Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Градозащитники требуют отставки главы Мосгорнаследия

05.09.2013 / 20:29 Новости

DSC03259Активисты по защите исторического архитектурного наследия Москвы требуют отставки главы Мосгорнаследия Александра Кибовского. По их мнению, именно по причине его попустительства были уничтожены десятки ценных строений. В четверг коалиция «В защиту Москвы» и ряд градозащитников провели встречу с журналистами и рассказали о том, как нелегко даются битвы за памятники архитектуры.

Летом 2013 года началась вакханалия, рассказывает инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александра Андреева. Сергей Собянин стал мэром Москвы в 2010 году: с того момента и до 2012 года было снесено 18 домов, которые когда-то были исторической частью города. Еще восемнадцать было уничтожено в текущем году, пятнадцать из которых закрыли на «реконструкцию» только за это лето. И речь идет о сносе только тех памятников архитектуры, которые удалось обнаружить ВООПиК и коалиции «В защиту Москвы». «Только когда градозащитники приходят на строительные площадки и останавливают разрушение своими телами — только тогда все становится известно общественности и правительство останавливают демонтаж», — говорит координатор коалиции «В защиту Москвы» Андрей Новичков.

 Ампирный дом XIX века

YE9tLk2OPVk

Этот домик был редким образцом малоэтажной застройки Москвы после пожара 1812 года, и его удалось отстоять в феврале прошлого года. Ампирный дом находился по адресу: Чистый переулок, дом 9, строение 1, и сегодня от него остался лишь один фасад. Однако, в мае этого года демонтаж все же начали, к июлю же работы практически завершили. На его месте планируется построить трехэтажный комплекс, который в итоге должен стать музыкальной школой. «Данный снос был согласован со сносной комиссией, — рассказывает Андрей Новичков, — власти называют это реконструкцией, мы же считаем это сносом». Это изощренное издевательство, считает Александра Андреева, что на месте снесенного дома строят музыкальную школу. «Только в воспаленном мозгу могла появиться мысль снести здание 19 века, и вместо него строить что-то современное для музыкальной школы, при очевидной невозможности приблизиться к той акустике, на которую были способны здания того времени».

 

Усадьба Яковлевых XIX века

pic_e154d9e8790b3a102712e8dbd4131820

Купеческая усадьба Яковлевых была построена в первой половине XIX века. Ее главное здание расположено по адресу: Пятницкая улица, дом 58, строение 1. По данным градозащитников, усадьба является ценным градообразующим объектом, последний раз ее реставрировали в 2010 году. Сейчас же на месте усадьбы планируется построить жилой дом — заказчиком работ, по данным организации, является компания «Сона Венчурс». «Нам пришлось довести дело до прямого противостояния — мы врывались на строительные площадке и останавливали работы силой, — рассказывает Андрей Новичков, — были и драки, и, как бы это ужасно не казалось, только таким способом удается остановить разрушение памятников архитектуры». При этом, как отмечают градозащитники, данный снос не был согласован с властями, этот дом не проходил градостроительную комиссию, но когда активисты пришли к дому — он уже был разрушен до фасадной стены. Между тем, разрешение имелось только на ремонт того же фасада. Так, из одноэтажного дома с мезонином пытались построить трехэтажный дом.

«Здесь застройщик пошел на откровенный подлог документов, что происходит сплошь и рядом», — говорит Александра Андреева. Здание было одноэтажным, застройщик в департаменте культурного наследия принес документ на ремонт фасада, и в нем он указал площадь в полтора раза больше, чем она есть на самом деле. Департамент под руководством Кибовского все это согласовывал, вместо того, чтобы отправить документы на доработку. Дальше застройщик поставил глухой фальшфасад (обычно это натянутая ткань — для ремонта фасада этого достаточно), там же построили практически трехэтажную стену, которая отгораживала стройку от улицы. «Они рассчитывали, что сначала никто не заметит, а потом новый двухэтажный дом будет соответствовать документам, — говорит Андреева, — и только потому что ребята полезли под бульдозер, этот ад удалось остановить». За незаконную установку фасада застройщика оштрафовали на 700 тысяч рублей, что, по мнению Андреевой, «семечки для строительного бизнеса».

 

Дом Прошиных начала XX века

original

Доходный дом Прошиных был построен в 1905 году по проекту Павла Заруцкого. На тот момент выполненное в стиле модерн пятиэтажное здание было самым вместительным подобным заведением в Москве. После революции дом отдали под коммунальные квартиры. В 1970-х годах здание отреставрировали, а с 1990-х годов в нем располагались офисы. На его снос документов не было никаких, утверждает Александра Андреева. «Это заявленный объект культурного наследия, он находится под охраной ФЗ 73, — говорит активистка, — владелец здания, искренне глядя в глаза, заявил тем, кто останавливал снос: «Так это же мое! Что хочу, то и делаю». И это не первый раз, владельцы подобных домов абсолютно искренне считают, что они имеют на это право». Кроме того, говорит Андрей Новичков, для того, чтобы построить подземный паркинг, они снесли весь дом. «После выборов работы планирует возобновить, — говорит Новичков, — мы же будем бороться и дальше за него».

 

 Особняк архитектора Соколова XIX век

XtBaxb3wzD8

 Это был красивый одноэтажный особняк с садиком внутри двора, построенный в 1884 году архитектором Соколовым. Деревянный, с кирпичными деталями, особняк на Электрическом переулке украшен лепкой в виде циркуля, линейки и пера, что указывало на профессию владельца. Сейчас рабочие уничтожили часть заднего и главного фасадов, заказчиком являлся ЗАО «Инвестиционная компания «Приоритет». На месте снесенного одноэтажного особняка запланировано строительство многофункционального комплекса с гостиничными апартаментами общей площадью 6330 кв.м с подземной автостоянкой. «Заказчик не стал тратить время ни на документы, ни заседания сносных комиссий, он просто пригнал технику и начал его сносить, — рассказывает Новичков, — муниципальный депутат Елена Ткач дважды пресекла это действие, и здание вынесли на заседание сносной комиссии, там решили, что здание все равно уже утрачено, и его можно снести». Обсуждение сносной комиссии особняка на Электрическом переулке, рассказывает Александра Андреева, началось так: встает господин Кибовский и говорит: «Домик конечно симпатичный, в принципе, но он же почти развалился, так давайте его снесем и построим на его месте такую замечательную восьмиэтажную гостиницу из стекла и бетона». «Представьте себе соотношение: одноэтажный дом и восьмиэтажный стеклянный бред», — возмущается Андреева. На этом заседании присутствовали и Новичков, и Андреева, тогда, по их словам, комиссия решила отложить решение, но на следующий день в СМИ появились сообщения о том, что дом сносят. «Когда я позвонила в пресс-службу департамента, у них началась резкая амнезия , и они попросили дождаться официального пресс-релиза на сайте, — рассказывает Андреева, — им не удалось продолжить застройку только потому,что мы присутствовали на комиссии, и у нас были видеозаписи их выступлений, которые мы распространили в интернете».

Андрей Новичков: Мы составили список потерянных памятников архитектуры за последние три года. Этот список ужасен, среди них есть памятники федерального значения — с ним в конце августа мы обратились к Сергею Собянину с требованием об отставке главы Мосгорнаследия Александра Кибовского, так как он не справляется со своими обязанностями

«А что делать, — спрашивает Андреева, — вот один список на две страницы, вот второй на две страницы — и они будут всплывать до бесконечности!».

В рамках конференции градозащитники представили вариант своего Закона о защите архитектурного достояния, который бы закрепил все, что построено до 4 ноября 1955 года как историческую ценность. «Мы должны сохранить исторический город», — говорит Андреева. Названная дата связана с выходом приказа Хрущева — именно с него началось типовое строительство в России, так называемые «хрущевки». И это не просто каприз, считают градозащитники, есть понятие национальной идентичности и национально-государственных приоритетов — леса, недра, некие этнические особенности — некий набор того, что определяет идентичность государства, а ее защита включает в себя и сохранение среды. «Каждый дом — это часть среды», — говорят градозащитники. Разрушая памятники архитектуры, теряя исторические кварталы — мы теряем свою национальную идентичность, соответственно, теряем право на независимость.

Аида Байдавлетова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале