Две стороны медали фарма-бизнеса
Рынок фармацевтики на сегодняшний день – несомненно, одна из самых прибыльных и быстро развивающихся отраслей предпринимательской деятельности. Однако никто не будет спорить, что эта сфера бизнеса требует больших финансовых вложений, высокой степени ответственности и невероятного терпения.
На прошлой неделе в Центральном Доме журналиста состоялся круглый стол, на котором обсудили актуальные проблемы фармацевтического рынка России. Помощник министра здравоохранения РФ Елена Максимкина рассказала, что потребности в лекарственном обеспечении растут, а цены постоянно увеличиваются, средств в бюджете становится больше, но всё равно недостаточно.
— Необходимо искать пути интеграции с бизнесом, — заключила она.
Важно понимать, что фармацевтический рынок имеет такую важную особенность, как «социальная составляющая». Повышенная социальная роль рынка лекарственных препаратов вынуждает государство строго регламентировать большинство сфер фарма-бизнеса. Возможности предпринимательской деятельности в этой отрасли имеют целый ряд ограничений, коммерческие интересы частных предпринимателей и организаций зачастую страдают от жесткого государственного регулирования. Елена Максимкина рассказала, что в прошлом году был утвержден целый ряд законодательных актов, которые должны оказать положительное влияние на развитие рынка фарминдустрии. Одной из таких программ стала «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года», которая в качестве основной задачи ставит повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения. Кроме того, Минэкономразвития России разработало проект федерального закона о государственно-частном партнерстве, который устанавливает порядок и условия привлечения частных инвестиций в долгосрочные инфраструктурные проекты.
— Регулирование цен на лекарственные аппараты должно осуществляться, чтобы, с одной стороны, стремиться ко всё большей доступности для населения, с другой — не должно приводить к разорению аптечных организаций, — отметила помощник министра.
Аптечный бизнес является особой отраслью предпринимательской деятельности. Как известно, он выражается на рынке фармацевтических услуг в двух проявлениях: выступает как дистрибьютором и продавцом лекарственных средств, так и в качестве производителя рецептурных препаратов и других видов товаров и услуг. Ежегодно на рынок выводятся новые препараты. По данным аналитического отчета DSM Group, в 2012 году в российских аптеках появилось более 620 новых брендов лекарственных препаратов, и с каждым годом этот показатель увеличивается. Общий объем продаж новых препаратов в 2012 г. превысил 862 млн. руб. и порядка 4,6 млн. упаковок. Средневзвешенная цена одной условной упаковки нового препарата составила около 187 руб.
Тем не менее, фармацевтический рынок – один из самых консервативных. Как показывает практика, покупатель, теряясь в разнообразии лекарственных препаратов, в большинстве случаев выбирает уже проверенные и давно известные средства. Поэтому производителям новых препаратов приходится тратить существенные средства на рекламу и продвижение новых брендов. К тому же, лекарственные препараты – это специфические продукты, которые Министерством экономического развития были отнесены к товарам высокой степени риска. Поэтому в 2013 году доля проверок со стороны власти значительно увеличилась, и в отношении данной группы товаров можно будет проводить дополнительные внеплановые проверки.
— Ужесточение ответственности мы поддерживаем! – сказала Елена Максимкина.
Последний приказ Минздрава тоже направлен на ужесточение требований к отпуску лекарственных препаратов, которые могут быть использованы в качестве наркотиков или для приготовления наркотиков. В соответствии с условиями хранения сильнодействующих и психотропных, а также наркотических средств аптеки должны иметь отдельные комнаты с сейфами и решетками, сигнализацию и охрану.
К проблемам фармацевтической промышленности, прежде всего, относят низкий уровень обеспеченности населения РФ доступными качественными лекарственными препаратами отечественного производства. В ходе проведения круглого стола начальник Управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы Владимир Кобец рассказал, что из бюджета Москвы ежегодно тратится 7,5 млрд. руб. на обеспечение льготников, и еще 7 млрд. выделяет федеральный бюджет. Более 14 млрд. рублей Департамент здравоохранения пускает на аукционы, на которые приобретаются лекарственные препараты. Но реестр постоянно пополняется, поэтому лекарств всё равно не хватает.
— В Москве более полутора миллиона льготников, которых мы вынуждены обеспечивать, — объяснил Владимир Кобец. — В следующем году сумма на льготные лекарственные препараты увеличится, и в 2014 г. на обеспечение ими государство потратит 16 млрд. руб. В данный момент уже активно идут аукционы, и в первых числах января мы получим всё необходимое. В начале года проблем с обеспечением не будет! – заверил он.
Наиболее острая проблема — доступность лекарств, связана с ценообразованием и себестоимостью бизнеса. Для поддержания всех норм необходимы большие затраты. Аренда, высокий уровень зарплат, налоговые отчисления, многочисленные проверки… Всё это приводит к тому, что частный сектор имеет очень высокие расходы на бизнес, который, в свою очередь, требует окупаемости. Поэтому приходится завышать цены. Тем временем, конкуренция на рынке достаточно высокая, и аптечные организации прибегают к различным, не всегда добросовестным методам борьбы за клиентов.
— Коммерческий рынок сам обеспечил себе проблемы. В борьбе за прибылью аптеки порой превращаются в «нечто страшное», что никак не соответствует основному направлению их деятельности, — отметила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), кандидат фармацевтических наук Нелли Игнатьева.
— Но это, по большей части, относится к различным аптекам-дискаунтерам. Есть игроки, которые на рынке не случайно, а работают с признанием полной ответственности за жизнь и здоровье наших сограждан, — пояснила она.
— Фармацевтический бизнес — это сложный труд, требующий большой ответственности, — утверждает успешный предприниматель, врач по образованию, генеральный директор ООО «Самсон-Фарма» Самсон Согонян, аптечная сеть которого существует уже 20 лет. – Несмотря на все тяготы и упреки, наши российские аптеки остаются одними из самых лучших в мире! – утверждает он.
Однако российские граждане и по сей день заказывают лекарственные средства из Европы, ссылаясь на то, что даже с учётом доставки это дешевле, чем приобрести определенные виды медикаментов в аптеке. Что же касается отечественного производства, фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2012 года Россия находится на 7 месте среди ведущих мировых фармацевтических рынков и третьей по темпам прироста в процентах. Объем нашего фармрынка в 2012 году составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления. По прогнозу DSM Group, в 2013 году российский фармацевтический рынок вырастет на 12% в рублях и превысит 1 035 млрд. руб. Однако стоит заметить, что фармрынок в нашей стране сильно импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Проблема здесь кроется в отсутствии достойного финансирования отечественных научных исследований и разработок. В 2012 году утверждена «Стратегия развития медицинской науки в России на период до 2025 года», которая направлена на создание высокотехнологичных инновационных продуктов и применение их в практическом здравоохранении. Пока по уровню финансирования научных исследований Россия занимает только девятое место в мире. По мнению Елены Максимкиной, такая тенденция, как сетизация аптек, тоже негативно сказывается на отечественном рынке фарминдустрии. Ведь доступ в сети для многих производителей препаратов достаточно затруднителен, тем более что существует плата за вход в сеть.
В ходе круглого стола участники также вспомнили, что в целях борьбы с коррупцией летом этого года Минздрав наложил запрет на выписку врачами рецептов с торговыми названиями лекарств. Теперь в рецепте должно указываться международное непатентованное наименование препарата (МНН), другими словами — действующее вещество.
— Несмотря на то, что уже запрещено выписывать рецепты на бумажках, пациентам их по-прежнему выдают, в зависимости от ситуации, выписывая ту или иную марку, — заметили журналисты круглого стола.
— Суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения, — согласилась с печальной действительностью Елена Максимкина.
Что ж, получается, что пока ответственность за них не наступила – все наши законы носят лишь рекомендательный характер? Резюмируя всё вышесказанное, остается только пожелать участникам фарма-бизнеса терпения и поблагодарить их за то, что, не взирая на все трудности, они продолжают трудиться в такой важной для нашей жизни отрасли.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале