоритетов и направления сомнительно, что жилье в этом районе будет иметь ту ценность, на которую рассчитывали застройщики.
Не последнюю роль в смене места строительства сыграл министр транспорта РФ Игорь Левитин, который приезжал в Самару в начале октября. В сопровождении губернатора Николая Меркушкина он осмотрел место будущей стройки и остался недоволен выбором. «Стрелка» рек Волга и Самара крайне неудачное место для стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Доставка грузов для строительства спортивного сооружения может парализовать движение в областном центре на несколько лет», — заявил Левитин в комментариях областным СМИ. И эта его фраза уже тогда фактически поставила крест на планах лоббистов. Кроме того было бы сомнительно полагать, что министр транспорта ради строительства стадиона даст добро на снос «Самарского речного порта», который входит в мобилизационную инфраструктуру субъектов РФ.
Попытки доказать, что место под строительство выбрано крайне неудачное, предпринимались и ранее. При этом Николая Меркушкину пришлось выслушать массу аргументов, как от сторонников территории на стрелке рек, так и ее противников. Одним из тех, кто встречался с губернатором по этому вопросы был депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
«После прихода в область нового губернатора я дважды встречался с ним, аргументируя предложения по альтернативным стрелке площадкам, а три недели назад обстоятельно разговаривал о переносе стадиона с министром строительства Алексеем Гришиным, которому мы в конечном счете и должны быть благодарны за правильное решение, потому что именно он его и готовил губернатору. Могу сказать, что экономически строительство на стрелке только по работам грунтом на 4 млрд рублей дороже строительства на Радиоцентре. Строительство на ЗИМе стало невозможным из-за еще большей непомерной цены за землю, запрошенной собственниками. Строительство на Радиоцентре самое экономически выгодное, т.к. земля в госсобственности. Место очень удобное — легко сделать два выезда- и на Ново-Садовую, и на Московское шоссе, минимально расстояние до аэропорта», — заявил Первому антикоррупционному Михаил Матвеев.
Сейчас все внимание сосредоточено на окончательно утвержденном месте строительства. После того как земли под Радиоцентром будут переведены из федеральной в региональную собственность, начнутся подготовительные работы к глобальной стройке. Уже сейчас эксперты полагают, что скандалов и громких заявлений в период строительства не избежать. Определенная группа интересантов до сих пор не скрывает своего недовольства выбором места. Кроме того, на площадке имеется и жилая застройка в виде коттеджей, которые однозначно придется сносить. Впрочем, если у владельцев права на землю и строения оформлены надлежащим образом, им выплатят соответствующую компенсацию за изъятие земель под госнужды. А вот самострои будут сносить в принудительном порядке, что, разумеется, повлечет волну заявлений о «рейдерских» захватах.
В любом случае можно говорить, что в ближайшее время городу предстоит развиваться не в южном направлении, как ожидали многие, а в северном.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале