Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Восток — Дальний, пузыри — мыльные… Коррупция процветает

25.07.2012 / 19:19

25 июля состоялся видеомост Москва – Пекин на тему: «Дальний Восток России: локомотив развития России или «ресурс» Китая?» Немногочисленные эксперты с обеих сторон в течение часа обсуждали проблемы крупнейшего российского региона, сосредоточившись в основном на общих экономических деталях и экологических аспектах. Чьим же «локомотивом» является российский Дальний Восток — к единому мнению участники видеомоста так и не пришли. По истечение часа китайская сторона попросила разрешение удалиться от камер по причине погодных условий: в Пекине усиливался очередной тайфун, и эксперты озадачились проблемой, как побыстрее добраться до дома. Российская студия после отключения видеосвзяи продолжила разговор. Впрочем, и здесь «тайфуна» мнений, который можно было бы ожидать по такой острой теме, не получилось. Между тем, страсти по Дальнему Востоку в обществе разгораются все сильнее. О причинах — в аналитическом материале корреспондента pasmi.ru

Дальний и… забытый?

Дальневосточный регион – это огромная часть России. Здесь сосредоточены 60-85% основных минерально-сырьевых и энергетических ресурсов страны, 77% запасов нефти, 85% природного газа, 80% угля, более 40% запасов древесины и 45% гидроэнергетического потенциала страны. В советский период в регион шли государственные инвестиции, Дальний Восток интенсивно развивался, сюда ехали заработать со всей страны. Но с началом перестройки эти края стали приходить в запустение… Низкая рождаемость, высокая смертность и разрушение инфраструктуры превратили большую часть региона в пустырь.

В1991 году на Дальнем Востоке проживало больше 8 миллионов человек. По данным последней переписи — осталось 6 с небольшим миллионов. И это — в самом большом российском округе, который составляет почти 40% территории всей страны!

По мнению американского эксперта по России Дэвида Саттера, после 1991 года Приморский край подвергся «разграблению» при губернаторе Евгении Наздратенко, бывшем советском чиновнике, при поддержке влиятельных местных олигархов. «В течение 1990-х годов, это был самый криминализированный анклав в целом по стране, — считает Саттер. — Он жил по своим законам».

Мы уже привычно называем тот период «лихими девяностыми», однако в отношении Дальнего Востока лихое разграбление продолжается и по сей день. Приморский край вошел в тройку лидеров самых коррумпированных регионов России в 2011 году. А самой коррумпированной на Дальнем Востоке признана Сахалинская область. Здесь на каждую тысячу госслужащих приходится около 19 уголовных дел коррупционной направленности.

Приморские «крыши»

Насколько пышно цветет дальневосточная коррупция (в частности, в Приморье) показал и недавний случай с уголовным делом «приморских партизан»: 16 июля прямо из здания Приморского краевого суда были украдены три тома одного из самых громких уголовных дел в крае. Среди пропавших — том, который содержал список приморских полицейских, подозреваемых в коррупции. Они успешно покрывали наркобизнес в Приморье, а прокурор Кировского района и представители краевого Госнаркоконтроля, по признанию одного из задержанных «партизан», оказывали поддержку оперативникам и покрывали их незаконную деятельность.

Уголовный «душок» преследует край серьезно и неотвязно. В июне произошло убийство Сергея Криворотова, возглавлявшего прежде департамент градостроительства Приморского края. Высокопоставленный экс-чиновник и сам был фигурантом скандальных дел. Об этом уже сообщало pasmi.ru В последнее время Криворотов занимался строительным бизнесом. Принадлежавшее ему ООО «ВладСтройЗаказчик» строило объекты для саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

К лакомому «пирогу» подпускают только избранных

Хищение бюджетных средств, выделенных в рамках подготовки к проведению саммита АТЭС — самое распространенное преступление. Именно такие дела составляют львиную долю среди 30 преступлений коррупционной направленности, выявленных за прошлый год в Приморье.

Общий объем финансирования строительства объектов саммита во Владивостоке на 2008-2012 гг. составляет 679,3 млрд рублей. При этом, как выяснила Счетная палата, «при значительных объемах выполненных работ отмечается рост неосвоенных средств». Подробнее об этом можно прочитать в предыдущих материалах pasmi.ru 

При этом местные предприниматели утвреждают: их хотят уничтожить как класс. Об этом сообщалось на одном из общественно-политических сайтов: «Приморские власти готовятся с помпой провести очередной Тихоокеанский международный экономический форум, призванный распиарить «инвестиционную привлекательность» города, а представители малого бизнеса Владивостока жалуются на беспредельный уровень коррупции и неподъемный фискальный гнет», — говорится в этом «крике души». В частности, местные бизнесмены рассказывают, как мэрия Владивостока под прикрытием подготовки к саммиту АТЭС начала массовый снос объектов предпринимательства. По неофициальным данным, было снесено 400 различных объектов.

Игорь Савинов, председатель Приморского отделения общественной организации «ОПОРА России» соглашается: безусловно, многочисленные хаотично стоящие ларьки не украшают облик города. Но при этом сообщает: «Во-первых, многие из снесенных объектов имели цивилизованный вид и все необходимые разрешения на свою деятельность. Во-вторых, скорость и способ демонтажа этих объектов больше напоминали тотальную зачистку, нежели плановую работу по благоустройству города. В-третьих, эта зачистка носила крайне избирательный, несистемный характер и не коснулась многочисленных сомнительных объектов».

Сомнительные объекты крупного масштаба

Сомнения вызывают не только «объекты», упомянутые Савиновым. При анализе фактов, связанных с подготовкой к саммиту, приходится признать: бессмыслицы здесь хватает. Впрочем, смысл все же прослеживается — и весьма очевидный…

Чего только стоит нашумевшее дело со смытой дождем новой дорогой! Участок трассы, на строительство которой ушло порядка 29 миллиардов рублей, рассыпался после ливня, а несколько тонн грунта погребли под собой гаражи и общественный пляж. Стоимость километра этой «золотой» дороги составила около 20 млн долларов. Для сравнения: средняя стоимость километра дороги в США составляет 5,9 млн долларов, в Европе — 6,9 млн долларов, в Китае — 2,2 млн долларов.

Большое возмущение вызывает у местных жителей и строительство моста на остров Русский. Авторы проекта уверяют: мост будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире, у него будут и самый высокий пилон, и самые длинные ванты. Но многие называют этот мост «мостом в никуда». «Наверное, было бы лучше начинать не с моста на остров, на котором живут 5 тыс. человек, — пишет известный российский писатель и журналист Юлия Латынина. — Для начала было бы, например, неплохо заасфальтировать дорогу между Москвой и Владивостоком. Тем более что Путин обещал это сделать еще к 2008 году».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале