Собянинские долгостройки
После выборов нового мэра в Москве остановлено немалое количество строек.
Говорят, что обещать — не значит жениться… Вот и новоизбранный мэр Сергей Собянин, словно необязательный и легкомысленный жених, забыл в некотором роде о своей невесте — Москве… И если до выборов мэра на столичных просторах открывались все новые и новые строительные объекты, то почти сразу после предсказуемых выборов, эти стройки начали сдуваться, как свадебные воздушные шарики!
Особенно досталось дорожным стройкам. Сергей Собянин приказал сократить значительное количество этих объектов. Выходит, Москва будет продолжать стоять в «пробках». И, значит, в ходу будет все та же присказка про дороги и не очень умных руководителей.
Адресная инвестиционная программа
Московская мэрия (уже после выборов мэра) утвердила адресную инвестиционную программу (АИП) на 2014-2016 гг. Суть программы в том, что ради экономии бюджетных средств власти решили отложить значительную часть дорожных строек. И это притом, что в своих предвыборных выступлениях Сергей Собянин обещал нам, москвичам, как новые дороги, так и новые и развязки, которые сократят жуткие заторы, а в итоге мы получаем полный пшик. Значит, пятичасовые «пробки» остаются на повестке дня!
Приведем некоторые цифири: если в предвыборном варианте С. Собянина на дороги в 2014 году планировалось потратить 143,2 млрд. рублей, то в новом варианте нового мэра на эти цели отпущено 94,65 млрд. рублей. Всего за три года на дорожное строительство будет потрачено 272,3 млрд. рублей (против обещанных 413,5 млрд. рублей).
К слову, мэрия Москвы отложила реализацию многих дорожных объектов, но зато повысила стоимость некоторых строек, причем, весьма ощутимо.
К примеру, под большим вопросом оказалось сооружение дублеров Кутузовского проспекта. На весьма размытый срок отложена реконструкция Ленинского проспекта. Правительственные чиновники ранее активно анонсировали строительные работы на Волгоградском проспекте и Волоколамском шоссе. Но по новому плану Сергея Собянина финансирование этих проектов откроется ближе к 2017 году. Правильно, обещанного 3 года ждут. Или 33.
К сожалению, не будут реконструированы и развязки на МКАД. До конца 2016 года лишь завершится строительство развязок на пересечении МКАД с Волгоградским, Рязанским, Каширским шоссе, с Мичуринским проспектами, Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом, в 2017 году — с Волоколамским и Рублевским шоссе.
Почему же произошли такие изменения в мега-планах московского мэра?
Заметки на полях
В 2012 году в Москве ввели в эксплуатацию 23 подземных и надземных пешеходных перехода.
Останемся без золотой хорды
Идем дальше. И сравниваем предвыборные обещания и с сегодняшними реалиями. К 2017 году дорожники по каким-то необъяснимым причинам не смогут достроить ни Северо-западную, ни Северо-восточную хорды. Если в предыдущей версии АИП на Северо-восточную хорду было заложено 92 млрд. рублей, то сегодня в бумажках значится другая сумма — 120,33 млрд. рублей. А затраты на Северо-западную вырастут с 28 млрд. до 140,5 млрд. рублей. Она что, будет из платины или из чистого золота?
Отчего-то вдруг подорожало и продолжение трассы Москва — Санкт-Петербург. Стоимость от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы увеличилась с 8 млрд. рублей до 12,2 млрд. рублей. А стоимость развязки на пересечении с Фестивальной увеличилась с 13,8 млрд. до 16 млрд. рублей. Участок от Фестивальной до Дмитровского шоссе подорожал с 5 млрд. рублей до 16,4 млрд рублей. Опять в дело пойдут бриллианты и золотые слитки?
Алексей Навальный у себя в «ЖЖ» уже напомнил : почти на всех встречах с избирателями он рассказывал «истории о безумной и ничем не оправданной цене на строительство развязок и дорог в Москве». Но еще тогда сторонники Собянина обвинили Навального в передергивании фактов. «Мэрия построит огромное количество дорог на те деньги, которые выделены на дорожное строительство. Выборы прошли. Утверждена инвестиционная программа, которая и содержит цифры. Вынужден признать: мои истории о стоимости Северо-Восточной и Северо-Западной хорд не соответствуют действительности. Все гораздо хуже», — пишет Навальный в своем блоге. Навальный обвинил Собянина в намерении «окончательно превратить московский бюджет в источник пополнения номерных швейцарских счетов».
Информация к размышлению
По данным Департамента строительства, в Москве до 2014 года планируют построить 90 пешеходных переходов.
5 тыс. гаражей снесут, а чем компенсируют?
Еще один неприятный для москвичей документ выполз из мэрии Москвы буквально на днях: столичные власти собрались реконструировать Малое кольцо Московской железной дороги для того, чтобы пустить по нему электрички. И оптимизировать внутригородские пассажиропотоки. Для этого благого дела предстоит снести 5000 гаражей.
По части объектов уже принято судебное решение, но большинство гаражей находятся одновременно на территориях РЖД и Москвы. И по ним решение будет приниматься отдельно. Народ в ужасе: а как же, без гаражей -то? Власти обещают компенсации.
Из бюджета Москвы выплатят 3 млрд. рублей. На каждый гараж в среднем могут выделить около 600 000 руб. Но и ежу понятно: компенсации получат лишь те, кто сможет доказать законность своих построек. А в подобных промышленных зонах немало сооружений, которые не оформлены надлежащим образом. Получается, кто-то останется и без гаража, и без компенсации.
Значит, опять мэр Москвы не держит слово: он обещал в предвыборных агитационных материалах облегчить жизнь москвичей, а вместо этого создаются все новые и новые проблемы! Попробуй обойдись без гаража в сумасшедшем ритме столицы.
Брак по-расчету
В Москве меж тем заработала интерактивная карта, которая содержит подробнейшую информацию обо всех объектах, которые планируется ввести в столице в 2013-2015 годах. Она работает пока в тестовом режиме.
-До конца 2013 года правительство Москвы планирует сдать более 8 миллионов квадратных метров недвижимости, — рассказал журналистам на профильной пресс-конференции первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики столицы Олег Рындин. — А до 2016 года предусматривается строительство 23 поликлиник, 10 больниц, 16 школ, 58 детских садов и возведение других объектов. Добавьте сюда планы по развитию системы общественного транспорта, метро. В свете таких градостроительных перемен качество и безопасность строительства выходят на первый план.
Рындин напомнил, что в 2012 году по инициативе мэра Собянина был создан Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве. В его составе — семь лабораторий и самое современное оборудование, которое эксперты используют для контроля качества строительных материалов и различных работ на объектах. Теперь многие ошибки и брак, которые раньше строителям удавалось скрывать, обнаруживаются в считанные минуты. Инспекторы используют тепловизоры и передвижные дорожные лаборатории, которые позволяют сканировать дорожное полотно на скорости и сразу находить дефекты и определять их характер. Бракоделам приходится платить за низкое качество и переделывать работу. За 6 месяцев 2013 года московских строителей оштрафовали на 175 млн. рублей, а это на 75 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого, 2012 года. Всего в 2011-2013 годах сумма штрафов выросла в шесть раз по сравнению с 2009-10 годами.
-Мы сегодня ведем надзор за строительством почти 6 тысяч объектов общей площадью свыше 40 млн. квадратных метров. Проверками охвачены все этапы строительства, начиная с выхода подрядчика на площадку и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, — рассказывает глава Мосгосстройнадзора Валентин Пахомов. — И инспекторов, контролирующих строительство в Москве, уже стало больше на 40 человек (по сравнению с 2012 годом): за счет присоединения новых территорий увеличилось и число контролируемых объектов. Планируется, что в 2015 году Центр экспертиз начнет проводить новые испытания и исследования на стройках Москвы . Строительные материалы будут проверяться на теплопроводность, а построенные здания — на звукоизоляцию. На всех стройплощадках будут брать анализы воды и воздуха, замеры вибрации и шумов. Всего в 2014 году центр обещает провести 12 тысяч испытаний, измерений и исследований.
Вопрос лишь один: а все ли эти заявленные объекты будут построены?
Войны под мэрским ковром
Но в мэрии Москвы, оказывается, идут некие войны за строительные объекты. Буквально на днях, заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин заявил, что строительство доступного жилья в Москве …допустить нельзя.
-Строительство доступного жилья в городе нельзя допускать стратегически, – заявил чиновник. И аргументировал свои слова двумя основными тезисами: если жильё будет доступным, то в город могут приехать ещё несколько миллионов человек. Далее — 12 миллионов москвичей не готовы потерять в стоимости своей недвижимости, свою капитализацию.
Марат Хуснуллин вступил в прямую полемику с правительством России, которое после Указа президента № 651 – о создании Совета по жилищной политике и повышению доступности жилья.
После этого указа вышел целый ряд законопроектов, направленных на массовое строительство доступного жилья. Среди этих проектов : введение «голландских аукционов», призванное снизить стоимость квадратного метра; программа продажи нуждающимся людям квартир по цене на 20% ниже рыночной; создание налоговых барьеров на пути реализации «инвестиционных» квартир; создание системы некоммерческого найма жилья.
Мэр Москвы отреагировал на заявления Хуснуллина очень резко. Он посоветовал ему подать в отставку!
Обновленный вариант программы «Жилище»
Кстати, с приходом Сергея Собянина в столице два года не давали зеленый свет новым проектам. Поэтому ничего не оставалось, как достраивать начатое. В 2014 году в Москве собираются возвести 3,5 млн. кв. м не самого дорогого жилья. К слову, в последние годы в Старой Москве была приостановлена выдача ГПЗУ (градостроительный план земельного участка), и новых проектов рынок практически не видел. Все, что реализуется, было одобрено еще при Юрии Лужкове. Квартиры экономкласса разобрали еще на стадии котлована. И поэтому больше 90% объектов сегодня – это бизнес-класс на высокой стадии готовности. Средний уровень цен по городу без учета присоединенных земель, по информации аналитического агентства IRN.ru, составляет 160–170 тыс. рублей за 1 кв. м.
Но более 90% жилья, строящегося за счет московского бюджета, в ближайшие три года планируется отдавать переселенцам из хрущоб, а других нуждающихся обеспечивать квадратными метрами по остаточному принципу. В частности, для очередников в 2014 году город построит только 17,9 тысячи кв. м, что соответствует площади одного многоквартирного дома, а размер денежных субсидий, выделяемых на приобретение жилья на рынке, сократится вдвое — до 5 млрд. рублей.
Обновленный вариант программы «Жилище» не оставляет сомнений: власти готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы за три года завершить программу сноса пятиэтажек, начатую в 1999 году.
До сих пор на карте города остается 312 домов сносимых серий (II-32, K-7, 1605-АМ, II-07 и 1-МГ-300). Почти 70% этого объема сосредоточено на территориях трех округов: ЗАО (93 дома), СВАО (77) и САО (43).
В ходе избирательной кампании Сергей Собянин заявил, что с пятиэтажками будет покончено до конца 2016 года.
Всего в 2014-2016 годах в Москве планируется построить 1,78 млн. кв. м муниципального жилья. Ранее построенные квадратные метры предполагалось поделить между переселенцами из пятиэтажек и очередниками в соотношении 1,4 млн. кв. м и 400 тысяч кв. м. Однако оказалось, что этого объема не хватит на завершение «сносной» программы в заявленные сроки. В новом варианте программы «Жилище» переселенцам планируется отдать уже 1,65 млн. кв. м, или более 90% всех муниципальных новостроек.
В 2014 году жители хрущоб получат (но это пока тоже обещание) 622 тысячи кв. м из 649 тысяч кв. м, запланированных к строительству за счет горбюджета. В 2015 году — 488 тысяч кв. м из 543,4 тысячи кв. м, а в 2016-м — 527,3 тысячи кв. м из 587,2 тысячи кв. м.
Но сегодня падают не только объемы строительства, но и сокращаются субсидии, которые город выделяет очередникам на приобретение жилья на открытом рынке.
Поэтому и вопрос с переселением из хрущоб пока остается открытым!
Мария Зайцева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале