ФАС дрессирует нефтяников
Конец июля и начало августа принесли нам серьезное повышение цен на бензин, а именно на 1,4%. При том, что сначала года рост цен уже составлял 7,4%. Этой динамикой заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Правда пока нет однозначного ответа, каковы будут их действия: будут ли это предупредительные меры или ФАС будет принимать конкретные решения. Между тем, как сообщает ведомство, они уже отправляли запросы в нефтяные компании с требованием разъяснить ситуацию. По их словам, ответ они получили лишь от двух. Эксперты же утверждают, что август ежегодно становится кульминацией роста цен на топливо и что к осени они сбавят свой оборот. Тем временем, ПАСМИ выяснило, что вызывает ценовую динамику и чем для топливного рынка текущий год отличается от предыдущих.
ФАС и Минэнерго, как правило, реагируют вполне спокойно, если повышение идет на уровне с инфляцией и в соответствии с ростом акцизов. Между тем, подорожание бензина – это уже ежегодная российская традиция, но для того, что происходит сегодня, есть целый пакет причинно-следственных связей. Во-первых, это дефицит топлива на внутреннем рынке. Во-вторых, повышение акцизных ставок. В-третьих, потеря важного импортера. И, наконец, четвертая причина это то, что государство ослабило хватку на нефтяном горле. Мы начнем с последней. «Этот год особенный, так как на протяжении двух лет государство очень сильно удерживало цену и вот с нового года нефтяникам дали возможность свободно вздохнуть и работать», — рассказывает член совета директоров Московского Межригионального Нефтенного Союза Радик Саитов. По его словам, серьезным ценовым барьером также была и предвыборная гонка. Сегодня же цена неумолимо ползет вверх, тем не менее, по экспертным оценкам, пик роста к октябрю закончится. То, что сейчас происходит можно назвать откликом, на повышение оптовых цен: в июне закупили дорогое топливо, соответственно в июле и августе его будут сбывать по высокой цене. «Розница не опустится, конечно, но после того, как ситуация нормализуется, цена будет держаться до конца года», — рассказывает Радик Саитов. С ним согласен и содиректор аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Григорий Бирг: «До конца года можно ожидать повышение цены процентов на 5-7. То есть, на 1 или на 1,5 рубля цены вырастут»
Между тем, сегодня топливный рынок разделен на две части: нефтяные компании и независимые игроки. Примерно 50\50. При этом, условия для работы у них кардинально отличаются, также как и порой розничные цены. Независимые игроки, как и полагается, находятся в более тяжелой ситуации. «Они закупают топливо в опте по высокой цене, а потому и в розницу приходится продавать по завышенной стоимости», — рассказывает Григорий Бирг, — «естественно, это привлекает внимание надзорных органов». А потому у них не получается повышать цену соразмерно оптовой. Тем временем, интегрированные компании сами добывают сырье, у себя же его перерабатывают, затем и продают. На нескольких ступенях создается добавочная стоимость, при этом, никто не отменял уплату акцизов, чья ставка этим летом вновь поднялась. Вообще акцизы являются косвенными налогами, они включаются в цену товара и оплачивается из кармана покупателей. Выплачивается акцизы каждый раз с продажи топлива. Между тем, для разных классов существует разная ставка: чем ниже качество продукта, тем выше стоимость акцизы. Такая разница существует для того, чтобы мотивировать наши нефтяные компании модернизировать производство.
Григорий Бирг: «Это сделано для того, чтобы поощрять нефтяные компании на инвестирование в перерабатывающие активы. Для того, чтобы производимое топливо было более высокого качества. На разнице в активах они могут получить дополнительную выгоду»
Сейчас у нас действует «евростандарт- три» и «евро-4», отмечает Радик Саитов, мы можем видеть также и «евро-5». Получается, что производить экологически чистое топливо экономически выгодно. Между тем, повышение акцизных ставок напрямую связаны с ростом розничных цен. «Если с 1 июля повысились акцизы — это не говорит о том, что это сразу же отразилось на рыночной цене», — объясняет Радик Саитов, — «это происходит либо раньше, либо позже». У ближайших к нам стран, Казахстана и Белоруссии, обстановка совсем иная.
Радик Саитов: «Там цены варьируются они, то дороже, то дешевле. В основном это связанно с тем, что отрасль жестче регулируется государством. К примеру, в Белоруссии везде единая цена на топливо. Также там существуют договоренности, кто, сколько зарабатывает и маржинальность там достаточная для того, чтобы вести хозяйство и при этом зарабатывать»
У нас же маржинальность колеблется: то она высокая, то низкая, то она убыточная и эти качели как раз и беспокоят независимых игроков — им нужна стабильность. Действия ФАС как раз и направлены на то, чтобы стабилизировать обстановку. 2011 и 2012 год – это время антимонопольных дел. «ФАС стимулировало три волны, они штрафовали нефтяников на огромные суммы», — рассказывает Саитов, — «это сделало их гораздо более аккуратными, они согласовывают свои действия, их интересует толкование закона антимонопольной службой». Так, ФАС заставило работать нефтяные компании не только по механизму рыночного ценообразования, где есть только спрос и предложение, но и по нормативно-правовой базе. Между тем, остается проблема дефицита топлива – ее также планируется решать жесткими ограничительными мерами. Рост потребления при незначительном сокращении предложения на внутреннем рынке также сказывается на ценах. По словам Григория Бирга, в России производится недостаточно количество топлива необходимых стандартов, таких как «евро-4» и «евро-5». При этом, мы еще и являемся экспортерами. За рубежом бензин и дизель стоит гораздо дороже, чем в России, а потому даже при экспортной пошлине в 90% мы занимаемся поставкой нефтяных продуктов в другие страны. До недавнего времени это было выгодней, чем продавать их здесь. «Скоро объемы экспортируемого топлива ограничат, соответственно оно придет в Россию и, тем самым, мы избежим глобального дефицита», — объясняет Радик Саитов. Но есть еще одна причина роста цен на топливном рынке.
Радик Саитов: «Большое спасибо белорусам — они поставляли топливо в Россию, тем самым закрывая потребность в нем. Без их помощи кризис мог быть еще сложнее. Между тем, подорожание бензина пришлось, как раз на то время, когда Белоруссия перенаправила доставку топлива с нашего рынка в западную Европу»
Однако из сложной ситуации народ всегда найдет свой выход. К примеру, у нас все еще есть заводы, которые производят запрещенный в России «евро-2» — его везут либо в Казахстан, либо продают под видом чего-то другого. Так, суррогат редко доходит до АЗС, но, по словам Саитова, еще в прошлом году в Москве примерно в это же время его можно было увидеть на рынке. «Печное топливо мешали с дизелем один к десяти для того, чтобы повысить экономию, чтобы хоть как-то выжить», — рассказывает эксперт, — «ведь в прошлом году в убыток приходилось работать не один месяц, этот период продолжался на протяжении полугода». И понятно, что люди как-то выходили из ситуации, говорит Саитов. В таких случаях существует три инструмента удерживания себя на плаву: либо недоливать, либо мешать, либо повышать цену. В прошлом году у независимых игроков цены были выше, чем у нефтяных компаниях и люди шли туда, где бензин стоил дешевле. Сейчас независимые игроки тоже выработали свой ценовой коридор — они не могут ставить цену выше, чем у нефтяных компаний. Чаще нечистое топливо продается на трассах и главным ориентиром должна все-таки быть цена. Поэтому, если вы видите, что цена на фоне всего рынка дешевая, значит, вы находитесь в зоне риска.
Читайте также: «Почему повышение акциза на водку погубит россиян»
Аида Байдавлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале