Сообщить о коррупции: когда в здоровом теле не самый здоровый дух?
4 июля 2007 года. Гватемала. Россия выигрывает право на проведение Зимней Олимпиады в Сочи. Тогда казалось, что вся страна получила такой заряд положительных эмоций, что одним махом перескочит в светлое будущее, минуя экономические кризисы, развал сельского хозяйства, извечные пенсионные реформы, коррупцию, низкие зарплаты. А уж имидж России укрепится на небывало высоком уровне. И правда – пускать в глаза пыль мы умеем.
Скептики однако нашлись. Многие их называли гундосами и антипатриотами. Они говорили о том, что само по себе проведение зимней Олимпиады в субтропическом городе Сочи потребует гигантских усилий и огромных невозратных инвестиций. А если учесть уровень коррупции в нашей великой и могучей, то картина приобретала окончательно критический вид. Впрочем, почему бы не шикануть? Живем-то один раз. К тому же, первоначальная смета не очень-то и кусалась – 13 млрд. долларов. Сущий пустяк! И даже если взять средний коэффициент увеличения расходов на проведение столь значимых мероприятий за последние годы, то Россия должна была уложиться миллиардов в 30. Однако, реальность превзошла ожидания. Во-первых, когда первая эйфория у жителей Сочи прошла, оказалось, что кое-кому придется переселяться, так как инфраструктура для Игр может располагаться не только в пустынных районах, но и в жилых массивах. И уж очевидно, что решая государственные дела, чиновники не будут думать о тех, чье жилье находится на пути новой автомагистрали или трубопровода. Насильно или мирно, но собственникам мешающих объектов пришлось потесниться.
Второй напастью стали трудовые мигранты, буквально наводнившие город. Оно и понятно, подрядчики в России привыкли оптимизировать расходы. И если для этого нужно привлечь тысячи выходцев из бывшего Союза, то почему бы и нет? В конце концов им можно и совсем не заплатить.
Но, и это еще не беда. Таджики, украинцы, армяне, белорусы, строящие даже более важные объекты в России, уже давно не новость. А вот, что бюджет Зимней Олимпиады начнет не просто расти, а приобретать совсем неприличный вид, стало откровением для несведующих в госзакупках россиян. И каких бы «эффективных» топ-менеджеров не сажал президент в кресло руководителей «Олимпстроя», а расходы все равно росли. По последним данным они превысят 50 млрд. долларов (на всякий случай – напомню – еще в Гватемале расходы оценивались в 13 млрд.). Удорожание рекордное. К слову, совсем недавно известный политик Борис Немцов выпустил статью, в которой привел статистику увеличения расходной части бюджетов разных Олимпийских Игр. По ней мы вне конкуренции. Впрочем, время от времени власть проводит показательные порки подрядных организаций («Первое антикоррупционное СМИ» даже делало подборку наиболее известных случаев в материале «Призеры олимпийских хищений»)
Кто вернет кредиты Внешэкономбанку?
Однако, не только государство решило вложить средства в Олимпийскую стройку. Известный как «Русский Куршавель» горнолыжный комплекс «Роза Хутор» — вотчина владельца «Интерроса» и известного еще с ельциновских времен олигарха Владимира Потанина. Стоимость строительства превысила 68 млрд. рублей. Более половины – кредит Внешэкономбанка. На сегодняшний день Потанин вложил более 300 млн. долларов собственных средств. По словам Потанина, он уже несет убытки и готов расстаться с проектом. И это будет обозначать для госбанка не только сиюминутную потерю невозвращенного кредита, но и дальнейшие эксплуатационные затраты, покрывать которые пока не научились. Вторым, правда маловероятным вариантом может стать создание на месте «Розы Хутор» свободной экономической зоны.
Подобные проблемы, что и у Потанина, испытывает и другой российский предприниматель, вложившийся в строительство сочинских объектов, владелец холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска. Он также намекает на отсутствие возможности терпеть постоянные убытки и возвращать кредиты, выделенные Внешэкономбанком.
Эксперты успели подсчитать, что в сумме госбанк может не досчитаться более 100 млрд. рублей. Вдобавок, государству придется нести лямку по управлению заведомо убыточными объектами. А, следовательно, и всем нам – налогоплательщикам.
Бразилия и Россия – спортивные побратимы?
И вот на этой волне, отбиваясь от экономических кризисов и неутешительных прогнозов развития страны, не скрываемых уже даже официальными лицами, Россия решает продолжить привлекать под свое небо крупнейшие мировые спортивные состязания. В 2008 году мы получили право на проведение Универсиады в Казани. Блестяще проведенное мероприятие, ставшее апогеем побед российских профессионалов над иностранными студентами, обошлось бюджету в 228 млрд. рублей.
В декабре 2010 года международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) утвердила Россию хозяйкой чемпионата мира по футболу 2018 года. 21-е мировое первенство пройдет в 11 городах на 12 стадионах. Совсем недавно директор департамента по связям с регионами оргкомитета турнира Денис Поляков заявил, что подготовка к мундиалю обойдется стране в 664 млрд. рублей. По опыту проведения подобных мероприятий в России, а также росте затрат на строительство футбольных арен сумма не окончательная и будет расти.
При этом на днях стало известно, что Россия без борьбы выиграла заявку на проведение зимней Универсиады в 2019 году. Мероприятие состоится в Красноярске. Предварительную стоимость проекта в октябре обозначил министр спорта Виталий Мутко – 40 млрд. рублей. Очевидно, что и в данном случае расходы будут лишь увеличиваться.
Интересно, что помимо России, подобной «любовью» международных спортивных структур пользуется и наш партнер по странам БРИКС – Бразилия. Латиноамериканское государство деньги на мегасобытия также не жалеет, чем вызывает массовые недовольства по большей части бедных граждан. Зачастую уличные протесты местных жителей принимают совсем не мирный характер. Причем бразильцы выступают не столько против проведения мероприятий, а против стоимости проектов, которые, по мнению рядовых граждан имеют ярко выраженную коррупционную окраску и могут быть сокращены. Хотя, по российским меркам они стоят сущие копейки. Так, чемпионат мира по футболу-2014 обойдется Бразилии в 14 млрд. долларов. Летняя Олимпиада 2016 года, которая пройдет в Рио-де-Жанейро, будет стоить около 12 млрд. долларов. Кстати недавно, столица Бразилии Бразилиа получила право провести летнюю Универсиаду 2019, аналогично Красноярску, на безальтернативной основе.
Спортивные мероприятия подобного масштаба – не для простых людей
Для большинства бразильцев, как и большинства россиян, олимпийские игры будут доступны лишь по телевидению. И в этом отношении Олимпиада в Сочи не отличается от Игр, скажем, в Турине или Ванкувере. Цены на внутренние перелеты, непомерная стоимость на проживание делают из спортивного праздника очередное VIP-мероприятие (всему миру запоминаются ломящиеся от всевозможных яств столы, несмолкающие концерты и дорогие наряды в так называемых «Русских домах» на Олимпиадах) . Именно эти нерешенные проблемы и заставляют многих россиян оценивать эффективность расходов, думать о затратах на содержание объектов Олимпийского наследия.
Богатые страны, где уровень коррупции значительно ниже России и Бразилии, деньги считают. Возможно поэтому мы и выигрываем право на проведение коммерчески невыгодных универсиад на безальтернативной основе. Бизнес на спорте на сегодняшний день у нас делать не умеют или не хотят. Большая часть затрат прикрывается красивым словом «имидж», который якобы формируется при проведении любых спортивных мероприятий. Впрочем, и к этому есть вопросы – может ли положительно сказаться на имидже государства турнир, проведенный за десятки миллиардов долларов, попасть на который сможет по сути лишь элита, при том, что в государстве не решены базовые социальные задачи? В мире Россия скорее известна по уханьям на стадионах в отношении спортсменов с черной кожей, а недавно спартаковские болельщики умудрились в Ярославле на матче Кубка России с местным Шинником и вовсе развернуть фашистский флаг. Именно ввиду нашего имиджа в последнее время в зарубежных СМИ начинают будировать вопросы о возможном переносе футбольного чемпионата мира из России. Впрочем, ФИФА, погрязшее в коррупционных скандалах («Первое антикоррупционное СМИ» поднимало эти вопросы и раньше в материале «Футбол и коррупция»), вряд ли пойдет на уступки скептически настроенных экспертов и журналистов. Это был бы неприятный прецедент.
Тем не менее откровенная нелогичность привлечения в страну спортивных мероприятий, не соответствующих нашему экономическому и социальному развитию масштабов, оставляет много вопросов, в частности, не является ли спорт заложником коррупционных схем?
Андрей Боровой
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале