Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Эх, дороги!

дорога - строительство - фото: Nikolay Gyngazov / Russian LookВ России 1 млн. километров дорог. Из них только 50 тысяч федерального значения. Все остальные принадлежат регионам и муниципалитетам. Это к тому, с кого спрашивать, если дорога разбита. Оказывается, не только мы с вами путаемся, где-чья зона ответственности: «Министр транспорта, проезжая по дороге, попадает в ухаб и, оставаясь недовольным содержанием дороги, звонит и спрашивает, а чья это дорога?» — признал факт неразберихи руководитель федерального дорожного агентства Роман Старовойт. На встрече с журналистами он в целом подвёл итоги работы Росавтодора за текущий год, поделился проблемами и способами их разрешения.

Так, с путаницей на дорогах решено покончить. Уже разработан новый вид указателя километра. Под цифрой крупно напишут, кто в ответе за участок дороги, на котором проезжает автомобиль. Срок установки повсеместно на федеральных автомагистралях таких столбов — два года.

Ремонт

К концу года приведут в надлежащий вид 9 тысяч км дорожного полотна. Где же именно? А самые крупные транспортные узлы, куда в первую очередь уходит финансирование, — столица и Подмосковье, из-за высокого трафика дороги рушатся катастрофически быстро. Сумма затрат на дорожный ремонт в период с 2010 по 2013 гг. более 40 млрд. рублей. Далее разрешают проблемы с передвижением по Дальнему Востоку, Сибири, Северному Кавказу и Калининградской области, также первоочередные задачи – это строительство мостов через реки Лена, Уссури, Колыма. Принимая во внимание такого рода задачи, невольно возникает вопрос о стоимости таких проектов – отремонтировать и уж тем более построить что-то новое? К Роману Старовойту с этим вопросом обращаются часто, что, мол, сравниваем стоимость работ в России, Европе и США, почему у них в разы дешевле?

«Разница в стоимости выполняемых работ обусловлена разным набором работ, потому что в Европе и Соединённых Штатах в этот перечень не включают работы по переносу инженерных коммуникаций, по решению имущественно-правовых вопросов, когда требуется переселение граждан с предоставлением альтернативного жилья и выкуп существующего жилья», — пояснил начальник Росавтодора.

Если имущественно-правовые затраты убрать, то выходит у нас вообще самая дешёвая дорога, — уверяет Роман Старовойт. Так, для сравнения привел следующие цифры: стоимость километра дороги в России – 67, 9 млн. рублей, в США – это 102, 6 млн. руб, в Германии – 94, 3 млн. руб., Норвегии — 105 млн. руб.

Факт уже известный, бюджет страны на три года, который сейчас в Госдуме на рассмотрении, принят правительством с сокращением. Дороги России — не исключение, на них тоже будут экономить. В Росавтодоре задумались, на чем же можно сэкономить? Ведь, в целом, поручение президента по удвоению дорог к 2020-му году никто не отменяет. Потому стратегические задачи решили не менять: сколько нужно, столько и будут ремонтировать, а там и строить, если надо, но поменьше. Упор решено сделать на разработку современных недорогих технологий реанимации старого дорожного полотна и залива нового.

«Мы говорим о холодной регенерации существующих дорог и применении других технологий, которые позволят за меньшие деньги строить и ремонтировать наши дороги», — пояснил руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Чтобы было понятно, о чем речь, конкретные примеры. Так, есть трасса М7 — путь в Сочи. Сейчас дорога в крайне изношенном состоянии, 50 лет без глобальных реконструкций. А тут еще казусы природные — регулярные подтопления. Еще несколько лет назад были предложения построить дублер приморской магистрали в горах с эстакадами и тоннелями. Однако проект оценили в триллион рублей. Потому был разработан куда более дешевый вариант, а именно: спрямление опасных участков и реконструкция существующих мостов. Плюс сделать еще два выхода для автотранспорта на Сочи: через Шаумянский перевал и Республику Адыгея. Экономия в миллиарды. Но это проект пока не реальность, предложение.

Другой пример, рабочий:

Роман Старовойт - фото: Автор: Мудрац Александра Описание: Россия. Москва. 11 сентября. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт (второй справа) на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац Город: Москва Кредит: ITAR-TASS«Мы приняли решение уйти от капитального ремонта и реконструкции дорог. Мы не будем полностью разрушать дорожное полотно, производить замену грунта, будем применять методы холодной регенерации — специальной машиной перемешивать существующую дорогу и добавлять туда вяжущие вещества, это может быть цемент, эмульсия, вспененный битум — уплотнять и сверху укладываем асфальтобетон. Вот только на одном таком технологическом решении можно экономить. На трассе М9 — Балтия, 21 км, стоимость была 2 млрд. 300 млн., получилось 1 млрд. 300 млн. рублей», — рассказал Роман Старовойт.

Также повышение эффективности использования бюджетных средств проводят через способы контроля тех или иных объектов. Так, на стадии утверждения проектов их сначала изучают подведомственные Роавтодору структуры в регионах, потом центральный офис принимает окончательное коллегиальное решение. Что касается проверок во время работы, как заверил руководитель федерального дорожного ведомства, — опыт имеется и в этом.

«У нас многоуровневая система контроля, и она работает, прежде всего, контролирует подрядную организацию Стройконтроль на площадке. В соответствии со всеми требованиями подрядчик должен заключать контракт на Стройконтроль, который 24 часа в сутки находится на объекте, проверяет материалы, из которых строят, и в целом все виды производимых работ», — пояснил Роман Старовойт.

Здесь принципиален другой момент, сами подрядные организации. Здесь проблема с тем, что любая маломальская компания имеет право выйти на большой конкурс, и с ними должны заключить договор. Но большинство из них ведут себя непрофессионально и недобросовестно. Потому с таким трепетом ждут вступления в силу 44 ФЗ «О контрактной системе» (вступит в силу с 1 января 2014 г.), где прописаны широкие полномочия у заказчика на предварительной стадии выбора подрядчика. Тех же, кто уже попался на некомпетентности, решено внести в «черный список» подрядчиков, который в ближайшее время появится на сайте Росавтодора.

Новые пути

Если реконструкции и ремонта дорог сокращение бюджета не коснется, то со строительством новых все сложнее, планируют снизить объем на 20-30%. Так, выдающимся является текущий год, план даже перевыполнят — введут в эксплуатацию вместо запланированных 405 км все 470. Но на этом пока и все.

Ситуация по возведению новых трасс может получить продолжение только на Дальнем Востоке, особенно в Хабаровском крае. Там смыто наводнением свыше 2 тысяч километров трасс. Ущерб оценили в 30 млрд. рублей. Решено, и это уже наверняка, что приводить все в порядок будут в три этапа: сначала уборка, укрепление дорог существующих, второй этап — в следующем году будут их реконструировать и, наконец, третий этап — проектировка новых участков автомагистралей.

Активную помощь в строительстве новых дорог несомненно оказывают инвесторы. С ними отношения только-только стали налаживаться. Уделяется особое внимание развитию государственно — частного партнерства. Сейчас в действие два подобных проекта: мост через реку Лена и проект «Двенадцатитонники». Это система взымания платы с большегрузов выше 12 тонн. До конца 2014 года она должна быть введена в эксплуатацию.

Чтобы было понятно, зачем это? Дело в том, что разрешено перевозить груз не выше 12 тонн, но отмечены колоссальные нарушения — свыше 100 тонн! Это к тому, что из 50 тысяч км федеральных трасс, не более 3 тысяч могут выдержать подобный вес. Как итог, 30% из числа всех перевозок сегодня с превышением допустимых норм, тогда как в тех же Штатах всего 2%, там имеет силу закон о сезонных ограничениях движения большегрузов. У нас такого нет. Потому и зимой, и летом едут тяжелые машины, и ломают на корню дорожное покрытие. Инвестиционный проект, о котором мы упомянули выше, предлагает организовать стационарные посты контроля. Сейчас действует в тестовом режиме 4 подобных пункта. К 17 году таких должно быть 100. Они работают в автоматическом режиме, то есть водитель, который двигается с нарушением допустимых весовых параметров, получит штраф по почте. Штраф для водителя — 2 тысячи рублей, для компании перевозчика — от 400 до 500 тысяч рублей. Разработчики подсчитали, что при существующем трафике грузовых перевозок по стране только на штрафах удастся собрать для нужд дорожного фонда страны до триллиона рублей. Правда, это сроком до 2020 года.

Юлия Берлетова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале