Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

«Советский принц» с комсомольским прошлым

28.10.2013 / 14:14

В начале октября на Митинском кладбище был похоронен зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов. Он прожил 77 лет, за которые успел побывать и на посту замминистра внутренних дел, и в колонии для милицейских чинов.

«Первое антикоррупционное» решило разобраться, за что зять первого генсенка ЦК КПСС попал «на зону», были ли реальные факты для его обвинения по коррупционной статье, либо это была попытка нового руководства страны избавиться от «наследия» Брежнева… 

Начало биографии Чурбанова мало чем отличается от многих его советских сверстников — после окончания профессионально-технического училища трудился слесарем на заводе. Позже его избрали секретарем комсомольской организации предприятия. Затем он работал инструктором райкома ВЛКСМ, старшим инструктором горкома комсомола и заведующим отделом ЦК ВЛКСМ. Окончил юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

В системе Министерства внутренних дел занимал должность заместителя начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД СССР с 1967 по 1971 г. Но знаковым и переломным моментом в его карьере стало знакомство и последующая женитьба на Галине Брежневой.

История знакомства

Сама судьбоносная встреча произошла в ресторане столичного Дома архитекторов на улице Щусева (Гранатный переулок), куда Юрий Чурбанов вместе с другом зашел отметить Старый Новый год. Через некоторое время в глубине зала он заметил небольшую компанию, сидевшую за одним столом. Некоторых из них (Игоря Щёлокова – сына министра внутренних дел, а также его жену Нонну) он хорошо знал. Чурбанов подошёл к ним поздороваться и был представлен остальным членам компании. Среди них была дочь Генерального секретаря, Галина Леонидовна. После их знакомства Брежнева сама назначила Юрию Михайловичу свидание. Буквально через неделю на даче она познакомила Чурбанова со своим отцом. Молодой подполковник милиции понравился генсеку. Вскоре состоялась свадьба. Шел 1971 год. Чурбанова полюбили в семье Брежневых, он отвечал взаимностью, называя родителей Галины мамой и папой.

Уже после свадьбы карьера Чурбанова стала стремительно раскручиваться — первым делом в 1971-ом году «зятя номер один» назначили заместителем начальника Политуправления внутренних войск МВД, где он проработал до 1975-го. После этого Чурбанов стал начальником того же управления. В 1974-ом году Юрий Михайлович получил звание генерал-майора, а через три года – генерал-лейтенанта. Уже в 1977-ом Щелоков при содействии Брежнева поставил Чурбанова на должность своего заместителя, а в феврале 1980-го года Юрий Михайлович переместился на пост Первого заместителя главы МВД.

Взятки не нужны

Позднее Чурбанов вспоминал, что жил, как при коммунизме. «Я вообще лет десять жил как при коммунизме. Деньги? Зачем они мне? Я получал зарплату больше, чем глава государства, — около 1100 рублей в месяц. Хотя поначалу, когда мы с Галиной только поженились, Леонид Ильич помогал нам: квартиру выделил, хотя и не сразу (мы года полтора снимали квартиру), машину мне подарил, «Рено», тоже не сразу. В 1979 году дачу помог построить. Между прочим, свои личные деньги дал…

А что касается остального, подумай: я — «главный зять страны», первый замминистра МВД, генерал-полковник, кандидат в члены ЦК КПСС. Если мне что-то было нужно, я мог сказать:

«Мне завтра нужно это!» И завтра все было бы у меня. И никаких квитанций и подписей! И куда деньги тратить? Все и так предусматривалось уровнем нашего обеспечения», — заявлял сам Юрий Чурбанов в интервью «Комсомольской правде».

Все партийные блага и привилегии были к его услугам, тесть дарил иностранные машины, с его помощью был построен 2-этажный загородный дом, из съемной квартиры молодые переехали в свою, четырехкомнатную. В багажнике своего Mercedes Чурбанов всегда хранил несколько автомобильных номеров.

Обвинение, статья

Юрий Чурбанов - фото: ИТАР-ТАССПосле смерти Брежнева страна почувствовала, что грядут перемены. Но какими они станут и когда случатся – не предполагал никто. Новый генсек Юрий Андропов, перешедший на высший партийный пост из кресла председателя КГБ СССР, инициировал расследования коррупции в верхних эшелонах власти. Новый генсек был в плохих отношениях с первым секретарем компартии Узбекистана Ш. Рашидовым. Это, видимо, и стало причиной пристального внимания к руководству Узбекской ССР. Была создана специальная комиссия под руководством следователей Т. Гдляна и Н. Иванова. В 1984 году были арестованы несколько руководителей хлопкоочистительных предприятий Узбекистана и директоров хлопкозаводов. Последовали загадочные скоропостижные смерти. Сначала умер Рашидов, затем скончался Андропов, застрелился обвиненный в коррупции министр внутренних дел СССР Николай Щелоков, ушел из жизни очередной генсек Ю. Черненко.

В 1985 году началась перестройка, и уже в 1987 году Чурбанов был арестован по так называемому «узбекскому делу», хотя доказательств коррупционных отношений его с Рашидовым и другими обвиняемыми найдено не было.

По словам самого Юрия Чурбанова, он понял, что его арестуют, когда перевели с должности первого замминистра в 1985 году.

«Еще 15 ноября 1982 года, через несколько дней после смерти Брежнева, меня пригласил Юрий Владимирович Андропов и сказал: «Пока я жив, тебя и твою семью никто не тронет». Так и вышло. Но в марте 1985-го пришел Горбачев, и через три месяца меня перевели на должность зам-начальника Главного управления внутренних войск МВД. Уже тогда началось за мной наружное наблюдение. А летом 1986 года меня отправили на пенсию «по выслуге лет». И арестовать могли в любой момент», — заявлял Юрий Чурбанов во все том же интервью.

«Случилось это через полгода прямо в кабинете Германа Каракозова, начальника следственной части Генпрокуратуры….Сняли с меня «Ролекс», подаренный Леонидом Ильичом, галстук, подтяжки, шнурки из ботинок вытащили. Я тогда похудел немного, пришлось брюки руками поддерживать. В общем, достаточно унизительно…», — описывал зять Брежнева свой арест.

В деле Юрия Чурбанова фигурировало 10 эпизодов взяточничества и злоупотреблений, ущерб государству был определен в более чем 1,5 млн рублей. В своих воспоминаниях Чурбанов рассказывал, что ему грозила высшая мера, расстрел. И тогда Т. Гдлян посоветовал признаться в нескольких эпизодах, что и пришлось сделать. Чурбанов взял на себя три взятки: 90 тыс. рублей, тюбетейку и халат с золотыми нитями и, наконец, кофейный сервиз. Во время тщательнейших обысков не нашли ничего. Был конфискован лишь бюст самого Чурбанова, у его сестры нашли около 40 золотых украшений, которые тоже приобщили к делу. Забавно сравнивать эти находки с конфискованными драгоценностями фигурантки дела «Оборонсервиса», где счет шел на килограммы.

Он заявлял, что признал несколько эпизодов из тех, что вменяли ему в вину:

«Укрепило меня в том, что сопротивляться бесполезно, свидание с председателем КГБ Чебриковым. Я, сидя в «Лефортово», обратился к нему с письмом. И он приехал! Приводят меня в кабинет начальника тюрьмы, а там Виктор Михайлович, с которым мы были знакомы. С Брежневым он вообще дружил. Обнялись, сели, стали разговаривать. Я просил только одного: разобраться в моем деле по справедливости. Он мне ответил: «Юра, правила ты знаешь. И понимаешь, что без решения политбюро тебя арестовать не могли. А оно, как известно, не ошибается…»

30 декабря 1988 года был оглашен приговор. Суд установил получение Чурбановым взяток на общую сумму 90 960 рублей, а также злоупотребление служебным положением в корыстных целях и приговорил его к 12 годам лишения свободы.

А уже в апреле 1989 года Пленум Верховного Суда СССР вынес частное постановление «о нарушениях законности, допущенных в ходе расследования бригадой следователей Прокуратуры СССР во главе с Т.Х. Гдляном».

В мае Н. Иванов, выступая в эфире Ленинградского ТВ, обвинил ряд высших партийных руководителей СССР, включая Егора Лигачёва, а также Председателя Верховного Суда СССР В. Теребилова в причастности к коррупции

На суде в августе обвиняемый по другому эпизоду «хлопкового дела» Н. Худайбердыев заявил, что показания против Ю. Чурбанова «выбивались» из него силой.

Вскоре Прокуратура СССР возбудила уголовное дело по обвинению Т. Гдляна и Н. Иванова в нарушениях законности при проведении расследований в Узбекистане.

Уголовное дело против Т. Гдляна было прекращено в августе 1991 года, а в декабре 1991 года прекратил существование Советский Союз, и «узбекское дело» кануло в Лету.

Итог

Юрий Чурбанов - фото: ИТАР-ТАССЮрий Чурбанов отсидел пять лет в «милицейской» зоне в Нижнем Тагиле, где делал алюминиевые вазочки для мороженого. Вышел по амнистии в 1993 году. Узнав, что Галина Брежнева с ним развелась, он приехал к ней домой, увидел опустившуюся женщину, подарил цветы и простился навсегда. Дочь генсека умерла через пять лет в психиатрической больнице.

Чурбанов жил у своей сестры, потом женился на старой знакомой. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин помог ему устроиться на работу, Чурбанов стал начальником службы безопасности крупной цементной компании. Написал несколько книг-воспоминаний, в интервью сетовал на развал системы МВД и низкий уровень профессионализма сотрудников. Перенес два инсульта, последние годы провел прикованным к постели в обычной московской квартире. В этом году умерла его жена, а следом ушел и он сам.

***

Жизнь Чурбанова — «простого рядового советского принца», «зятя номер один», показательна для истории современной России, в которой коррупция процветает, и ее размах — совсем не сравним с советскими временами. Иностранные машины, 2-этажный загородный дом, четырехкомнатная квартира — таков типичный набор для любого чиновника средней руки. Поэтому сегодня все эти богатства выглядят, мягко говоря, скромно и вполне доступно людям с высоким достатком, даже не женатым на дочке главы государства

Этот человек еще в 1967 году был назначен на должность заместителя начальника политического отдела в Главном управлении ИТУ (исправительно-трудовых учреждений) МВД СССР. В данном качестве Юрий Михайлович проработал до 1971 года. В тот же период ему досрочно было присвоено звание полковника в 35 лет, причем в то время он еще не был знаком с Галиной Брежневой и ее всесильным отцом. Его участие в «узбекском деле» — вопрос до сих пор открытый, но большинство историков сходится во мнении, что основная причина его ареста имеет политическую подоплеку.

Уже после кончины Юрия Михайловича депутаты Госдумы подняли вопрос о необходимости реабилитировать Чурбанова, отмечая, что если откинуть всю мишуру показательного политического гонения данной исторической личности, на поверхности остается существенный вклад этого человека в становление и развитие служб МВД в СССР. Напомним, что его начальник, глава МВД Николай Щелоков называл своей главной идеей следующее высказывание: «Милицию должны не только бояться, но и уважать».

Ольга Ильина

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале