Камчатавтодор стал банкротом из-за ошибок Росимущества
Об этом свидетельствуют результаты внутренней проверки, проведённой сотрудниками федерального ведомства в территориальном управлении Росимущества по Камчатскому краю: компания за два года потеряла более миллиарда, директора самовольно принимали решения о выплате огромных сумм определённым компаниям, накапливали долги по зарплате и сдавали помещения за копейки. В федеральном ведомстве обо всём знали, но не могли приехать – не было денег на билет и проживание. О скандальной проверке читайте журналистское расследование ПАСМИ.
Сигналы о бедственном положении предприятия, которым государство владеет в лице Росимущества, поступали в главное управления ведомства несколько месяцев подряд. Лишь летом прошлого года оно устроило своим региональным коллегам обширную проверку. И, как оказалось, не зря. Исследование деятельности территориального управления федерального агентства выявило массу нарушений. Обо всех них было заявлено членами совета директоров акционерного общества ранее, государственному органу оставалось лишь приехать на место и убедиться в этом самим.
Дефективный менеджмент госуправленцев
Чёрная полоса предприятия началась четыре года назад. Тогда оно сменило статус с ФГУП на ОАО, а пост директора занял Владимир Уштыков. Именно он за два года сумел привести процветающую компанию к упадку. Рабочим постоянно задерживали зарплату, а иногда и вовсе месяцами не выплачивали.
Из текста акта о внеплановой тематической проверке:
«По мнению органов прокуратуры, причиной образовавшейся задолженности явилась неправильная организация руководством предприятия работы по распределению денежных средств в течение года, неэффективный менеджмент и ненадлежащее управление хозяйственной деятельностью предприятия».
Кроме того, прокуратура отмечает, что неэффективная деятельность менеджеров должна была привлечь внимание главного акционера общества, то есть Росимущества. Но ведомство так и не уделило внимания этому вопросу, вследствие чего Уштыков уволился по собственному желанию, без каких-либо взысканий, в настоящий момент он является фигурантом ряда резонансных уголовных дел, о которых ПАСМИ писали ранее.
Новый директор, назначенный по рекомендации регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Владимира Каюмова, при одобрении регионального Росимущества, Александр Ефимов продолжил политику предшественника. Предприятие залезло в долги, компания всё ближе подходила к банкротству.
Аудиторская проверка или вывод денег?
В период с 2012 по 2014 годы для проверки финансовой деятельности акционерное общество заключило договор с ООО «Аудиторско-консалтинговой фирмой «ПрофАудит». Правда, квалификация данной компании явно не соответствовала необходимой, так как, несмотря на задолженность ОАО «Камчатавтодор» перед государством еще в 2012 году более чем в 5 миллионов рублей, аудитор нарушений в бухгалтерской отчетности не обнаружил. Не нашел он их также ни в 2013 году, ни в 2014. Тем не менее, руководство предприятия выплачивало фирме деньги и без проведения конкурса приглашало поработать из года в год. А, значит, формальное отношение к делу вполне устраивало менеджеров акционерного общества.
Нет денег на билет
В своём отчете по проверке Росимущество указывает, что такое положение дел не могло остаться незамеченным территориальным органом. Кроме того, сам процесс выбора аудиторской фирмы был нечестным. По уставу предприятия решение о найме сторонних бухгалтеров должно было приниматься на внеочередном собрании акционера, но встречу просто не проводили, оставив решение вопроса узкому кругу лиц.
В 2015 году акционерное общество оказалось на грани банкротства, поэтому было принято решение не нанимать аудиторов вообще. По идее, в этой тяжелой ситуации на помощь должны были прийти специалисты Росимущества и ФКУ «Дальуправтодор», которые входили в состав ревизионной комиссии. Но представители ФКУ «Дальуправтодор» отказались принимать участие в ревизионной проверке, сославшись на отсутствие денег для оплаты перелёта и проживания ревизоров, а также на общую занятость сотрудников.
Из текста акта о внеплановой тематической проверке:
«Письмом сообщалось об отсутствии финансовой возможности у Общества обеспечить проведение проверки членами ревизионной комиссии в связи с проживанием последних в других регионах и необходимостью компенсации полета до г. Петропавловск-Камчатский и обратно, а также проживания в гостинице.
Также необходимо отметить, что сотрудники Территориального управления, находясь по территориальному признаку в г. Петропавловск, никаких мер по проведению ревизии Общества не осуществили, ссылаясь на отсутствие квалификации».
Добровольный отказ от миллиарда
С 2014 года директор ОАО «Камчатавтодор» Александр Ефимов принялся расторгать имеющиеся на предприятии контракты. За это время он отказался от почти миллиарда выручки по предложенным компании работам. Все решения руководитель принимал единолично, не ставя в известность ни совет директоров, ни единственного акционера. Но и этот факт не засиял красным цветом для хозяев предприятия.
Из текста акта о внеплановой тематической проверке:
«По результатам проверки было установлено, что до настоящего времени остаются не исполненными ряд важнейших мероприятий, направленных на защиту интересов Российской Федерации как единственного акционера Общества, выявление противоправных действий со стороны органов его управления, а также предотвращение ущерба государственным интересам. Отмечаются следующие тенденции:
- Падение выручки предприятия на 544,6 млн рублей за период в один год
То есть за один год ОАО «Камчатавтодор» потерял полмиллиарда рублей, а его единственный акционер — Росимущество — не предпринял никаких мер и не увидел, что предприятие попросту уничтожают.
Не смутило равнодушных владельцев и то, что директор фирмы под предлогом получения средств на дальнейшее существование общества начал массово сдавать в аренду непрофильные помещения за бесценок.
Влезшее в долги предприятие всё чаще становилось фигурантом разбирательств в арбитражном суде. Кредиторы требовали вернуть заёмные деньги, которые якобы одалживались акционерному обществу. Но, согласно информации о судебных актах, представленной в картотеке арбитражных дел, территориальное управление ни разу не обеспечило участие представителя в суде, а кроме того, не привлекалось в деле в качестве участника в процессах и не заявляло соответствующие ходатайства.
Ответственность за государственные убытки никто не несёт
Два должностных лица территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Георгий Суббота (куратор общества, который также входил в состав Совета директоров общества), и Наталья Федорович (руководитель территориального подразделения) занимали свои места в период с 2012 по 2014 годы и несли персональную ответственность за ОАО «Камчатавтодор». Они были уволены по собственному желанию. Притом заявления о снятии с должности чиновники написали практически сразу после столичной проверки.
Никаких дисциплинарных мер федеральный орган к своим сотрудникам не применил, будто банкротство предприятия и потеря полумиллиарда рублей вызваны не конкретными действиями конкретных руководителей.
Особенно странно выглядит такая доброта по отношению к ответственным госслужащим на фоне недавних судебных разбирательств в Тверском районном суде города Москвы. Напомним, заместитель начальника административного управления ведомства по противодействию коррупции Андрей Олефиренко был уволен за неисполнение должностных обязанностей в декабре 2015 года. Кроме того, госслужащий получил два выговора. Причиной стали его многочисленные обращения в силовые структуры и правительство с сообщениями о коррупционных нарушениях и просьбой разобраться в региональных управлениях Росимущества. Олефиренко неоднократно участвовал в проведении проверок территориальных подразделений. В каждом случае выявлялись серьёзные нарушения, но руководство, по словам бывших сотрудников, мер не принимало. Но вместо благодарности за свою работу, Олефиренко получил полгода судов и дискредитирующую запись в трудовой книжке.
Грубейшие нарушения выявили для галочки
Всего в ходе проверки Росимущество зафиксировало 20 нарушений территориальным органом. Все они в совокупности и привели богатое предприятие в состояние банкротства. Казалось бы, за дело возьмутся федеральные власти, и бедственному положению ОАО «Камчатавтодор» придет конец. Но нет. С момента внеплановой ревизии прошло более полугода, а никаких действий не последовало.
— Ничего предпринято так и не было, — говорит бывший председатель совета директоров Камчатавтодора, доцент кафедры Корпоративного управления Финансового Университета при Правительстве РФ Константин Поздняков. — Единственное, по моему обращению о бездействии сотрудников территориального Росимущества УЭБиПК МВД России по Камчатскому краю провел проверку и передал материалы в Следственный комитет для принятия процессуального решения.
Напомним, ряд членов совета директоров предложили несколько вариантов по оздоровлению акционерного общества, кроме того свою поддержку обещали некоторые федеральные министры. Тем не менее, суд вынес решение ввести конкурсное производство в отношении компании сроком на шесть месяцев.
Те факты, что уголовное дело в отношении бывшего директора Владимира Уштыкова уже передано в суд, а кредиторами являются аффилированные ему лица, не повлияли на конечное решение о банкротстве.
Ольга Дергунова знала о бедственном положении на Камчатке, но ни она, ни её подчиненные не приняли своевременных мер. Возможно, в ситуации разберется новый руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков.
Между тем, целый ряд госпредприятий уже оказался на грани банкротства. После ряда публикаций о Камчатавтодоре в редакции ПАСМИ обратились представители предприятий из разных регионов. Почему собственность государства уничтожают системно, читайте в следующих материалах ПАСМИ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале