Первая леди олимпийской столицы не только вдвое богаче семей Путина и Медведева, но и возглавляет православный приход. Юридический адрес которого – администрация Сочи. Супруга мэра Сочи Анатолия Пахомова не первый год затыкает мужа за пояс по доходам. Так, в 2011 году, гласит официальная декларация, градоначальник заработал скромные 780 тысяч 800 рублей, а его супруга пополнила семейный бюджет сразу на 9,5 миллионов. В прошлом году доходы семьи Пахомовых распределились следующим образом: Анатолий Николаевич принес в домашний бюджет 1,3 миллиона рублей, Елена Николаевна – 10,7 миллионов. Получается, что одна только жена сочинского мэра за 2012 год заработала чуть меньше, чем семьи Путина и Медведева вместе взятые.
Но недавно сочинские блогеры обнаружили новый талант Елены Пахомовой – согласно выписке из ЕГРЮЛ (№ 508877 от 19 августа 2013 года), она является учредителем Свято-Владимирского прихода Сочи. Более того, юридическим адресом прихода указана… улица Советская, 26 – адрес сочинской мэрии.
О том, как супруга градоначальника оказалась во главе прихода и соответствует ли это православной традиции, разбирался журналист «Первого антикоррупционного СМИ». Cогласно информации на официальном сайте Владимирского храма, его строительство началось осенью 2005 года, когда главой Сочи был еще Виктор Колодяжный (ныне руководитель управления Росреестра по Краснодарскому краю). Для его строительства был создан специальный фонд, в который поступило 304 миллиона рублей, из них более 50 миллионов – пожертвования рядовых горожан. Архитектором храма стал Дмитрий Соколов, строительство длилось пять лет. Только на иконостас ушло несколько килограммов сусального золота, закрывающая алтарь перегородка с иконами состоит из сотни отдельных элементов. Освящен храм был в июле 2011 года, уже при мэре Пахомове, кубанским митрополитом Исидором (Кириченко).
Как рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» референт митрополита Исидора архимандрит Трифон (Плотников), «православный мирянин может быть учредителем прихода – абсолютно никаких препятствий к этому нет. В большей части приходов нашей епархии учредители – миряне». Отец Трифон подчеркнул, что в соответствии с действующими требованиями, учредителем прихода являются десять человек, которые могут «делегировать кого-то одного для оформления документов, обращения в юстицию». При этом священнослужитель не видит ничего особенного в том, что одним из учредителей оказалась супруга мэра Сочи – ведь она тоже человек и может быть верующей женщиной.
«Это достаточно общепринятая практика, — рассказали «Первому антикоррупционному СМИ» в пресс-службе администрации Сочи. – Рассуждать о том, что жена мэра в силу того, что возглавляет приход, занимается коммерческой деятельностью… Что за бизнес может быть в храме? Подобного рода измышления несостоятельны и во вторых кощунственны. Потому что бросают тень на Православную Церковь». Там же отметили, что включение Елены Пахомовой в число учредителей прихода подчеркивает статус храма и показывает уважение к первой леди города. Источник в администрации Сочи рассказал «Первому антикоррупционному СМИ», что в свое время Елена Николаевна сделала значимый материальный вклад в приход, поэтому указание ее в учредителях стало ответным жестом.
А вот что думает по этому поводу главный редактор «БлогСочи.ру» Александр Валов, первым рассказавший о супруге Пахомова – учредительнице православного прихода. «Согласно Конституции у нас власть отделена у церкви и подобная аффилированность нарушает принцип светскости местной власти. Тем самым, так или иначе, ущемляется другая часть сочинцев – не православные христиане, просто неверующие» — прокомментировал «Первому антикоррупционному СМИ» блогер. Он также указал, что в самом храме, а не в отдельном помещении, продают свечи и церковную атрибутику. Интересно доходы от свечек входят в задекларированные 10 миллионов? «В лице жены мэра Сочи приход святого Владимира получает своеобразную «крышу» для осуществления торговли» — подытожил Александр Валов.
Представитель альтернативного православия – кандидат богословия игумен Иннокентий (Павлов) считает, что включение высокопоставленных персон в число учредителей прихода не противоречит исторической традиции. «Скажем, до революции, например, члены императорской фамилии, состояли шефами (так их тогда называли) полков и, соответственно, полковых церквей» — пояснил «Первому антикоррупционному СМИ» церковный историк. Вместе с тем отец Иннокентий считает «неконституционным то, что юридическим адресом прихода выступает городская администрация. Все-таки церковь у нас отделена от государства. Впрочем, увы, кому теперь Конституция России указ?».