Правовой
центр
Сообщить
о коррупции
Правовой
центр
Сообщить
о коррупции
Правовой
центр
Сообщить
о коррупции

Дела воздушные: из чего состоит стоимость авиабилетов

24.04.2013 / 11:04

Аудиторы Счетной палаты (СП) подсчитали, что почти 10% стоимости перевозок «Аэрофлота» составляют рекламные и административные расходы компании. Сейчас стартует новый пиартендер стоимостью более 200 млн рублей. Эти и другие данные СП отправит в Службу экономической безопасности ФСБ. Между тем, эксперты заявляют о том, что доля коррупционных издержек в конечной стоимости билета незначительна, а реклама для таких компаний необходима. Но в любом случае, весь объем неэффективных затрат авиакомпаний перекладывается на кошелек пассажиров.

Счетная палата провела проверку финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота» за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. В результате аудита эксперты СП заявили о крупных неэффективных затратах авиакомпании. О проверке было заявлено еще в январе этого года Сергеем Степашиным. «Ахиллесовой пятой» в отчетности «Аэрофлота» стали затраты на пиар и рекламу – они составили 10 % от стоимости билетов.

Андрей Шенк, аналитик «Инвесткафе»: «Авиакомпании, в принципе, много тратят на маркетинг и на рекламу. Потому я не могу сказать, что это невероятно высокая цифра. «Аэрофлот» не является монополистом: компания работает на международном рынке, внутри страны у нее есть конкуренты. Им необходимы пиар и реклама на этом рынке»

Известный факт, что на цену авиабилетов влияют множество факторов, к примеру, время года или суток. Как отмечают специалисты из СП, мы можем переплачивать, в том числе, и за свою безопасность, выбирая аэробус из обновленного парка воздушных судов. Основная часть стоимости авиабилетов формируется за счет стоимости топлива, стоимости оплаты труда и амортизации инвестиций, рассказывает Андрей Шенк. Сюда же добавляется и текущий ремонт. Еще 10 % занимает обслуживание пассажиров и обработка грузов.

По словам Андрея Шенка, за рубежом абсолютно такая же ситуация, разница лишь в том, что там на первом месте оплата труда, потому что для зарубежных авиакомпаний ситуация с конкуренцией на рынке топлива гораздо лучше, а профсоюзы работают в разы эффективней. Таким образом, по словам эксперта, довольно сложно утверждать, что бюджет израсходован неэффективно. «Аэрофлот – это можно сказать частная компания с государственным капиталом, — говорит Шенк. — А потому здесь скорее стоит говорить о неэффективном менеджменте. При этом, подобная трата не всегда связана с коррупцией». В авиакомпаниях, конечно, могут существовать коррупционные схемы, но они не связаны с распределением рекламного бюджета, рассказывает эксперт. Как правило, коррупционные схемы связаны с закупками и продажами, например, топлива. Это типичная кража, но она происходит не на высоком управленческом уровне, а потому такие проблемы тоже можно связать с неэффективном менеджментом.

Андрей Шенк: «И по факту эти коррупционные издержки могут попадать в конечную стоимость билетов, но это не будет составлять более 3-4%»

Гораздо более плачевная ситуация на сегодняшний день на рынке топлива. Во-первых, существенно не хватает конкуренции. Во-вторых, нефтяные компании просто не могут доставить топливо в некоторые региональные аэропорты. Однако, как отмечает Шенк, это скорее комплексная проблема. По словам эксперта, в скором будущем ситуация со стоимостью авиабилетов эконом-класса может существенно измениться. «Сейчас прорабатывается новая схема и в скором будущем появятся более дешевые билеты, в которые не будут входить некие услуги, к примеру, перевоз багажа. То есть наравне с летним повышением цен на билеты будут появляться более дешевые», — говорит Андрей Шенк.

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Loading...
Loading...