Россия вошла в число стран «слабого правоприменения»
Организация Transparency International выпустила доклад о выполнении требований Конвенции ОЭСР от 1997 г. по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
Наша страна ратифицировала Конвенцию больше года назад, 13 февраля 2012 года, и в российское законодательство уже внесен ряд изменений. Как рассказал юрист Центра «ТИ-Р» Денис Примаков, задачей исследования Transparency International было посмотреть, как в разных странах выполняются требования этого важного международного документа.
Все страны разделены на четыре группы. В первую входят четыре страны с наилучшим уровнем правоприменения – США, Великобритания, Германия и Швейцария. США и Великобритания выступали инициаторами создания международного механизма, который бы препятствовал неконкурентному заключению контрактов при помощи подкупов. Германия же и Швейцария исторически славятся повышенной ответственностью и прозрачностью административных процедур.
Во вторую группу попали страны с умеренным уровнем правоприменения. В докладе признается, что Италия, Австралия, Австрия и Финляндия принимают недостаточно усилий по выполнению требований Конвенции.
В третью группу «ограниченного правоприменения» входят десять стран. Это государства с разным уровнем политической стабильности (Венгрия и Норвегия), с различным уровнем экономического развития (Болгария и Дания), с различными формами государственного устройства (Канада, Аргентина, Швеция) и месторасположением (Португалия и ЮАР).
В последнюю группу «слабого правоприменения» включены двадцать стран: Россия, Япония, Нидерланды, Корея, Бельгия, Турция, Словения, Греция, Словения, Новая Зеландия, Израиль, Южная Корея, Чили и Бразилия. Что объединяет такие разные страны? Нет сомнений в том, что в Испании и Нидерландах на сегодняшний день существуют демократические режимы. С большой долей уверенности можно утверждать, что Турция, Израиль или Россия демонстрирует определенные элементы политической нестабильности.
Методология анализа построена, в том числе, на анализе связанных с применением Конвенции дел за период с 2009 по 2012 г.
В 2012 г. в США было инициировано 24 дела, во Франции (из третьей группы) было инициировано всего два дела, а в Эстонии и Греции (из четвертой) — ни одного. Оценка также включала следующие критерии: адекватность правового регулирования; качество правоприменения; доступ к информации о делах; уровень работы по усовершенствованию законодательства и правоприменения в этой области.
По мнению организации, двадцать стран практически ничего не делают, чтобы отслеживать коммерческий подкуп зарубежных публичных лиц. 23 государства не предусматривают уголовного преследования за подкуп иностранных должностных лиц в своем законодательстве.
На их фоне Россия выглядит не так плохо: у нас, по крайней мере, приняты изменения в законодательстве. Однако положительные моменты нивелируются практически полным отсутствием системы защиты заявителей о коррупции, а также неполной информационной открытостью по делам такого рода. Вопросы возникают и к расследованиям по этим делам. Например, что слышно по делу Daimler? А про коррупционные сделки Abolone Investments Ltd., которая была специально создана Россией для легализации денег, направленных на погашение долга Анголы, у нас вообще мало кто слышал.
Читайте также:
Transparency: Россия — в группе коррупционного риска в «оборонке»
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале