Почему повышение акциза на водку погубит россиян
К президенту Владимиру Путину обратились крупные российские производители водки с просьбой заморозить стоимость акцизов на водку до 2017 года. Письмо о прошении было отправлено председателем правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрием Добровым. Обращение обосновывается тем, что после увеличения акциза на 33% в начале текущего года повысилась доля суррогатной алкогольной продукции на рынке. Сейчас подпольная продукция занимает уже половину рынка.
В прошлом году акциз стоил 300 рублей за один литр чистого этилового спирта в готовой продукции, в текущем 400 рублей. В следующем году согласно поправкам в налоговый кодекс ее стоимость повысится еще на сто рублей. Между тем, по итогам первого полугодия 2013 года объем производства легальной водки упал на 30 %, эту нишу уже заняли суррогаты. «Мы обращаем внимание на то, что наносится ущерб законопослушным участникам алкогольного рынка, мы теряем потребителя, кроме того, растет неконтролируемый поток нелегальной продукции, которую выпускают непонятно где, существуют риски по части качества», — рассказал ПАСМИ Дмитрий Добров. По его словам, вопрос повышения ставки является вторым по значимости, так как перед этим необходимо снизить долю нелегального рынка до 5-7 максимум 10%. Между тем, это очень редкая практика, когда крупные российские производители обращаются напрямую к главе государства. По словам главы Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, в данном сегменте это обращение — пятое. При этом, два письма от директоров спиртовых заводов в 2007 году остались без какой бы то ни было реакции. «Виноделы добились определенных результатов, постоянно обращая внимание на свою проблему, в частности, вино признано пищевым продуктом», — рассказывает Дробиз, — «но здесь речь идет не конкретно об одном письме, оно было одним из факторов «долбежки» по мозгам». Сложившуюся ситуацию на водочном рынке эксперты называют архисерьезной, так как здесь напрямую речь идет о человеческих жизнях. Все начинается от акциза и розничной цены на водку, заканчивается это тем, что огромное количество населения просто не может себе позволить купить легальную водку. Запретительные меры не работают. Повышение ставки на акциз не снижает желание у людей выпить, не уменьшается количество праздников. «Население начинает искать выход и переходит на другую продукцию, подчеркиваю — на не безопасную для здоровья подпольную продукцию», — говорит Дмитрий Дробиз. Россия не самая пьющая нация, как это принято считать, между тем, у нас самый дорогой алкоголь в мире. Бутылка легальной водки стоит примерно 200 рублей, средняя региональная зарплата 6-8 тысяч рублей, таким образом получается 30-40 бутылок в месяц. Если взять минимальную зарплату в Германии в тысячу евро и водку, которая стоит 4,5 евро, получится 200 бутылок в месяц. 40 и 200.
Вадим Дробиз: «Государство неграмотной акцизной политикой создало гигантскую криминально-коррупционную систему в России»
До 2010 года в России подпольную продукцию употребляло 10-12 млн человек. По итогам прошлого года, если взять за 100% потребляемый крепкий алкогольный напиток и его суррогаты, то 40% это легальный алкоголь и 60% суррогатный. Сегодня эти два лагеря занимают ровно по половине рынка. Пятьдесят на пятьдесят — это по 30 млн человек. По словам Дробиза, именно рост акцизов спровоцировал социальную фильтрацию потребителя. Между тем, по оценкам экспертов, тот кто пьет легальный алкоголь будет потреблять его в тех же количествах и при дальнейшем повышении цен. Остальные же будут продолжать пить суррогаты, если их вытеснят с розницы — начнут покупать нелегал с рук. Тем временем, рынок алкоголя все больше криминализируется.
Вадим Дробиз: «Это гигантская цепочка! В ней задействованы все: производители на промышленных нелегальных предприятиях; «крышующие» их силовые министерства, ведомства, чиновники; проводящая цепочка оптовой и розничной торговли. Заканчивается она потребителями»
Нет никаких гарантий, что письмо крупнейших российских производителей водки вызовет какой-то резонанс. По словам Дробиза, это во многом зависит от полноты информации у главы государства. «Сейчас везде пишут о резком падении производства, о снижении легальных продаж и на фоне этого антиалкогольные общественники, к примеру, Геннадий Онищенко, рассказывают сказки о том, что по мере подорожания алкоголя снизятся его потребление, улучшиться здоровье, снизится смертность», — говорит эксперт, — «это не так».
Вадим Дробиз: «В первом квартале текущего года объем производства легальной водки снизился на 25%, объем продаж на 12%, а смертность выросла на 1%»
Зачастую общественники ссылаются на опыт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), однако на деле никаких позитивных сдвигов на этом поле битвы нет. Ограничительно-запретительные меры не дают существенных позитивных изменений. По словам Дробиза, во многом неудачи связаны с двумя факторами. «Во-первых, общественники активно обманывают нас. Во-вторых, государство решает свои фискальные задачи», — рассказывает эксперт. По его словам, рост акцизов происходит не за счет сокращения нелегального рынка, а за счет смещения малоимущих потребителей в сегмент суррогатов и «выдирания 3 или 7 шкур с тех, кто остается на рынке». «Сегодня водка стоит 200 рублей и 30 млн человек ее пьют, в следующем году она будет стоить 230 рублей и они будут продолжать ее пить. Более того, они всегда будут пить ее в том же объеме, но акциз год от года будут платить больше», — говорит Вадим Дробиз.
Аида Байдавлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале