«Строительный бизнес не готов к переходу к контрактной системе!»
К такому выводу пришли участники дискуссионной площадки на одной из сессий в рамках конференции Мосинтерфин-2013, на которой обсуждались финансовые особенности строительной отрасли в России.
В ходе дискуссии вице-президент Ассоциации Строителей России Владимир Пономарев осветил социальные аспекты и проблемы строительной отрасли. По его словам, на сегодняшний день 60-70% граждан нуждаются в жилье и лишь 15-20% граждан или 2-3% домохозяйств способны его приобрести. Рост цен на этом рынке продолжается.
— Вся проблема обеспечения жильем связана с нехваткой бюджетных средств на его строительство, поэтому только за счёт бюджетной составляющей решить эту проблему невозможно, — заметил Пономарев.
Он также рассказал, что государство сделало поворот в жилищной политике от приобретения жилья в собственность к созданию сектора арендного жилья. Среди проблем строительной отрасли Владимир Пономарев отметил высокие административные барьеры, сложность в оформлении документации, длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов.
— Длинных денег у застройщиков нет, у банков их тоже не так много, поэтому необходимы механизмы трансформации коротких денег в длинные, — заявил вице-президент. — Причем необходимость рефинансирования требует развития механизмов государственно-частного партнёрства, без которых сегодня невозможно создание полноценного сектора арендного жилья, — добавил он.
Член комитета по информационной политике Москвы Юрий Ушанов поделился своими соображениями о сложностях внедрения в строительной отрасли таких механизмов и переходе к контрактной системе.
— У нас нет экспертов, которые бы разбирались в сфере контрактной системы и ГЧП, отсутствуют типовые контракты, а также коды ОКВЭДО и ОКДП. На данный момент мы не готовы к реализации закона, но он всё равно вступит в действие, — сказал Юрий Ушанов.
По его мнению, еще одна проблема состоит в том, что оба проекта – «о контрактной системе» и «о государственно-частном партнёрстве» -строились параллельно и имеют тонкую грань. Как сообщил Ушанов, на заседании комитета по ТПП по государственно-частному партнерству был предложен механизм разграничения этих двух документов. Если контракт до 3 лет – он касается сферы контрактной системы, если больше – это будет государственно-частное партнерство.
— На мой взгляд, это совершенно неверно, потому что основным критерием является не срочность, а эффективность использования бюджетных денег, — заключил эксперт.
Другие эксперты комитета по информационной политике посоветовали в этом вопросе изучить и по возможности использовать зарубежный опыт.
Заместитель Председателя Экспертного Совета «Деловой России» Владимир Гамза указал на несовершенство нашей сегодняшней финансовой логистики, которое создает проблемы в строительной отрасли.
— Вся наша финансовая система на 90% — это банки, длительных пассивов практически нет. Из всей денежной базы, составляющей примерно 6 трлн. рублей, 80% — это наличные деньги, которые не создают денежную массу. Поэтому денежная база, которой мы располагаем — всего 1,2 трлн. рублей.
Подводя итоги, участники сессии согласились, что для решения существующих проблем строительного бизнеса необходимо переходить от дискуссий к выработке конкретных предложений и реальным действиям.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале