В Самаре превращают нефть в воду
На Коммунарском лицензионном участке официально ничего не добывают. Но бойлеры до последнего времени регулярно вывозили оттуда… воду, которую здесь якобы добывают вместо нефти и утилизируют. Что это — удивительный бизнес по добыче воды из нефтяных скважин или незаконная добыча нефти, «крышуемая» правоохранителями?
Подтвержденные извлекаемые запасы нефти на Коммунарской плантации – 0,923 млн тонн. Или 6 904 040 баррелей. Под землей нефти на сотни миллионов долларов. Цена лицензии на добычу – от 500 млн рублей. Владеет лицензией ООО «Спецнефтегазэнерго» — компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей.
Бизнес с обременением
Изначально участком владело ОАО «Элексброкерс» под руководством Ильи Карася. В 2008 году 100% акций были проданы восьми физическим и юридическим лицам. Сразу после продажи, еще оставаясь генеральным директором, Карась взял кредит на 170 млн рублей под поручительство ОАО «Элексброкерс», к которому отношения уже не имел.
Компания, так и не успев приступить к добыче нефти, оказалась под угрозой банкротства. И в 2010 году арбитражный суд Москвы назначил конкурсным управляющим Василия Семенова.
Новые собственники «Элексброкерс» увидели в этом все признаки рейдерского захвата. И чтобы обезопасить себя, предприняли ряд действий, в результате которых лицензия — именно она самый ценный актив – перешла в конечном итоге к компании АО «РНГК «СОЮЗ». А преемником имущества стала дружественная организация — ООО «Велес-Трейдинг». Также акционерами были поданы заявления в правоохранительные органы, которые возбудили в отношении Карася уголовное дело по факту мошенничества.
Скважина как вещественное доказательство доказательство
Очень скоро акционеры «Элексброкерс» пожалели о том, что решили обратиться к правоохранителям. Следователь ГСУ Центрального округа Москвы Романов, которому поручили разбираться в запутанных отношениях бизнесменов, недолго думая, признал имущество «Велес-Трейдинг», а именно скважины и инфраструктуру, вещественным доказательством. И передал его на ответственное хранение конкурсному управляющему Василию Семенову.
А тот закрыл акционерам доступ на нефтяную плантацию. По словам Сергея Вершкова, представителя «РНГК СОЮЗ» и «Велес-Трейдинг», «был осуществлен классический рейдерский захват месторождения».
Однако лицензия на добычу оставалась у АО «РНГК «СОЮЗ». Одни контролируют скважины, другие лицензию. Добычу нефти вести не может ни одна сторона. Или все-таки может?
Правоохранители закрыли глаза на незаконную добычу нефти
Начиная с 2013 года, акционеры «Союза» и «Велес-Трейдинга» неоднократно писали в правоохранительные органы, указывая на то, что с 26 мая 2013 года на месторождении возобновилась добыча нефти. Письма, уходившие на имя начальника УВД по Самарской области Юрия Стерликова, пересылались обратно в МО МВД «Кинельский».
И раз за разом никаких оснований для возбуждения уголовных дел не находилось. Поскольку они считали, что с месторождения бойлеры вывозят не нефть… а воду.
Сейчас Стерликов возглавил ГУ МВД Новосибирской области. Там его подчиненные защищают один бизнес и давят другой.
Лишь 11 февраля 2014 года Кинельская межрайонная прокуратура Самарской области, осуществив плановую проверку месторождения, обнаружила «следы загрязнения земли нефтепродуктами». По сути дела, это явный признак незаконной добычи. Однако дело возбудили по статье «Загрязнение почвы опасными веществами». Виновных так и не нашли.
Заинтересовалась обращениями акционеров «Союза» лишь ФСБ. В марте 2015 года в ходе проверки УФСБ по Самарской области было установлено, что незаконная добыча нефти идет. Виновным были признан некий Игорь Карпов. Как следует из материалов дела, меньше чем за месяц, с 24 февраля по 17 марта, он добыл и продал сырья на 7 миллионов рублей.
Но представитель акционеров «Союза» Сергей Вершков уверяет, что «добыча велась годами!» По его оценке, «с 2013 года сырья было добыто на 930 миллионов рублей».
От суда над похитителем нефти все ждали сенсаций и разоблачений. Не мог же Игорь Карпов в одиночку выкачать 750 тонн нефти. Однако виновным был признан он один. Наказанием послужил штраф в 350 тысяч. И тут же по амнистии Карпова освободили от штрафа. Фактически никакого наказания он не понес.
«Мягкое наказание, да и вообще отсутствие интереса к хищению нефти связаны лишь с возможной коррупцией среди правоохранителей»,- убежден Сергей Вершков. Он перечисляет всех, кого поставил в известность: «Знали руководитель полиции Кинельского района, руководитель Кинельской прокуратуры, прокурор Самарской области Мурат Кабалоев». Откладывая бумаги в сторону, он подводит итог: «Думаю, областные правоохранители вступили в сговор с конкурсным управляющим ОАО «Элексброкерс» Семеновым В.А. или с теми, кто стоит за ним. Никакого другого логичного объяснения я найти не могу».
Силовой захват и поддельные документы
Зимой 2016 года акционеры «Союза» с удивлением узнали, что они учредили дочернюю компанию «Спецнефтегазэнерго», куда и передали лицензию. А в налоговую инспекцию №46 города Москвы поступило решение собрания акционеров о ликвидации «Союза». Акционеры в один голос уверяют, что никаких собраний не проводилось. Да и кто в здравом уме будет отказываться от лицензии стоимостью в полмиллиарда рублей.
Директором «Союза» на фиктивном собрании был выбран некий Андрей Поздняков, гражданин Украины, прописанный в Донецке. Он же и требует ликвидации предприятия. В 46-й налоговой, куда обратились акционеры с требованием прекратить процесс ликвидации «Союза», их заявления не замечают.
Нужно заметить, что у 46-й налоговой не самая лучшая репутация. Во время пика рейдерских захватов, в 2005 году, в прокуратуру поступило свыше 5 тысяч обращений предпринимателей, столкнувшихся с незаконной сменой генеральных директоров, оформленных именно 46-й налоговой. Тогда было возбуждено около тысячи уголовных дел. Самое громкое – арест заместителя начальника инспекции при получении взятки. Последнее громкое дело с участием 46-й налоговой — захват бизнес-центра «Академический» стоимостью более миллиарда долларов. Он стал возможным после того, как рейдеры оформили право собственности по поддельному решению суда. Понять, что решение – подделка несложно, нужно просто сопоставить его с решением, опубликованным на сайте. Несмотря на абсурдность схемы, налоговая инспекция зарегистрировала рейдера стопроцентным владельцем компании, построившей бизнес-центр, а Арбитражный суд Москвы признал регистрацию законной, сославшись на то, что налоговый орган не обязан проверять подлинность представленных документов.
Лицензии Роснедр по подложным документам
Роснедра переоформление лицензии одобрили. Поскольку вопросы выявления фальсификации поданных документов не входят в компетенцию агентства по недропользованию. Получается, что в России любой может стать нефтяником, стоит подать документы, подлинность которых не проверяют?
Удивительно, но «Спецнефтегазэнерго» обосновало свою заявку не только «желанием» акционеров «Союза» срочно избавиться от лицензии, но и тем, что оно может добывать нефть на скважинах, арендуемых у ОАО «Элексброкерс». А они, как помнится, являются ничем иным, как вещественным доказательством в деле о мошенничестве.
Сейчас Следственный комитет рассматривает заявление акционеров «Союза» с требованием возбудить уголовное дело по подозрению в фальсификации документов. Пострадавшие надеются, что СК сможет узнать, кто стоит за отъемом лицензии, и распутать сложный клубок, в котором сплелись и рейдерский захват, и незаконная добыча нефти.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале