Росфиннадзор отчитался
Неоформленное, сокрытое, украденное и зачастую, как оказалось, «недорастраченное» — именно с такого рода финансовыми потоками работают специалисты федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Главное в их работе, пояснил его руководитель Александр Смирнов, на встрече с журналистами в пресс-центре РБК, — это выявление нарушений в оформлении и ведении финансовой отчётности, контроль целевого использования бюджетных денежных средств. Три основных сегмента: проверка расходования бюджетных исчислений, валютный контроль и оценка качества аудиторской деятельности.
«Мы взаимодействуем со многими органами, но пересекаемся с единственным — Счётная палата. Согласно последней редакции бюджетного кодекса, которая увидела свет в конце июля текущего года, Счётная палата представляет из себя орган внешнего финансового контроля, то есть парламентского контроля за бюджетом, наша служба представляет из себя орган внутреннего государственного финансового контроля, который находится в руках у правительства и Министерства финансов для того, чтобы заниматься тем же самым, чем занимается Счётная палата для парламента», — разъяснил тонкости межведомственных отношений Александр Смирнов.
За рублём уж точно глаз да глаз. Контроль за финансовыми потоками осуществляют сотрудники 78 региональных подразделений ведомства. В общей сложности, они совершают до нескольких десятков тысяч проверок в год. В 2012 – 16 тысяч, за первое полугодие текущего года – 7 тыс 800 инспекций. Они и обязательного характера, то есть задания из центра, федеральные, и планируемые региональными комитетами и, конечно, внеплановые. Правда, их процентная доля из общего числа совсем небольшая, всего 2-3 %. Потому, как не крути, но больше 2 раз в год Финнадзор проверят не в праве.
Доминантное положение по нарушениям — в ведении бухгалтерского учёта, а также беспорядок в госзакупках. Если ближе к цифрам, то, в первую очередь, о всем небезынтересной бюджетной сфере. Здесь в 2012 году выявлено ошибок на сумму 750 млрд рублей. С начала этого года проверено средств общим объёмом — 2 трлн 785 млн рублей. На какую сумму потянут нарушения — пока говорит рано.
Что самое прискорбно-плачевное, так это наказание за разного рода нарушения. Штрафные санкции варьируются всего от 2 до 4 тысяч рублей. Так, в прошлом год, такими методами возвращения средств в госказну, удалось собрать только лишь 12 млн. рублей, что это, по сравнению со множеством сокрытых схем расхода бюджетных средств? Хорошо хотя бы уже то, подчеркнул Александр Смирнов, что «прибыло» в их распоряжение больше новых составов административных наказаний.
«Если вы посмотрите на последнюю редакцию бюджетного кодекса, 252 ФЗ, вышедший в июле текущего года, вы увидите там, что впервые за много лет у нас в этом законе появилось 15 новых составов административных наказаний, которые приведены в кодексе административных правонарушений, в КОАПе, среди них есть наказание и за нарушение сметной дисциплины, чего раньше не было, и за нарушение невыполнения бюджетных обязательств, за их превышение, несоответствие тем объёмам, которые были предусмотрены в бюджете».
А вот что касается передачи тех или иных раскрытых фактов в прокуратуру, с дальнейшим попаданием в суд, то здесь сложнее. На деле, не так много нарушений имеют поучительные продолжения. Так, из общего числа переданных в прокуратуру историй, в первом полугодии 2013-ого, в суд передано 32 дела, вынесено только 2 приговора.
Интересным является пояснение самого главного понятия финансового потока в государстве — «нецелевое» расходование бюджетных денежных средств. Оказывается, это значит не только то, что купили не в общее пользование и не по смете, но ещё, как ни странно, именно «недорасходование» средств. И это тоже нарушение. Таких примеров масса:
«Были проблемы с фондом кино. Получив серьезные деньги, очевидно, организация не была готова сразу их потратить, они эти деньги положили на депозит. Зачем тогда вы просили столько денег, если вам они были не нужны? И это было нарушение, из-за этого прежний директор ушёл».
По всему этому, работы много, а сотрудников всё меньше и меньше — текучка кадров. Говоря, о масштабах регулярных проверок надзорного органа, Андрей Смирнов подробно остановился на особенностях кадрового потенциала ведомства. Так, штатная численность сотрудников уменьшилась на 27 %, в особенности в территориальных управлениях.
И напоследок Александр Смирнов пообещал, что вся статистическая база по результатам работы ведомства будут в скором времени выложена в Интернет, на официальной странице ведомства.
Юлия Берлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале