«Санитарка» осталась без крыльев
Будет ли принята программа «Санитарная авиация России»
Сегодня в России санитарная авиация остается самой заброшенной сферой в спасении человека в экстремальных условиях. Санитарная авиация в большинстве субъектов РФ не имеет ни штатных образований, ни техники. Центры Медицины катастроф сегодня есть только в Алтайском, Хабаровском и Пермском краях, Свердловской, Тюменской и Иркутской областях.
Конечно, в России есть частные воздушные компании. И у них есть самолетики с красными крестами на фюзеляже. Но они могут использовать (и используют) и неподготовленные самолеты, и персонал, неопытный в аэромедицинской транспортировке.
Что же делать? Возвращать государственную санитарную службу с крылышками! Она нужна для решения благородных целей, тем более, что Россия собирается осваивать Арктику.
В Основах государственной политики РФ в Арктике ставится задача – до 2020 года обеспечить доступность и качество медицинского обслуживания всем, кто проживает в Арктической зоне РФ. Выходит, именно санитарная авиация приобретает стратегическое значение в связи и с активизацией перевозок по Северному морскому пути, и с освоением месторождений российского континентального шельфа.
Министр МЧС (уже бывший) Сергей Шойгу на Всероссийском учебно-методический сборе МЧС в Курске, еще в сентябре 2009 года высказался за необходимость восстановления санитарной авиации:
— Мы должны восстанавливать санитарную авиацию, которая была в СССР, — подчеркнул Шойгу, — тогда использовались самолет Ан-2 и вертолет Ми-2.Сегодня таких машин нет. А что у нас вообще есть?
Геликоптер в роли реанимобиля
На одном из заседаний Общественной палаты известный детский доктор Леонид Рошаль заявил, что стране крайне необходима федеральная целевая программа «Санитарная авиация России».
— Нужно по всей России развивать санитарную авиацию, которую мы фактически потеряли, — убежден доктор Рошаль. — У МЧС есть специализированные самолеты, но очень большие. Их не всегда можно использовать. А на рейсовых самолетах летать с больными, но не разрешается брать с собой кислородные баллоны. Нам приходится хитрить, делать маленькие баллончики… Так мы доставляли пострадавших из Египта и Турции. Мне кажется, в нашей огромной стране должна быть государственная программа развития санитарной авиации. Например, в небольшой Швейцарии эта проблема решена.
— Россия остается единственной из развитых стран, где для оказания помощи пострадавшим в ДТП не задействуются геликоптеры, — заявил заместитель директора Российского центра медицины аварий «Защита» Леонид Борисенко. — Для этого надо создавать вертолетные площадки около лечебных учреждений (в крупных городах), развивать систему авиаэвакуации. И геликоптер может исполнять функции реанимобилей. Применение геликоптеров сможет сократить время прибытия врачей к месту ДТП с 40 минут до 10-15 минут. Но для этого нужно готовить кадры среди медиков. Необходимо принимать вердикт для развития авиации вдоль федеральных трасс, для привлечения авиационных технологий для доставки пострадавших в клиники.
Но кроме Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска, есть так называемые «окраины» России, где нет дорог, где необозримые просторы. И туда может прилететь только машина с красным крестом на фюзеляже.
» Наш ответ Чемберлену»
А как хорошо все начиналось в санитарной авиации почти 90 лет назад!
Именно тогда в КБ г. завода «Укрвоздухпуть» ( г. Харьков) построили самолет (конструктор Константин Калинин) « К-3» . Этой машине и суждено было стать первой в истории отечественной авиации воздушной «скорой помощью». «Санитарка» — так ласково окрестили машину конструкторы — строилась по заказу Российского Общества Красного Креста. Требования к самолету предъявляли самые жесткие.
Просторная кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса. Врач располагался в ногах больного на удобном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с медикаментами и баллон с воздухом.
В начале декабря 1927 года «Санитарка», установленная на лыжи, из Харькова прибыла в Москву. На Центральном аэродроме самолет совершил несколько полетов, продемонстрировав легкий взлет и посадку, устойчивость и управляемость в полете. Особое восхищение вызывал санитарный отсек.
«Самолет К-3»,- писал журнал «Авиация и химия»,- является большой победой советской авиационной техники».
Высокие качества машины подтвердили государственные испытания в НИИ ВВС. «К-3» с полной нагрузкой развил среднюю скорость полета свыше 150 км/ч.
4 марта 1928 года «К-3» в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» был торжественно передан представителям Воздушного Флота. Самолету присвоили звание «РОКК-1».
Со временем в «К-3» обнаружились недоработки: были плохо уплотнены окна. И очень неудобной была конструкция люка для погрузки больных. Конструкторы перекомпоновали санитарную кабину: люк расположили с правого борта, сиденье врача переместили к изголовью носилок, улучшили обогрев кабины.
Вместо «немца» — М-6
В апреле 1928 года стало известно, что Харьковскому заводу поручается подготовить санитарный самолет для демонстрации на III Международной авиационной выставке в Берлине. Москва поставила конструктору Калинину условие: машину необходимо изготовить из отечественных материалов. Вместо немецкого двигателя BMW-IV установили новый советский мотор М-6 в 300 л.с. Так появился «К-4».
Выставка открылась 8 октября. В советском павильоне свои экспозиции демонстрировали ЦАГИ, Авиатрест, Дерулюфт, Добролет и Укрвоздухпуть. Жюри выставки удостоило «К-4» золотой медали.
Санитарные «К-4» широко использовались в СССР. Нашли они и боевое применение. Во время советско-финской войны «К-4» участвовали в эвакуации раненых с Карельского перешейка. Полеты проходили при минимальной видимости и сильных морозах, порой они доходили до — 45С. Но «К-4» работали надежно. Потом на смену им пришли другие самолеты.
Выходит, у нас несколько десятилетий была мощнейшая санитарная авиация. Но сегодня она разрушена.
Делим на два
Проблему организации медицинской помощи с применением санитарной авиации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях недавно рассматривали на заседании Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации. Комитет предложил пересмотреть действующее распределение полномочий РФ и ее субъектов в вопросах организации оказания санитарно-авиационной медпомощи.
Санитарно-авиационную медицинскую помощь предлагается разделить на 2 направления: экстренную медицинскую помощь с применением авиации в труднодоступных и отдаленных районах срочной помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и иных состояниях и заболеваниях. И санитарные мероприятия, с применением авиации для плановых перевозок больных, доставки медицинского персонала и доставки медицинских грузов.
Но по большому счету, пока делить нечего: санитарная авиация во многих регионах России приказала долго жить.
Из досье ПАСМИ
В 1968 году ( 45 лет назад) в СССР насчитывалось 164 отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных, краевых и республиканских больниц, располагающих хорошо оборудованными самолетами и вертолетами, а также высокопрофессиональными кадрами.
Про ковшовые носилки и вакуумный матрас
Те самолетики, которые сегодня вылетают к больному, зачастую не оборудованы даже самым необходимым. А «начинка» в санитарном воздушном судне должна быть значительной.
— Оборудование должно быть легким, компактным, ударо-, вибро- и влагоустойчивым и иметь автономный источник питания, — рассказывает врач-реаниматолог Сергей Мироненко. — Для перевозки реанимационных больных на борту должен быть аппарат ИВЛ (искусственная вентиляция легких ), кардиомонитор, шприцевые насосы, дефибриллятор с кардиостимулятором, ковшовые носилки, спинальная доска, вакуумный матрас, акъя (спасательные носилки ).
А что есть в наших самолетах, в тех, кто занимается некоммерческими медицинскими вылетами?
Вот, к примеру, чем укомплектованы самолеты санавиации Забайкальского края? Аппаратура в большей части изношена. Отсутствуют источники кислорода, а это оборудование необходимо, так как большинство транспортируемых пациентов кислородозависимы. Невозможно проведение акушерско-гинекологического и хирургического вмешательства, так как практически полностью отсутствует и эта аппаратура.
Как же мы оказались в таком «средневековье»? И как тут не вспомнить авиационный парк господина Абрамовича?
Котлас: взлет разрешаю
Но давайте посмотрим, как обстоят дела в тех регионах, где санитарную авиацию сумели сохранить?
В Архангельской области 56% больных эвакуируется в клинику авиатранспортом. Эвакуация пострадавших через авиаперевозки является основным средством спасения людей.
Санитарная авиация еще в 1955 году вошла в состав Архангельской областной клинической больницы и стала ее отделением. Сегодня в отделении работает 21 бортврач. Сформированы и находятся в режиме постоянной готовности 4 специализированные бригады.
Есть филиал отделения санитарной авиации при Котласской центральной клинической больнице. В год выполняется до 450 вылетов.
Центры медицины катастроф в Карелии действуют почти 10 лет год. На вооружении — современное медицинское оборудование и коллектив специалистов высокой квалификации. Пациентов из районов в особых случаях доставляют именно на вертолётах.
Значит, не во всех регионах «Санитарка» умерла.
Красноярский край: бортовые лошади и собственный авиапарк
Красноярским врачам можно только позавидовать: такого авиапарка — по численности самолетов и их оснащенности — нет больше нигде в России. Оборудование, установленное на авиабортах, позволяет делать экстренные операции, проводить реанимационные мероприятия, поддерживать искусственную вентиляцию легких. На вылеты санитарных авиарейсов отправляются врачи всех специальностей. Это реаниматологи, нейрохирурги, перинатологи, кардиологи.
В Красноярском крае санитарная авиация существует с 1939 года. Но долгое время это была абсолютно самостоятельная служба и в состав каких-либо медицинских учреждений не входила. В авиарейсы вместе с медиками в то время отправлялись бортовые лошади — чтобы затем на санях дотащить пациента до самолета.
Сегодня авиаперевозчики, с которыми сотрудничает больница, стараются создать максимально комфортные условия для медиков, и для больных. У отделения есть собственная диспетчерская служба. И недавно появилась и своя взлетная площадка, прямо на территории краевой больницы. В распоряжении отделения — разнообразный воздушный транспорт: 12 вертолетов Ми-8, 4 вертолета Robinson-44 и Eurocopter, 2 американских легкомоторных самолета Cessna-208B. В отдаленные северные территории летают Ан-24, Ту-134, Як-42. И есть совсем новенький реактивный самолет Hawker 700, который может транспортировать больных на дальние расстояния до 4 тыс. км.
Красноярским медикам приходилось совершать вылеты на морские суда в Северном Ледовитом океане. Недавно летали по вызову на атомный ледокол «Ямал». У одного из механиков случился инсульт. Успели вовремя!
Факт
Только в этом году красноярские медики оказали помощь почти 3 тыс. пациентов.
Из досье ПАСМИ ( есть только на бумаге)
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 августа 2011 г. № 931 «О рабочей группе по проблемам санитарной авиации в Российской Федерации»
Приказываю:
1. Создать рабочую группу по проблемам санитарной авиации в Российской Федерации.
2. Утвердить:
Положение о Рабочей группе согласно приложению № 1;
состав Рабочей группы согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову
Министр
Т. Голикова
Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 15 августа 2011 г. № 931
Югра: спутниковая связь
В богатом Ханты-Мансийском автономном округе — Югре организация санитарно-авиационной скорой медицинской помощи населению возложена на Центр медицины катастроф. В отделениях и филиалах санитарной авиации в режиме круглосуточного дежурства находятся многопрофильные аэромобильные бригады специализированной медицинской помощи. В своем распоряжении они имеют автомобильный транспорт, вертолет, экипаж которого также находится в круглосуточном дежурстве, соответствующее медицинское оборудование для искусственной вентиляции легких, мониторного наблюдения и запас кислорода. Есть даже современные средства спутниковой связи, которые позволяют в любой точке округа связаться с «узким» специалистом.
Если бы о здоровье нации так пеклись и в других регионах, мы бы не теряли в год около 1 млн. своих соотечественников.
Не будем забывать и о том, что потребность в санитарной авиации значительно возрастает и в связи с задачей превращения Арктики в ресурсную базу России XXI века. Это задача государственной важности.
Лев Жуков
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале