Минфин экономит бюджет, усложняя жизнь россиянам
Министерство финансов России подготовило доклад об эффективности расходов федерального бюджета, так, ведомство отметило, что пассажирские перевозки РЖД на дальние расстоянии — убыточны. В этой связи, Минфин предлагает отменить государственные субсидии для железнодорожных перевозок пассажиров на расстояния более, чем 1,5 тысячи километров. Данный документ поступит на стол к президенту Владимиру Путину уже в следующем месяце.
С точки зрения Министерства финансов, считают эксперты, логика понятна — их цель экономия бюджетных средств. Когда подвели итоги прошлого года, выяснилось, что РЖД на дальних перевозках потеряла 18,7 млрд рублей. Выручка же составила 183,9 млрд, при том, что государство субсидировало 30 млрд рублей. На этот год РЖД просила 36,2 миллиарда рублей субсидий на дальние пассажирские перевозки. Пока Минфин соглашался выделить только 14,8. Главный аргумент ведомства — на дальних расстояниях пассажиры в большинстве случаев отдают предпочтение самолетам. Следуя этой логике, министерство полагает, что в случае отмены субсидии, авиалиниями станут пользоваться еще чаще, что приведет к росту конкуренции и спаду стоимости цены на авиабилеты. Тем временем, директор института экономики транспорта и транспортных национальных исследований университета Высшей школы экономики, член Общественной палаты Михаил Блинкин, считает, что даже, если сдвиг в сторону авиации и произойдет, несомненно пострадает сама мобильность россиян. С точки зрения глобальной транспортной политики на национальном уровне решение об аннуляции субсидий решение спорное, считает эксперт. «Средняя мобильность россиянина — это 7 тысяч километров в год», — рассказывает Михаил Блинкин, — «и это считается архаическим типом мобильности, к примеру, в США он в четыре раза больше». Кроме того, утверждает эксперт, плацкартный билет в любом случае выходит дешевле, чем лететь на самолете. «Переключить ж/д поездки на авиацию вещь разумная, вопрос в ценах», — рассказывает Михаил Блинкин, — «Билет в плацкарт из Казани в Москву стоит 700 рублей и никогда авиабилет не будет стоить столько же».
РЖД также жалуется на убыточность пригородного сообщения, на которое в этом году планировалось направить 25 миллиардов рублей из бюджета. Михаил Блинкин, тем временем, отмечает, что в докладе Минфина упоминается, что в том числе и на них субсидии будут урезаны. «В этом документе меня гораздо больше беспокоит вопрос об отмене субсидий на пригородные перевозки», — делится с ПАСМИ эксперт, — «ведь это чревато очень простой вещью — увеличением пробок». Во всем мире поддержка пригородной железной дороги, даже в богатых странах, осуществляется не с целью позаботится о народе. Здесь не идет речи о социальных поддержке, между тем, все богатые и развитые регионы ежегодно субсидируют в пригородные сообщения. «Это делается для того, чтобы спасти города от пробок», — говорит эксперт, — «как только мы переведем электрички на обычные тарифы они должны будут окупать каждую поездку». В итоге, для людей станет дешевле ездить на собственном автомобиле. «Это будет массовый сдвиг», — утверждает Михаил Блинков, — «ведь при том, что у нас страна не слишком богатая, каждый третий пассажир в электричке имеет личный автомобиль». То есть, получается, что мы одной рукой перекручиваем кран железнодорожных перевозок, а другой увеличиваем пробки. И для того, чтобы хоть как-то купировать последствия понадобятся на порядок больше средств, говорит эксперт.
Аида Байдавлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале