Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Под защитой

В аппарат Бориса Титова, уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России, поступают тысячи обращений от «обиженных» бизнесменов. Если быть точными, свыше 4 тысяч — это всего за год существования института по защите прав коммерческой деятельности в стране (существует с осени 2012 г.). На встрече с членами Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Борис Титов рассказал об особенностях работы возглавляемой им организации:

«Первая необычность состоит в том, что, наверное, это самый общественный из всех институтов страны. Мы с самого начала не могли бы существовать, если бы не было поддержки общественности, — пояснил Титов, — аппарат сегодня состоит из 30 человек. Работа его обеспечивается Общественной палатой РФ. Все деньги мы получаем оттуда, и тесно с ними взаимодействуем».

Помимо этого в каждом регионе большой страны есть свой омбудсмен, утвержденный муниципальными властями, и, конечно, центральным корпусом института защиты прав предпринимательства. Правда, большинство из них пока работает на общественных началах, не приняты в отношении них законодательные акты. Всего таких «миротворцев» 67.

Обратиться к ним за помощью можно в том числе и в электронном виде на сайте уполномоченного при президенте Бориса Титова. Что касается характера большинства уже поступивших обращений, то они напрямую связаны с уголовным преследованием бизнесменов — более 30% просьб о помощи. Потому институт наращивает мощь юридического отдела. Уже в компаньонах — 40 юридических компаний, как русских, так и зарубежных. Уголовное преследование предпринимателей, действительно, настоящая головная боль, резюмирует омбудсмен.

«Здесь мы натыкаемся на системную проблему, которая есть в России. Уголовное преследование используют часто в конкурентной борьбе, часто в коррупционных схемах, это самый эффективный способ отбирать бизнес или брать взятки. Уголовное дело легко открывается и очень тяжело от него избавиться», — говорит Борис Титов.

Из тысячного потока заявлений о помощи в ситуации уголовного преследования удалось помочь только 20 бизнесменам. В общем и целом, силами сотрудников института получается разрешить чуть более 10% поступивших проблем. Именно что помогать здесь умеют, есть много рычагов. Так, рассказал Борис Титов, в их силах: обратиться в любое ведомство, в том числе — к президенту; ходить в суд в качестве третьей стороны, то есть активных участников процесса; участвовать в проверках, тем самым контролировать работу надзорных органов и, конечно, выступать с конструктивными предложениями по развитию бизнеса к законодательной власти.

«Системные предложения, которые были реализованы: снижение страховых взносов для малых предприятий. Когда мы обратили внимание президента на эту проблему, ею хоть как-то начали заниматься. Хотя мы за этот год потеряли больше полумиллиона индивидуальных предпринимателей в стране», — сетует Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Но, конечно, самое известное и обсуждаемое общественностью предложение — это амнистия. Освобождены уже 1021 человек. В тюрьмах остается 13 600 осужденных, но, помимо них, всего по экономическим статьям проходит свыше 100 тысяч предпринимателей (без лишения свободы; на которых заведена статья, но еще нет приговора или те, кто уже отсидел, но судимость не снята). Потому и говорят, что под амнистию могут попасть несколько десятков тысяч бизнесменов, но на деле освободится от шлейфа прошлого проступка не больше 10 тысяч. Тому ряд причин — «разложил все по полочкам» Борис Титов:

«Амнистия принята в той форме, которая сразу поставила несколько ограничений, не все статьи попали. Туда не попала самая главная статья, по которой больше всего осужденных, это 159 УК РФ «Мошенничество». Из общего количества людей, которые сидели по экономическим статьям, — примерно 70% по этой статье».

Второе ограничение — послабление действует только для тех, кто впервые осужден. Таких более 60%. И третье, без чего выйти из тюрьмы или освободиться от судимости не получится, — компенсация ущерба. Нужно выплатить деньги, если тебя на то обязал суд. Именно поэтому круг из сотни тысяч сужается всего до десятка тысяч амнистированных.

Амнистия — мера благая, но одной ею положение не спасти от коррумпированности. Ведь, если одних освобождают, на других заходят дело. Без ложной скромности в 2012 году открыто 150 тысяч уголовных дел по экономическим статьям. 30 тысяч попало в суд, вынесен приговор — 5 тысяч. Со 115 — видимо, и придется работать, в том числе, аппарату уполномоченного по защите прав предпринимателей. А помогать, как признался Борис Титов, крайне сложно:

«Доказать правоохранительным структурам, что они не правы, с нашим законодательством и нежеланием этого понимать, тяжело. Мы сталкиваемся с проблемой коррупционной, но еще чаще нам противостоит идеологическое сопротивление, потому что все считают, что бизнес — это жулики. Все из-за того, что у нас нецивилизованная бизнес-среда».

В этом отношении лучше живется в России не нашим согражданам- предпринимателям, а бизнесменам-иностранцам. Из 4 тысяч обращений — от силы 50 от них, и не с уголовным преследованием. Почему так? Борис Титов высказал свое предположение : мол, наши с них «боятся вымогать взятки, и иностранцы имеют больше выходов через иные защитные институты».

Криминал — проблема сложная, но в бизнес-среде не менее знаковый барьер — это административные проволочки. Ведь не стоит упускать из вида, что 70% обращений -административного характера. В основном, они от предпринимателей малого бизнеса. Главные проблемы в прозрачности и эффективности их коммерции — торговые площади и налоги. Здесь планируют разбираться с нормативно-законодательной базой, против которой выступать сложно, но можно. Так, Уполномоченный при президенте России по защите предпринимательства совсем скоро должен получить право изымать законодательные решения на муниципальном уровне. Прошение на такого рода полномочие — уже в Совете Федерации на рассмотрении.

Юлия Берлетова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале