Посредники отпущены — генерал в тюрьме. Казусы дела Туровского
Дело очередного генерала оказалось не так однозначно, как трактует его Следственный комитет РФ. Экс-руководитель Управления ФСКН по Рязанской области Игорь Туровский не был задержан с поличным, не выполнил требования, которые ему якобы предъявлял взяткодатель, а все посредники, которых в этом деле аж шесть, отпущены на свободу. Уголовное преследование в отношении них прекращено, а генерала приговорили к восьми с половиной годам колонии строгого режима. Была ли взятка Игорю Туровскому – новое расследование журналистов ПАСМИ.
Напомним, в ноябре 2012 года начальник УФСКН России по Рязанской области Игорь Туровский получил, по версии следствия, через посредников 6 млн рублей за способствование отмене ареста счетов и изменению меры пресечения одному из подозреваемых. Дело в отношении Туровского было возбуждено по статье «получение взятки в особо крупном размере».
В сентябре этого года судья Октябрьского районного суда Рязани Наталья Киановская приговорила генерала к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, штрафом в размере 420 млн рублей и лишением права занимать определенные должности сроком на три года.
Невольно вспоминается избитое сравнение с приговором Евгении Васильевой. Определенно, к генералу был предъявлен более строгий подход.
Со слов самих же следователей, расследование уголовного дела представляло особую сложность, поскольку с момента совершения преступления до его выявления прошёл длительный период времени, а возбуждение уголовного дела происходило без задержания с поличным.
Получается, что никто вместе с этой взяткой генерала не поймал. На чем строится логика обвинения? На показаниях заинтересованных лиц.
Итак, Игорь Туровский был переведен в Рязанский наркоконтроль в январе 2012 года. Как пишут местные СМИ, отношения генерала и местной правоохранительной элиты сложились не слишком теплые. Особенно после того, как бывший следователь УФСКН Владимир Липаткин, который по совместительству являлся также племянником зампрокура области Виктора Эппа, был задержан при получении взятки. Липаткин обещал одному из обвиняемых переквалифицировать статью на более мягкую, его приговорили к 1 году 6 месяцам исправительной колонии общего режима по статье «покушение на мошенничество».
В мае 2012 года оперативники наркоконтроля накрыли международный канал поставки кокаина. Эта новость широко освещалась в СМИ, сам Туровский тогда комментировал проведенную большую работу. По этому же делу был привлечен некий предприниматель Алексей Ращупкин, который, по версии наркоконтроля, реализовал схему поставки кокаина с Кубы. Суд принял решение взять Ращупкина под стражу, а следователь наложил арест на его счета, так как имелось подозрение, что деньги на них – 15 млн рублей – добыты незаконным путем.
Как говорится в постановлении о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных лиц (от 3 октября 2014 года), «Ращупкин, будучи под стражей в следственном изоляторе, с целью отмены наложения ареста на его (Ращупкина) денежные средства и освобождения из-под стражи (…) решил дать взятку должностному лицу — начальнику УФСКН России по Рязанской области генерал-майору полиции Туровскому И.В.». «Имея возможность без ведома администрации следственного изолятора лично пользоваться мобильной связью (очевидно, и так можно – прим. ред.), Ращупкин позвонил своему знакомому Коробову В.А. и спросил, есть ли у него (Коробова В.А.) кто-либо из знакомых, кто бы помог в изменении ему меры пресечения, то есть освободиться из следственного изолятора».
К слову сказать, Коробов на тот момент являлся действующим сотрудником МВД. Он обращается к другому знакомому – Николаю Рожнову, который с радостью соглашается помочь. Рожнов связывается напрямую с Ращупкиным, в телефонном разговоре (как значится в материалах дела) Ращупкин сообщает, что готов дать взятку – 15 млн рублей. Это как раз те средства, которые были арестованы на счетах Ращупкина. Следователь пишет, что, «как полагал Ращупкин, размер незаконного вознаграждения Туровскому И.В. должен составлять более 1 млн рублей». Спрашивается, а 14 — за посредничество?
Когда мы понимаем, насколько длинную цепочку посредников организовал Рожнов, то сумма 15 млн не кажется уже столь крупной.
Как утверждает следствие, Ращупкин и Рожнов поняли, что Туровский возьмёт деньги только у того человека, которого они хорошо знают. И подельники решили, по видимости, на практике проверить теорию шести рукопожатий. Рожнов обращается к своему знакомому Булгаку, при этом каждое звено цепочки понимает, что участвует в незаконном процессе — дача взятки должностному лицу, и надеется на получение своего процента. Булгак звонит своему знакомому Гаеву, который сообщил ему, что знаком с Герасевым.
Николай Герасев – бывший сотрудник ФСКН России, много лет общавшийся с Игорем Туровским. Герасев по каким-то причинам принял предложение мало известных ему людей. По телефону он сообщил Туровскому, что появилась «возможность» заработать. Однако, как пишет следствие, Туровский отказался от махинации.
Параллельно с этими событиями в Управлении ФСКН по Рязанской области продолжалось расследование дела Ращупкина. Следователь Лелевкин не выявил, что деньги на счету Ращупкина получены преступным путем, и подписал постановление о снятии ареста со счетов предпринимателя. Этот факт теперь удачно трактуется следствием, как выполнение Туровским требований взяткодателя. Но как тогда объяснить то, что в управлении действительно была проведена проверка, ее результаты никем не оспорены. Более того в приговоре Туровскому судья Наталья Киановская пишет, «в ходе расследования не удалось доказать, что денежные средства приобретены преступным путем», и «на законных основаниях следователем было дано разрешение на встречу нотариуса и Ращупкина (для оформления доверенности на снятие средств – прим.ред.)». За что же Ращупкин дал взятку, если арест и так был снят со счета? К слову, дело Ращупкина теперь переведено в производство федерального наркоконтроля. Журналисты ПАСМИ запросили в ФСКН сведения о сегодняшнем состоянии дела. Все указания Туровского, данные его подчиненным, о том, что необходимо максимально быстро расследовать это дело (о его важности – международная контрабанда – было заявлено по всем местным каналам) теперь интерпретируются как стремление быстрее выполнить требования взяткодателя.
По версии следствия, поняв, что арест и так будет снят, Туровский согласился на получение взятки. Когда Николай Рожнов получил принципиальное согласие от Герасева, он не смог отдать ему деньги, наличных у него пока не было. Поэтому Рожнов передал свои собственные 2 млн рублей (тоже интересный факт). Впоследствии Ращупкин даст показания, что был уверен, что все деньги – 15 млн – были переданы Туровскому, и только во время следствия он узнал, что Рожнов и Герасев договорились о передаче Туровскому только 6 млн рублей.
Сама дача взятки зафиксирована лишь со слов Николая Герасева. Он приехал в гости к Туровскому и в прихожей его квартиры передал ему пакет, в котором находилось 6 млн рублей. Разумеется, Туровский не смог опровергнуть факт встречи с Герасевым, так как Герасев не раз приезжал к Туровским, семь лет они поддерживали товарищеские отношения. Крыть такой козырь (раз Герасев говорит, что встреча была, зачем следствию подтверждать этот факт), Туровскому оказалось нечем. Но при проверке доходов, расходов, счетов Туровского, его жены и двоих детей, при обыске в их доме следствие не обнаружило следов шести миллионов. Семья Туровского ничего не приобрела, не положила эти деньги в банк.
Арест со счетов Ращупкина был снят, но вторая часть его требований – изменение меры пресечения на более мягкую – так и не была выполнена. Как сказано в приговоре судьи Киановской, когда в Управлении ФСКН на совещаниях обсуждалось дело Ращупкина, начальник, Игорь Туровский, предлагал лишь один вариант изменения меры пресечения: если Ращупкин признает свою вину, то следствие не будет выходить в суд с ходатайством о продлении ареста. То есть Ращупкин мог выйти на свободу только при условии заключения досудебного соглашения. Ращупкин был шокирован таким предложением, так как был уверен, что его вопрос решается. Рожнов сообщил ему, что благодаря взятке снят арест с его счетов, и вот-вот решится вопрос с пребыванием в СИЗО. Ращупкин отказался признавать вину, он был уверен: его отпустят и так, ведь передана взятка. Только когда он понял, что его требование никто не собирается выполнять, он обратился с заявлением о даче взятки должностному лицу.
В чьих карманах эта взятка осела, остается только догадываться. Дело кишит различными посредниками, кроме основных, были еще и другие лица, перевозившие и предававшие деньги по цепочки от Ращупкина до Герасева. Именно Туровскому деньги якобы передавал только Герасев. Почему-то презумпция невиновности оказалась в этой ситуации проигнорированной. Все расхождения в следствии трактовались в сторону обвинения, так со слов посредников, оказался осужденным и оговоренным генерал-майор полиции. Кстати, суд постановил лишить Игоря Туровского этого звания.
А что же стало с посредниками, которые, как мы понимаем, не только получили деньги, но и обманули Ращупкина. Как минимум, их должны были при этом обвинить еще и в мошенничестве, а не только посредничестве во взяточничестве. Уголовное дело в отношении Сурена Аллахвердяна, Дмитрия Погодина и Натальи Елисеевой, выполнявших в схеме более мелкие роли, прекращено в связи с деятельным раскаянием. Николай Рожнов, получивший от доверенного лица Ращупкина Сурена Аллахвердяна, 15 млн рублей, освобожден от уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении него прекращено в связи с деятельным раскаянием. По той же причине освобождены от ответственности Ращупкин, Булгак и Герасев. К слову, Герасев и Рожнов ранее привлекались к уголовной ответственности, а на момент рассмотрения дела Герасев и вовсе был на условном сроке за коррупционное преступление.
Если следствие выявило всю преступную схему, то почему посредники не только остались на свободе, но и не получили вообще никакого наказания за преступление, за которое генерал-майор полиции 8,5 лет проведет в тюрьме. Даже если признать версию о том, что Туровский получил 6 млн, то 9 млн осталось в карманах посредников. Не принимается во внимание и то, что Туровский не выполнил требование взяткодателя и то, что сама дача взятки подтверждается лишь показаниями другого подозреваемого, в отношении которого прекращено уголовное дело (не тот ли это случай, когда говорят: сдай рыбу крупнее и иди с миром). То есть можно организовать преступную схему, получить 9 млн рублей, а может, и больше, а потом очень сильно раскаяться и оказаться невиновным? Мало что ли еще генералов, которые могут срок отсидеть.
Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале