Из стагнации будем выходить за счет населения
Президент Владимир Путин признал, что России придется сократить расходы, в том числе и на социальные нужды. Такое заявление глава государства сделал на встрече с преподавателями и студентами Дальневосточного федерального университета. Аргументировал он это тем, что «сейчас мировая экономика припала, и наша за ней присаживается», и правительству придется «где-то подрезать предполагавшиеся ранее расходы». Между тем, по итогами первого полугодия, рост российской экономики замедлился в годовом выражении более чем в три раза, а Министерство экономического развития уже второй раз за год ухудшило прогноз по основным макроэкономическим показателям не только на этот год, но и на ближайшие три. Еще в мае текущего года на «Открытой трибуне» в Государственной думе экс-министр финансов Алексей Кудрин обвинил в стагнации правительство Дмитрия Медведева и партию «Единая Россия». Однако известный российский экономист, предприниматель Андрей Бунич с ним не согласен. К сложившейся ситуации привели прошлые шаги власти, и сегодня есть два варианта развязки: девальвация или урезание социальных расходов. По всей видимости, наша экономическая власть свой выбор сделала.
В какой-то момент у Путина будет развилка, рассказывает Андрей Бунич, к нему придут и скажут, что мы больше мы не можем сдерживать девальвацию, потому что постепенное ослабление приводит в тупик, это ведет к нулевому росту, конкурентоспособность не улучшается, инфляция продолжается, золотовалютные резервы начнут падать. «Они предложат резать расходы», — говорит Бунич, — «но это наша экономическая власть завела нас в тупик, у нас проблема с валютой — она переукреплена, поэтому рубль внутренне не стабилен». И если все будет продолжатся в таком же ритме государству будет крайне сложно выполнять свои обязательства. Тем временем, мы уже 15 лет продолжаем держать рубль и плюс к этому на него давит инфляция — все это выражается очень высокими внутренними ценами. «У нас уже, наверное, скоро цены будут на уровне со Швейцарскими, Норвежскими и Японскими! На уровне с самыми дорогими странами мира!» — говорит эксперт — «Это колоссальный удар по экономике, в этой стране становится все невыгодным».
И не смотря на то, что экономическая теория предлагает варианты того, как исправить ситуацию, наши власти продолжают провоцировать девальвацию рубля. Пока она маленькая и не заметная, это даже скорее небольшое ослабление курса. И они до поры до времени будут идти по этому пути, считает экономист. «Но это полная бессмыслица», — говорит Андрей Бунич, — «они просто по чуть-чуть ослабляют рубль, но это ничего не дает, потому что это тут же компенсируется инфляцией». Цены в той же пропорции растут, в итоге ничего не меняется, а попытка тянуть до последнего заведет нас в стагфляцию.
Андрей Бунич: «Я думал они пойдут на девальвацию сразу после выборов, как в Белоруссии. Там Лукашенко избрался и сразу провел девальвацию, все холостые почистил, всю рентабельность предприятий подправил и начал с нового листа. Белорусы единовременно испытали шок и сейчас ситуация нормализовалась, в ценах все стабилизировалось»
Между тем, последние президентские выборы прошли не так гладко, как того хотелось, и сбросить дисбалансы на пике не получилось. И то, что классический сценарий реализовать не получилось не очень хорошо, считает Бунич. «Он перенес проблему на будущее», — говорит эксперт, — «теперь проводить ее тяжелее по политическим причинам». Потому пока ничего экстраординарного от наших властей можно не ждать считает экономист. Вообще слово «девальвация» чаще всего воспринимается негативно, люди просто боятся ее — принято считать, что тогда обесцениваются сбережения. Однако, как утверждает Бунич, ее можно провести и без этого. «Теоретически можно провернуть вариант, при котором пройдет изменение стоимостных параметров в экономике, но коснется это только хозяйствующих субъектов, практически не затрагивая население», — говорит Андрей Бунич, — «но это тонкая работа, которую те кто сейчас у власти просто не смогут провести».
Когда же нет возможности провести девальвацию валюты, как это было в Прибалтике (не позволил Евросоюз) и в Греции (нет собственной валюты, использует «евро»), предлагают урезать социальные расходы — зарплаты, пенсии, выплаты и т. д. Параметры меняются, но за счет населения. «Конечно, наши либералы придут к Путину именно с этим предложением», — говорит Бунич, — «начать режим жестком экономии, как в Греции, Испании, Италии или в той же Прибалтике». Когда она стояла в очередь в Евросоюз, она в два раза сокращала жизненный уровень населения. «Все сбежали оттуда! невозможно было жить, голодная смерть: цены выше европейских, а зарплаты копеечные», — рассказывает Бунич. Это то, что называется внутренней девальвацией.
Недавно министр финансов Антон Силуанов выступил с шокирующими заявлением — заменить материнский капитал на адресную помощь бедным семьям. Затем, глава Правительства Дмитрий Медведев немного сгладил ситуацию, заявив, что по материнскому капиталу решение не принято. Также, среди статей расходов, которые могут пойти под нож это сокращение бюджетных мест в вузах и индексирование пенсии не два раза в год, а один.
Аида Байдавлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале