Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Итоги года: Федеральная контрактная система как инструмент борьбы с коррупцией

16.12.2013 / 00:19 Новости

Одним из наиболее важных событий уходящего года, по мнению большинства экспертов, является подписанный в апреле 2013 года Президентом РФ Владимиром Путиным закон о контрактной системе в сфере госзакупок, который заменит действующий в настоящее время 94-ФЗ.

На новый закон возлагают большие надежды как госорганы, так и представители бизнес-сообщества. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в частности, заявил, что система госзакупок позволит лучше стимулировать спрос на инновационные Дмитрий Медведев - фото: slavatalah/flickr.comтовары и услуги, а также на перспективные научные разработки. По его мнению, закон, который 1 января 2014 года вместе с боем курантов вступит в силу, будет способствовать и более эффективному противодействию коррупции.

Как уже писало Первое Антикоррупционное СМИ, вступающий в силу закон должен обеспечить прозрачность государственных закупок и дать дополнительные возможности для контроля на всех этапах от планирования до реализации. Причем контроль в области госзакупок будет обеспечен достаточно жесткий.

Согласно постановлению Правительства РФ осуществлять его будут сразу три ведомства — Минэконгомразвития, ФАС России и Рособоронзаказ. Минэкономразвития будет наделен функциями по регулированию контрактной системы в сфере закупок. ФАС и Федеральная служба по оборонному заказу станут федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля, а также на согласование и применение закрытых способов определения поставщиков. Вся информация о закупаемых товарах будет находиться в открытом доступе на сайте Единой информационной системы. Граждане и организации смогут проводить независимый мониторинг, оценивать эффективность и процедуру закупок, а также результаты исполнения контрактов.

Вводится обязанность подрядчиков по крупным контрактам раскрывать своих владельцев и руководство. Генподрядчикам необходимо будет предоставлять сведения о привлеченных субподрядчиках, при условии, если на субподряд отдано свыше 10% от заказа. Кроме того, в новом законе включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

DSC02789Особая ответственность устанавливается по злоупотреблениям при исполнении оборонного заказа. По словам председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, за преступления в этой сфере злоумышленникам грозит наказание от 5 млн рублей штрафа до 15 лет лишения свободы.

Руководитель Департамента по конкурентной политике столичного правительства Геннадий Дёгтев на конференции, посвященной изучению практик противодействия коррупции в сфере госсзакупок, которая прошла 9 декабря в Москве, отметил, что в  Геннадий Дёгтевроссийской столице уже сейчас опробованы и внедрены на практике более 70% инноваций, предусмотренных 44-ФЗ. По его словам, эффективность системы закупочных практик в 2013 году составила 26%, часть средств сэкономлены на стадии планирования, часть за счет внедрения электронных ресурсов и за счет повышения качества контроля за исполнением подрядчиками обязательств по контрактам. Благодаря повышению прозрачности системы госзакупок в этом году удалось сэкономить более 110 млрд рублей, то есть сумму, достаточную для того, чтобы построить семь станций метрополитена.

В свою очередь, заместитель Мэра по вопросам экономической политики и имущественно-Наталья Сергуниназемельных отношений Наталья Сергунина подчеркнула,что существующая система электронных торгов, составление реестра недобросовестных поставщиков и внедрение возможности общественного обсуждения позволяют более четко и эффективно планировать закупки, видеть историю претендентов на получение заказа и контролировать исполнение договоров.

В то же время, как отмечают многие эксперты, у нового закона существует ряд недостатков. В частности, по новому положению планы по закупкам станут публичными на несколько лет вперед. Заказчики должны будут вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Будет введено планирование и на муниципальном уровне. Суть ппроблемы заключается в том, что со временем меняются цены на товары и услуги, технические характеристики. Могут измениться и нужды государства.

Кроме того, в новом законе о контрактной систпеме хоть и сформулированы принципы закупочной деятельности, однако не раскрыты ключевые для них понятия — «эффективность» и «результативность». Основным критерием для оценки эффективности закупки, по-прежнему, может остаться наименьшая цена контракта, а не приобретение качественной продукции для нужд государства, отмечают эксперты.

О том, что новый федеральный закон вызывает большие опасения, свидетельствует и тот факт, что перед Новым годом многие государственные заказчики стараются успеть провести конкурсы по госзакупкам по старой «проверенной» схеме. Пока не настали новые времена…

Анна Шелест

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале