Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Генерал останется в тюрьме, несмотря на ошибки суда

02.03.2016 / 00:50 Подробности

Рязанский областной суд не учел ни одно из нарушений, допущенных следствием и судом первой инстанции.

Игорь Туровский
Игорь Туровский

Беспрецедентная апелляция

Родственники и адвокаты генерала Игоря Туровского больше месяца добивались получения резолютивной части решения суда. В конце прошлого года Рязанский областной суд оставил без изменения приговор генералу, ранее осужденному районным судом на 8,5 лет лишения свободы по обвинению в получении взятки. Но забрать необходимые для дальнейшей борьбы за его свободу документы оказалось задачей не из легких.

Резолютивная часть решения Рязанского областного суда была объявлена еще 29 декабря прошлого года. Согласно уголовно-процессуальному кодексу вынесение мотивированного решения может быть отложено максимум на трое суток. Но тут в страну нагрянули новогодние праздники, и о важных документах в суде позабыли. Адвокатам Игоря Туровского пришлось по нескольку раз наведываться в суд, но, по словам работников учреждения, бумаги все еще были не готовы. Лишь после заявления на имя председателя облсуда о нарушениях прав Туровского дело сдвинулось с места. Только к концу января защита смогла, наконец-то, получить решение и протоколы судебных заседаний. По поручению председателя рязанского областного суда Е. Сапуновой ее заместитель ответил, что несоблюдение сроков не нарушает право Туровского на доступ к правосудию и связано с особой сложностью дела.

Рязанский областной суд два месяца рассматривал дело Туровского – это для апелляционной инстанции прецедент.

Множество нарушений, допущенных судом первой инстанции, препятствовали рассмотрению апелляционной жалобы. Чтобы устранить эти нарушения, одно перечисление которых заняло около двух часов, суд должен был вернуть дело на рассмотрении первой инстанции. Однако этого так и не произошло. По мнению адвокатов, эти недочеты настолько критичны, что не позволяют защите выполнять свою функцию, чем нарушают конституционное право осужденного на справедливое разбирательство.

Адвокаты также неоднократно обращали внимание суда на тот факт, что срок содержания под стражей Туровского истек еще 28 октября. На этом основании они требовали немедленно отменить меру пресечения их подзащитному.

Однако судья Галина Абрамова все такие требования парировала ссылками на то, что мера пресечения Туровскому избрана приговором суда первой инстанции как составная часть вердикта. Соответственно, утверждает она, отменять только часть приговора до вынесения своего окончательного решения апелляционный суд не полномочен.

Обвинение без доказательств

Алексей Ращупкин
Алексей Ращупкин

Напомним, громкое дело о взятке в особо крупном размере взбудоражило общественность в 2014 году. По версии следствия, в ноябре 2012 года, будучи руководителем Управления ФСКН по Рязанской области, Игорь Туровский через посредников получил 6 млн рублей за способствование отмене ареста счетов и изменению фигуранту меры пресечения на более мягкую. Речь идет о предпринимателе Алексее Ращупкине, реализовавшем схему поставки кокаина с Кубы.

Со слов следователей, расследование уголовного дела представляло особую сложность (и следствие, и суд постоянно ссылаются на эту «сложность»), поскольку с момента совершения преступления до его выявления прошёл длительный период времени, а возбуждение уголовного дела происходило без задержания с поличным.

Однако, по информации адвоката Игоря Туровского, сам факт взяточничества в действительности не был подтвержден ничем, кроме показаний свидетелей. Более того, сама взятка обнаружена не была, а на протяжении расследования и судебного разбирательства право обвиняемого на защиту неоднократно нарушалось.

По версии следствия, была организована цепочка из шести посредников, последний из которых передал часть взятки (6 млн из 15 млн) генералу Туровскому.

Николай Герасев – бывший сотрудник ФСКН России, много лет общавшийся с Игорем Туровским. Герасев по каким-то причинам принял предложение мало известных ему людей передать взятку знакомому генералу. По телефону он сообщил Туровскому, что появилась «возможность» заработать. Однако, как пишет следствие, Туровский отказался от махинации.

По словам Герасева, отказ этот не был окончательным. Сама дача взятки зафиксирована лишь со слов Николая Герасева. Он приехал в гости к Туровскому и в прихожей его квартиры передал ему пакет, в котором находилось 6 млн рублей. Разумеется, Туровский не стал опровергать факт встречи с Герасевым, так как Герасев не раз приезжал к Туровским, семь лет они поддерживали товарищеские отношения, а конкретную дату визита «друга» Туровский не вспомнил. Следствие не стало подтверждать показания Герасева фактами. Но при проверке доходов, расходов, счетов Туровского, его жены и двоих детей, при обыске в их доме следствие не обнаружило следов шести миллионов. Семья Туровского ничего не приобрела, не положила эти деньги в банк.

Версия о передаче денег в коридоре квартиры была лишь одной из четырех. Герасев вспоминал также, что предавал деньги у подъезда, потом – на лестничной площадке. А первые показания другого свидетеля – Рожнова – говорят о том, что Рожнов передал все 15 миллионов Герасеву и Туровскому в автомобиле Герасева. Но этот вариант сразу потерпел фиаско: на видеозаписи с камер торгового центра, на стоянке которого якобы совершалось преступление, не было даже такой машины. Но суд не сомневается в последовательности и достоверности показаний участников событий.

Свидетели, звонки и sms

смсОзнакомившись с решением, защитники Туровского были весьма удивлены, по их словам, доводы апелляционных жалоб были сильно урезаны, а часть из них даже не получила соответствующей оценки. Кроме того, показания основных свидетелей в некоторых местах и вовсе противоречат предыдущим.

Например, один из бывших подельников утверждает, что «согласился помочь передать деньги Туровскому, так как это укрепит их отношения», но ранее этот же человек признавал, что просто хотел заработать.

В это же время, другой свидетель отмечает, что «о каких-либо действиях Туровского, которые он мог считать неправомерными, он следствию и суду не сообщал». Что означает, что генерал действовал в рамках закона и своих полномочий. Также в качестве доказательств виновности Туровского и в подтверждении решения районного суда приводятся выписки телефонных разговоров обвиняемого и его подельников. Но и тут защитники обличают суд в множестве нестыковок. Так суд указывает, что расположение базовых станций неопровержимо доказывает факт встречи Туровского и одного из свидетелей, несмотря на почтительное расстояние между данными станциями и неточность определения местоположения по таким ориентирам. Кроме того, суд приводит некое смс-сообщение, в котором речь шла о деньгах и которое было отправлено обвиняемому. Но согласно протоколам входящих и исходящих соединений, сообщений Туровский в это время и в тот день не получал.

Требования не выполнены

Еще один интересный момент в этом деле: получение взятки предполагает выполнение требований взяткодателей. Требование Алексея Ращупкина об изменении меры пресечения так и не было выполнено. А снятие ареста со счетов было произведено законно задолго до того, как посредники якобы вышли на Туровского. Следователь УФСКН по Рязанской области Лелевкин не выявил, что деньги на счету Ращупкина получены преступным путем, и подписал постановление о снятии ареста со счетов предпринимателя. Этот факт теперь удачно трактуется следствием, как выполнение Туровским требований взяткодателя. Но как тогда объяснить то, что в управлении действительно была проведена проверка, ее результаты никем не оспорены. Более того в приговоре Туровскому судья первой инстанции Наталья Киановская пишет, «в ходе расследования не удалось доказать, что денежные средства приобретены преступным путем».

Арест со счетов Ращупкина был снят, но вторая часть его требований – изменение меры пресечения на более мягкую – так и не была выполнена. Как сказано в приговоре судьи Киановской, когда в Управлении ФСКН на совещаниях обсуждалось дело Ращупкина, начальник, Игорь Туровский, предлагал лишь один вариант изменения меры пресечения: если Ращупкин признает свою вину, то следствие не будет выходить в суд с ходатайством о продлении ареста. То есть Ращупкин мог выйти на свободу только при условии заключения досудебного соглашения. Ращупкин был шокирован таким предложением, так как был уверен, что его вопрос решается. Рожнов сообщил ему, что благодаря взятке снят арест с его счетов, и вот-вот решится вопрос с пребыванием в СИЗО. Ращупкин отказался признавать вину, он был уверен: его отпустят и так, ведь передана взятка. Только когда он понял, что его требование никто не собирается выполнять, он обратился с заявлением о хищении денежных средств. Согласно первым показаниям Ращупкина, он не знал о том, что должна быть дана взятка генералу, он заявлял, что его попросту обманули, украв 15 млн рублей.

Предпосылки

Игорь Туровский
Игорь Туровский

Игорь Туровский был переведен в Рязанский наркоконтроль в январе 2012 года. Как пишут местные СМИ, отношения генерала и местной правоохранительной элиты сложились не слишком теплые. Особенно после того, как бывший следователь УФСКН Владимир Липаткин, который по совместительству являлся также племянником зампрокура области Виктора Эппа, был задержан при получении взятки. Липаткин обещал одному из обвиняемых переквалифицировать статью на более мягкую, его приговорили к 1 году 6 месяцам исправительной колонии общего режима по статье «покушение на мошенничество».

Где 9 миллионов?

Отметим, что все шестеро подельников Туровского так и остались в статусе свидетелей. Таким образом, вопрос: «Куда ушли 9 млн рублей?»  — без ответа. Самому же экс-главе ФСКН по Рязанской области был назначен срок в восемь с половиной лет колонии строгого режима со штрафом 420 млн рублей.

Посредники, как мы понимаем, не только получили деньги, но и обманули Ращупкина. Как минимум, их должны были при этом обвинить еще и в мошенничестве, а не только посредничестве во взяточничестве. Уголовное дело в отношении шести посредников прекращено в связи с деятельным раскаянием. К слову, Герасев и Рожнов ранее привлекались к уголовной ответственности, а на момент рассмотрения дела Герасев и вовсе был на условном сроке за коррупционное преступление.

Если следствие выявило всю преступную схему, то почему посредники не только остались на свободе, но и не получили вообще никакого наказания за преступление, за которое генерал-майор полиции 8,5 лет проведет в тюрьме. Даже если признать версию о том, что Туровский получил 6 млн, то 9 млн осталось в карманах посредников. Не принимается во внимание и то, что Туровский не выполнил требование взяткодателя и то, что сама дача взятки подтверждается лишь показаниями другого подозреваемого, в отношении которого прекращено уголовное дело (не тот ли это случай, когда говорят: сдай рыбу крупнее и иди с миром). То есть можно организовать преступную схему, получить 9 млн рублей, а может, и больше, а потом очень сильно раскаяться и оказаться невиновным? Мало что ли еще генералов, которые могут срок отсидеть.

Сейчас защита генерала подает кассационную жалобу в Рязанский областной суд.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале