Из-за ЧМ-2018 регионы лишатся стратегических объектов
В сентябре комиссия ФИФА огласит решение, которое будет напрямую касаться проведения в Самаре Чемпионата мира в 2018 году. Одной из отправных точек для строительства стадиона и сопутствующей инфраструктуры до сих пор остается территория, на которой базируется ОАО «Самарский речной порт».
Задолго до оглашения решения в Самарской области уже обрисовался круг лиц, заинтересованных в будущей «стройке века». Все подробности в материале специального корреспондента pasmi.ru в Самаре Ильи Кругового.
АППЕТИТЫ «ПРЕЖНИХ» БЫЛИ БОЛЬШЕ В 30 РАЗ
Неожиданно для многих конкурс на проектирование стадиона был отменен в конце июля по требованию нового губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Ранее объявление о конкурсе было вывешено на сайте торгов, где вскоре было размещено объявление об отмене. Самое интересное, что конкурсная документация на проектирование была подписана экс-министром строительства Павлом Донским за считанные дни до его отставки. Возможно, бывший министр полагал, что вряд ли губернатор будет отменять конкурс незадолго до оглашения решения комиссии ФИФА.
Расчет не оправдался. Губернатор заявил, что сумма на строительство чрезмерно завышена. Согласно первоначальной документации строительные работы оценивались в 20 млрд рублей. А само проектирование в 1,3 млрд. Позднее, в середине августа, состоялся новый конкурс, в котором победителем стал ГУСО Институт «Терниигражданпроект». При этом сумма, за которую организация взялась выполнить проектные работы, составила 38,9 млн рублей. Фактически, окончательная сумма работ по проектированию оказалась ниже первоначальной более чем в 33 раза, что может свидетельствовать об аппетитах прежних чиновников, причастных к разработке техзадания.
Теперь губернатор говорит о том, что необходимо снизить и затраты на строительство. Правда, тут сумма снижения озвучивается не такая радикальная – как минимум 200 млн рублей, но окончательного результата не знает никто. Хотя, потенциальные «пострадавшие» называются уже сейчас.
КРУГ «ПОТЕРПЕВШИХ»
Среди тех, кто может потерять на пересмотре проекта будущего стадиона, называют депутата Самарской губернской думы Алексея Чигенева. До того как стать депутатом он возглавлял ЗАО «Волгоспецстрой», которое занимается возведением «Кировского» моста в Самаре, запуск которого периодически откладывается. Сначала заявлялось, что мост будет запущен в 2010 году, затем дата сдвинулась на 2011 год. Теперь называют уже 2013 год, периодически сетуя на нехватку средств.
Еще в 2006 году Волгоспецстрой стало единственной в области компаний, которая освоила 1,12 миллиарда бюджетных средств на строительство дамбы инженерной защиты в поселке Шмидта на реке Самара. Финансирование шло на протяжении трех лет и все три года в реку нескончаемым потоком грузовики ссыпали землю. Впрочем, как потом выяснилось, не только землю.
В 2009 году природоохранная прокуратура заинтересовалась выложенными в интернете фотографиями «дамбы», которая больше походила на мусорный полигон. Скандала не получилось. Все закончилось тем, что неподалеку от дамбы были выставлены патрули ГИБДД. Они заворачивали грузовики, которые везли нестроительный, а иногда и просто бытовой мусор. В 2009 году финансирование из федерального и областного бюджета было остановлено, а земляной вал, который даже не замыкается на берег, менее всего напоминает защитное сооружение.
Интерес Чигенева к территории, на которой будет строиться стадион, далеко не случаен. ЗАО «Волгоспецстрой», к которому в настоящее время Чигенев формально не имеет отношения, единственная компания, занимающаяся возведением мостов в области. Если брать за основу предварительные проекты стадиона и инфраструктуры, то строительство мостов там предполагается. И даже не нужно гадать, кто займется их возведением. С большей долей вероятности «Волгоспецстрой» будет претендовать и на работы по берегоукреплению, ссылаясь на свой прежний опыт в этой сфере. Впрочем, вряд ли компетентная комиссия сочтет большим опытом отвал грунта в воду, как в случае с упоминавшейся выше дамбой.
Снижение стоимости затрат на строительство может негативно сказаться не только на планах «Волгоспецстроя» по освоению бюджетных средств. Еще одной компанией, которая потеряет на снижении затрат, называют Группу компаний «Уран». Ранее ее возглавлял коллега Чигенева по областной думе Владимир Купцов. Именно Купцов рассчитывал, что его группа будет основным застройщиком планируемой территории, но уже сейчас появилась информация, что застройкой, скорее всего, будет заниматься другая компания. Учитывая, что губернатор Николай Меркушкин прибыл в Самарскую область из Мордовии, можно не сомневаться, что и фаворитов будущего строительства он будет отбирать отнюдь не из числа самарских.
«В первоначальном проекте было предусмотрено строительство гостиниц для приезжающих команд в непосредственной близости от стадиона. Такое расположение не удовлетворяет требованиям по комфортному пребыванию спортсменов. Вторая причина в том, что нужна большая прозрачность проекта. Надо четко понимать стоимость самого стадиона, инфраструктуры, объем затрат на обустройство прилегающей территории, в частности на берегоукрепление», — заявлял в интервью СМИ Николай Меркушкин. Его слова при этом автоматически ставили крест на амбициозных планах самарских ФПГ.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
Пока идет подготовка к будущему строительству руководство речпорта также претерпевает некоторые изменения. В прошлом месяце прошло «изгнание» из состава совета директоров СРП одного из его членов, который оказался замешан в коррупционном скандале. Бывший заместитель министра транспорта Самарской области Станислав Балбошин потерял свой пост в совете в преддверии своего увольнения из минтранса. Глупо было бы говорить, что губернатор Николай Меркушкин таким образом начал зачистку предприятия от команды своего предшественника Владимира Артякова. Тем более, что в состав СД входят еще два сотрудника того же министерства – Николай Синельников и Виталий Иванов. Последний неожиданно для многих в августе был избран председателем совета директоров СРП. Почему неожиданно? Потому, что Иванова аналитики считают человеком команды экс-мэра Самары Виктора Тархова. Он еще в 2010 году при поддержке реготделения партии «Справедливая Россия», возглавляемого ранее Тарховым, пытался избраться в городскую думу Самары.
Для нынешней городской власти появление Иванова в совете директоров вызвало реакцию, близкую к шоку. С 2010 года в Самаре, после того, как мэром стал Дмитрий Азаров, новая власть старательно пыталась вытравливать все, что так или иначе было связано с Виктором Тарховым. Возможно, что это была инициатива не столько нового мэра, сколько его покровителя Владимира Аветисяна, который входит в число основателей одной из самых мощных региональных ФПГ – Ассоциация делового сотрудничества (АДС) «Волгопромгаз». Стоит вспомнить еще и тот факт, что структуры АДС были одними из тех, кто лоббировал строительство стадиона не на месте речпорта, а на других территориях. К примеру, на месте бывшего ГПП «ЗиМ». Но тут стоит отметить один любопытный факт, что любая альтернативная площадка под стадион в Самаре принадлежит или АДС или близким к ней структурам. Прежний губернатор Владимир Артяков решил, что дешевле взять под контроль речпорт и в дальнейшем снести его, чем вкладываться в покупку других территорий.
Можно говорить о том, что команда бывшего губернатора приложила все усилия для того, чтобы снести речпорт. Для начала в СМИ и блогах формировалось мнение, что лучше места в Самаре не найти, что речпорт убыточен и даже то, что предприятие будет сохранено путем передислокации всех мощностей на новую площадку. Вот только площадка эта так и не была подобрана. А сейчас этой темы все старательно избегают. Понятно, что после того, как предполагаемую территорию показали комиссии ФИФА, место размещения стадиона менять уже поздно. А из неофициальных источников стало известно, что руководитель СРП Сергей Пойда еще два месяца назад начал частично перебрасывать мощности СРП на другие площадки. Таким образом, речпорт, как единое целое, в скором времени прекратит свое существование. И никто почему-то не обратил внимания на то, что этот объект, наравне с аэропортами и железной дорогой, относится к мобилизационной инфраструктуре.
Не факт, конечно, что в обозримом будущем произойдет ситуация, когда понадобятся все мощности грузового порта в полном объеме. Но, когда это время наступит, наверное тогда произойдет понимание, что некогда мощного предприятия уже не существует и заменить его фактически нечем.
Как напоминает pasmi.ru, согласно первичной документации стадион вместимостью 45 тыс мест должен быть размещен на стрелке рек Волга и Самара на территории грузового речного порта. Общая площадь территории составляет порядка 40 га. Стоимость строительства по первоначальным оценка составляла 20 млрд рублей. Подрядчику предстоит разработать два варианта использования стадиона и территории вокруг него: на период ЧМ-2018 и на период последующего использования. Кроме стадиона, должны быть спроектированы две тренировочные площадки и две гостиницы. Также необходимо предусмотреть благоустройство территории с учетом строительства набережной и зоны отдыха вдоль Волги и Самары, транспортную схему с автостоянками и паркингами. На разработку проекта отводится полтора года.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале