Быть или не быть Магадану особой экономической зоной
Глава Магаданской области просит президента Владимира Путина продлить режим особой экономической зоны (ОЭЗ), который по закону истекает в конце 2014 года. Президент согласился обсудить данный вопрос, правда, не уточнив «когда». На этой же рабочей встрече губернатор области Владимир Печеный рассказал о положительной динамике развития территории, за последнее полугодие было добыто 8 тонн золота и почти 400 тонн серебра. Между тем, в России существует около 16 золотодобывающих компаний и Чукотский автономный округ, куда входит Магаданская область, в этой области лидирует. Несмотря на это, на нашу страну приходится не более семи процентов от мировой золотодобычи. ПАСМИ обсудило с экспертами необходимость продлить режим ОЭЗ в Магадане и потребность России в таких зонах.
Система особой экономической зоны возникла в Китае в конце 70-х в начале 80-х годов. Практически все восточное побережье страны — это ОЭЗ. По словам экспертов, именно в этой стране такой режим добился наилучших результатов. Фактически это выгороженные пространства, которые были исключены из общей китайской экономики. Туда шли иностранные инвестиции. По словам экономиста Андрея Бунича у России на момент создания ОЭЗ не было таких предпосылок для их создания. «Россия и так открыта дальше некуда и в наших условиях в них нет смысла», — говорит Бунич.
ОЭЗ имеет своей целью развитие определенного сектора экономики региона, рассказывает финансовый аналитик Иван Анашкин. «Вопрос продления этого режима на территории Магаданской области должен решаться на основании того, был ли достигнут результат с помощью действующих мер», — объясняет Иван Анашкин. Если результат достигнут, то необходимости продления статуса ОЭЗ не требуется. В противном случае стоит задуматься об эффективности действующих мер и их коррекции. И наиболее вероятно, что смысла в продлении режима нет, так как ОЭЗ является еще и обузой для общей экономики страны, считает Андрей Бунич. «ОЭЗ — это структура усложняющая понимание того, кто сколько налогов платит, также через эту систему ускользает понимание, кто и какой трансферт получает», — говорит Бунич.
Выходит, что по сути российские экономические зоны всего лишь способ уменьшить внутреннее налогообложение: регионы получают преференции. Между тем, как отмечает Андрей Бунич, если есть необходимость получить налоговые льготы всегда можно ходатайствовать о получении или увеличении трансфертов. «Когда кто-то называет себя ОЭЗ, по сути ей не являясь, потихоньку списывая налоги — это ничто иное, как обман других регионов, неравноправие», — говорит Андрей Бунич. Тем временем, льготным налоговым режимом вполне могут воспользоваться недобросовестные предприниматели.
Андрей Бунич: «В нашей системе так и выходит, что определенный круг лиц получает определенные условия»
Между тем, в России сегодня существует порядка 17 особых экономических зон. Такой режим дается тому или иному региону на время, чтобы потом спросить результаты. Так, если режим не продлят в Мадаганской области это, возможно, будет означать, что эту систему признают-таки неработающей и начнут от нее отходить.
Аида Байдавлетова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале