Коррупция и терроризм — основные угрозы современности
Теракты, произошедшие накануне во Франции, потрясли весь мир. Ответственность за теракты взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда), как и в случае с российским авиалайнером, потерпевшем крушение на Синайском полуострове. Эксперты полагают, что парижская трагедия поспособствует единству коалиции по борьбе с запрещённой в России организацией ИГ. Однако коррупция и терроризм зачастую идут рука об руку.
В ночь на 14 ноября в столице Франции произошел ряд терактов. Объектами атак стали места массовых скоплений людей: террористы-самоубийцы произвели подрывы рядом со стадионом Stade de France в северном пригороде Сен-Дени, причем на трибунах присутствовал сам президент Франции Франсуа Олланд, из автоматов были обстреляны кафе в восточной части центрального Парижа, там же был захвачен концертный зал Bataclan, куда на рок-концерт пришли до 1,5 тыс. человек. Всего французские правоохранители заявили о восьми скоординированных атаках.
В результате погибли по меньшей мере 129 человек, 352 человека получили ранения, из них около 80 остаются в тяжелом состоянии.
В связи с терактами закрыты также Эйфелева башня, парижский Диснейленд, музей замка Версаль, отменены концерты в Парижской опере и филармонии. За терактом последовала немедленная реакция властей: власти Франции для обеспечения безопасности в столице направили в город военное подкрепление численностью более 1,5 тысяч человек, президентом объявлено чрезвычайное положение. Через несколько часов после трагедии было начато следствие, вестись оно будет по статьям «убийство с террористической целью» и «создание преступной группировки с целью организации преступных нападений».
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», полагает, что парижская трагедия поспособствует единству коалиции по борьбе с запрещённой в России организацией ИГ: «Умение заглянуть в будущее называется интуицией. Один известный французский политик прошлого сказал по этому поводу следующее: «Логика, которая одна способна дать определенность, лишь доказывает, а открывает — интуиция». Из всех современных мировых политиков интуиция более всего развита у президента России Владимира Путина. Нынешние трагические события в Париже тому очевидное свидетельство. Накануне саммита G20 лидерам Запада придется согласиться, что призывы к объединению усилий против ИГ не должны повиснуть в воздухе. Консультации не заменяют действий. Общие враги, общие угрозы, общие опасности – объединяют. Теракты в Париже – как новая точка отсчета».
В свою очередь политолог Вадим Трухачёв считает причиной теракта попустительское отношение Европы к мультикультурализму. В Facebook он пишет: «Франция, и Европа в целом, доигрались и домультикультурились с исламистами… В Париже случилось страшное. А что «Шарли» нарисует теперь? Страшно подумать. Прости, Господи, за эту дозу черного юмора!»
Журналист Максим Артемьев уверен: «Теперь следует ожидать признания, что самолет был взорван, и Россия борется с терроризмом в одном строю с цивилизованным человечеством, и вместе со всеми несет жертвы. Подтверждается версия С.Иванова, что вместе с беженцами в Европу устремились боевики ИГ».
В августе 2015 года произошел теракт в Бангкоке: погибли 20 и были ранены 125 человек. Позднее полиция выяснила, что подозреваемые по делу о теракте несколько раз пересекали таиландско-камбоджийскую границу с поддельными паспортами за взятки. После вскрывшихся фактов коррупции начальник главного управления национальной полиции генерал-полковник Пхумпханмуанг собрал результаты многочисленных внутренних расследований по делам о коррупции в иммиграционной полиции и издал небольшим тиражом брошюру для служебного пользования с анализом этих данных.
В документе утверждается, что только иммиграционные полицейские двух бангкокских международных аэропортов — Суваннапхума и Донмыанга — совокупно получают в виде взяток в среднем 50 тысяч долларов в день. В брошюре подробно описаны основные источники иммиграционных взяток — подтверждение студенческих виз, выданных несуществующими учебными заведениями, продление безвизового въезда в Таиланд сверх положенного по закону срока, применение поддельных иммиграционных штампов.
Коррупция в данном случае стала причиной гибели 20 человек. И это не единственный пример. Говоря о Париже, сложно сказать, каким образом террористам удалось без накладок организовать целую серию терактов.
Наш эксперт, по ситуации которого было проведено журналистское расследование ПАСМИ, бывший военнослужащий спецподразделения, много лет проживший во Франции, Евгений Графеев прокомментировал ПАСМИ ситуацию. По его мнению, коррупция в спецслужбах сегодня уже не тот инструмент, которым могли бы воспользоваться террористы, оказать им поддержку может лишь глобальная коррупция.
Евгений Графеев: Защититься от подобного невозможно никому. Разве что в полицейском государстве возможно. Сигналы у спецслужб были постоянно, но полиция, я считаю, стала частью политической возни. Мне известно несколько случаев, когда дела во Франции не возбуждали или представляли конфликты бытовыми разборками. Не хотели «нагнетать» обстановку и портить статистику. Без указаний и «понимания» сверху это невозможно. Спецслужбы имели какую-то информацию, но еще раз повторюсь, что такие вещи невозможно предотвратить. Тем более в стране, где очевидны просчеты в миграционной политике. Во Франции была почва, и это основной и решающий момент. В Германии, например, менталитет несколько другой — там сразу о подозрительных личностях начинают стучать в полицию, но не во Франции. Есть такая служба там. Подобие ФСБ. ДСТ называется. Раньше они вели работу с населением. Могли домой прийти под видом госслужащего и высматривать что и как. Сейчас их деятельность сведена до минимума.
ПАСМИ: На ваш взгляд, победить терроризм невозможно, или здесь на арену выходит мировая, межгосударственная коррупция?
Евгений Графеев: Победить терроризм можно и нужно, но нужно быть готовым к войне и жертвам. Это как запущенная болезнь. Если ничего не делать — конец, но и делать операцию страшно — больно будет сразу, а не потом.
Вопрос в том, готово ли общество объединиться. Во Франции не факт, больше 10% — арабы, сочувствующие и понимающие террористов. Расскажу один случай. В 2001году разговаривал с одним добропорядочным арабом. Поинтересовался его мнением о теракте в Нью-Йорке. Он ответил коротко: заслужили. Все ведь понимают, откуда растут ноги у ИГИЛ*. Это бывшие наши союзники в Ираке. Мы, в силу своей слабости, тогда не сумели защитить Хуссейна. Они почувствовали себя преданными, а враг известен. Но до Америки на шлюпке не доберешься, а тут все условия.
ПАСМИ: Вы не боитесь оставлять семью во Франции? Нет желания вернуться домой окончательно?
Евгений Графеев: Боюсь, но я разведен, и бывшая жена — француженка… Вообще политика оказала на сегодняшнюю ситуацию очень большое влияние. Вот смотрите: США следит за Германией, Францией. Сейчас стало известно, что Германия следила за американцами, французами. Полное недоверие в работе спецслужб. США свернули большинство программ с нашими. По факту слова и дела сильно расходятся. Говорят об оказании помощи. Каким образом? К каждому французу арабского происхождения поставят немца или американца с автоматом? Нет. Работать должны спецслужбы, которые больше заняты своими подковерными делами в усладу политикам и не занимаются тем, чем должны. И, конечно, влияние США, защита политических взглядов Америки.
Процессы глобализации и крепко связанной с ней глобальной коррупции обсуждали участники шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции.
В рамках Конференции ПАСМИ провело собственный опрос. На вопрос, используют ли страны коррупцию для достижения своих геополитических целей, 15 из 20 представителей государств, ответили положительно. Пять участников зарубежных делегаций сослались на то, что не могут комментировать данный вопрос. Однако никто из опрашиваемых не ответил «нет».
Глобальная коррупция была признана участниками Конференции одной из основных проблем современного мира. Более всего коррупционные отношения проявляются при реализации нелегальных межгосударственных поставок наркотиков и оружия, торговле людьми.
Именно торговля людьми, оружием и наркотиками, нелегальное получение дохода от захваченных банков и нефтяных вышек, — все это основные источники дохода ИГИЛ*.
— Терроризм это как раз следствие коррупции, коррупция – это первоисточник всего,- прокомментировал ПАСМИ председатель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев. — Дома в Печатниках были взорваны – сотрудник не провел досмотр за взятку. Если бы не было коррупции во всех ведомствах, если бы они выполняли свои функции без поборов и подношений, проявлений терроризма было бы гораздо меньше. Терроризм наносит точечные удары, а коррупция ведет к полному уничтожению государства изнутри. Все террористические действия происходят при попустительстве спецслужб. Именно они должны заниматься предотвращением подобных сценариев. И если б не было коррупции во властных структурах, таких парижских примеров было бы меньше. Ведь сирийский гражданин проходил проверку и остался без внимания тех служб, которые должны защищать граждан, которым граждане за это платят зарплату. Преступная халатность, бездействие – это та же коррупция, одна из форм ее проявлений. Также имеет место и политическая коррупция, когда решения, принятые меньшинством, навязываются большинству, когда годами гнется непродуманная линия. Это расплата за политическую коррупцию, к сожалению, расплачивается только, как всегда, народ.
* Деятельность организации ИГИЛ запрещена на территории России по решению Верховного суда.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале