СК РФ увидел новый мотив для создания преступного сообщества — борьба с коррупцией
Преступное сообщество считается самой опасной разновидностью соучастия с предварительным соглашением. Эта опасность характеризуется не только количественными показателями, но и тяжестью преступлений, совершаемых преступными сообществами. Данные, полученные в результате социологических исследований и изучения судебной практики, свидетельствуют о том, что в последнее время эти сообщества создаются для занятия наркобизнесом, для посягательств на собственность и личность. Первое Антикоррупционное СМИ изучило, каковы были цели создания преступных сообществ в 2014 году по делам, расследуемым Следственным комитетом РФ. Выяснилось, что появился абсолютно новый мотив для организации преступного сообщества — борьба с коррупцией.
Первое место — убийства, тяжкий вред (42%)
По данным ПАСМИ, в 2014 году преступные сообщества создавались, в первую очередь, для совершения таких преступлений, как убийства, бандитизм, причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом. Нередко преступным сообществам, которые объединялись для этих целей, вменялся ряд других обвинений, одно из которых – создание устойчивой вооруженной группы (банды) и участие в ней. Неудивительно, что группы преступников, привлекающие в свой состав не один десяток бандитов, совершали множество различных преступлений с применением оружия, поэтому предъявление им обвинения по ч.ч. 1 и 2 ст. 209 УК РФ («бандитизм») закономерно. Число таких преступных сообществ, создававшихся в 2014 году, составило 42%.
Второе место — игорный бизнес (18%)
Вторым по популярности у преступников мотивом для организации преступного сообщества стало желание заработать на азартных играх. Число таких сообществ, выявленных правоохранителями в 2014 году, — 18%. Преступникам, промышлявшим игорным бизнесом, были предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «б» ч.2 ст.171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр вне игорной зоны, совершенное организованной группой, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере), Азартные игры проводились вне игорной зоны с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, средств подвижной связи, с незаконным использованием объектов авторского права (игровые программы для ЭВМ). Доход от незаконной игорной деятельности привлеченных к ответственности в 2014 году за организацию азартных игр, составил от 6,4 млн до 390 млн рублей. В рамках расследования таких уголовных дел за пособничество в незаконной организации и проведении азартных игр в разных регионах РФ в 2014 году были задержаны входящие в преступные сообщества депутаты и сотрудники правоохранительных органов
Третье место – мошенничество и вымогательство (по 10,5%)
Другие причины, которые заставили преступников объединиться в сообщество, – «мошенничество» и «вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере» (по 10,5%). Если мошеннические действия преступники осуществляли в разных сферах (банковская деятельность, недвижимость и т.д.), то вымогательству подверглись преимущественно предприниматели, которых члены преступного сообщества вынуждали ежемесячно передавать им денежные средства. В случаях отказа платить требуемые суммы преступники уничтожали имущество потерпевших (поджигали автомобили, магазины и т.д.), Интересный случай произошел на территории Республики Карелия. С целью захвата сферы жилищно-коммунального хозяйства преступники посредством вымогательства, угроз применения насилия и уничтожения имущества принуждали представителей фирм, занимающихся организацией обслуживания многоквартирных жилых домов, отказаться от ведения коммерческой деятельности. Преступники объединились в преступное сообщество, чтобы провести насильственный передел рынка ЖКХ в Петрозаводске.
Кроме того, по информации, выложенной на сайте Следственного комитета РФ, в прошедшем году преступники объединялись для незаконной банковской деятельности, обналичивания материнского капитала, отмывания денежных средств, добытых преступным путем, для незаконного оборота наркотиков.
Новый мотив — борьба с коррупцией
Но самое примечательное, что произошло в этой связи в 2014 году, – следователи СК РФ выявили новый мотив для создания преступного сообщества. Вспомним о самом громком скандале минувшего года в правоохранительных органах – деле ГУЭБиПК МВД РФ. Бывшим борцам с коррупцией вменяется в вину организация преступного сообщества с целью совершения одной провокации взятки сотруднику ФСБ РФ и около десяти превышений должностных полномочий при разработке чиновников, подозреваемых в коррупции.
В предъявленном бывшему начальнику ГУЭБиПК Денису Сугробову и его подчиненным обвинении говорится, что борцы с коррупцией «преступили тонкую грань между оперативным экспериментом и провокацией и стремились не только к искоренению коррупции, но также к повышению показателей и компрометации должностных лиц».
На фоне общей картины мотивов – убийства, насилие, наркотики, мошенничество и т.д. — ради которых преступники объединялись в 2014 году в преступные сообщества, мотив «повышение показателей в борьбе с коррупцией» ради продвижения по службе и получения премий и ведомственных наград звучит, как минимум, абсурдно. Удивляет и сам факт организации преступного сообщества полицейскими. Когда оно создается криминальными элементами (убийцами, наркодилерами и т.п.), то это, пожалуй, очевидно. Но когда руководителей «сообщества» назначает сам президент (Дениса Сугробова — Дмитрий Медведев, Бориса Колесникова – Владимир Путин), сотрудников — министр внутренних дел (Владимир Колокольцев), когда перед «сообществом» ставится задача «достижение высоких результатов в борьбе с коррупцией», а его деятельность регламентируется федеральными и ведомственными нормативными актами, то факт создания такого преступного сообщества кажется невероятным.
Алена ПОДЛЕСНЫХ
Исследование проводилось на основании данных с сайта Следственного комитета РФ http://sledcom.ru/
Читайте также
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале