Тернистый путь к Арктической зоне
19 ноября 2013 года на площадке «РБК» состоялось интервью Назарова С.М. — заместителя Министра регионального развития РФ на тему: «Стратегия развития Арктики: как изменится жизнь макрорегиона», на котором официально было объявлено о том, что в Правительство РФ направлена разработанная ведомством государственная программа развития Арктической зоны РФ, определяющая комплексное развитие этого региона.
Для того, чтобы понять смысл данной статьи предлагаем перенестись в недалекое прошлое, а именно в год 2012.
Ровно год назад Министерство регионального развития РФ объявило открытый конкурс на разработку проекта Федерального закона «Об Арктической зоне РФ» с установленной начальной (максимальной) ценой контракта — 5 021 940 руб. (реестровый номер торгов на сайте www.zakupki.gov.ru № 0173100004612000064).
Заказчик приложил к конкурсной документации грамотно и подробно разработанное техническое задание, предусматривающее обоснование необходимости принятия федерального закона об Арктической зоне РФ и требуемые от исполнителя этапы выполнения работ.
Кроме того, в техническом задании Минрегиона упоминалось о том, что необходимость принятия федерального закона «Об Арктической зоне РФ» было обусловлено «Основами государственной политики», утвержденным Председателем Правительства РФ, а сами «мероприятия по разработке проекта федерального закона «Об Арктической зоне РФ» предусмотрены в проекте Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и проекте подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны РФ до 2020 года» государственной программы РФ «Региональная политика и федеративные отношения».
Таким образом, государством была, по сути, прописана необходимость создания именно законопроекта, нашедшая свое отражение в указанных выше документах. На первый взгляд все кажется правильным, своевременным, продуманным и совершенно предсказуемым если бы не дальнейшие события…
В ноябре прошлого года был объявлен победитель открытого конкурса на разработку этого документа – «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», который и выполнил эту работу, заключив государственный контракт на 4 500 000 руб.
Хочется отметить, что эксперты Tenzor Consulting Group также разработали свою версию проекта закона, которая, по отзывам рабочей группы Минрегиона и представителей бизнес-сообщества, была куда более содержательней, информативней и нацеленной на комплексное регулирование отношений в Арктической зоне, нежели рамочный и отсылочный законопроект победителей конкурса, который после представленных замечаний ими неоднократно редактировался и видоизменялся.
На заседаниях Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока обсуждая оба законопроекта, мы столкнулись с главной проблемой – определением южных границ Арктической зоны. Именно этот важный и щекотливый нюанс предопределил дальнейшую судьбу законопроекта, так как предложенные для включения в Арктическую зону субъекты и муниципальные образования РФ не всегда соответствовали желаниям избранников «околоарктических» территорий.
Слишком велико было стремление депутатов из северных и дальневосточных регионов «перетянуть одеяло» на свой субъект, свой район, свой город, объясняя это наличием определенных критериев для включения в Арктическую зону РФ.
Прогнозируя жаркие дебаты по этому вопросу при обсуждении законопроекта на заседании Государственной Думы власти пришли к понимаю всей не перспективности этого процесса и приняли решение пойти другим путем – путем «добровольно-принудительного» включения всех положений законопроекта в государственную программу, в которой в т.ч. определяющую те самые южные границы Арктической зоны РФ.
Теперь уже никого не спрашивая и ни с кем не согласовывая, будут определены не только очертания Арктической зоны РФ, но и урегулированы вопросы охраны окружающей среды, безопасности границ, вопросы Северного морского пути, инвестиционные приоритеты и другие важные положения, требующие обсуждения и комплексного изучения.
Что ж, ход на самом деле не такой уж и плохой, но спрашивается: для чего нужно было потратить четыре с половиной миллиона рублей и целый год времени? И куда ушли эти деньги? Вопросов больше, чем предполагаемых ответов.
Остается только надеется, что органы власти наконец-то примут окончательное решение относительно судьбы Арктической зоны в РФ и впредь эта ситуация станет хорошим уроком для будущих решений в планировании работы. Хотя….
Роман Джапаридзе, партнер Tenzor Consulting Group
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале