Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Товарищ Сталин и «дело Сердюкова»

05.04.2013 / 07:50

Хорошим тоном стало говорить: был бы у нас товарищ Сталин, он бы сейчас быстро порядок навел с коррупцией. В том смысле, что коррупция куда-то бы исчезла. Причем понятно, куда. Как пример приводятся резонансные дела: Сердюкова, Скрынник и прочие. Увы, не все так просто.

Начать с того, что у А.Сердюкова в 1930-е годы был почти полный аналог. Звали его Авель Енукидзе. Читая биографии двух героев, поражаешься сходству их натур и жизненных устремлений. Впервые о «деле Енукидзе» заговорили в самом начале 1930-х годов, причем политики там поначалу было сильно меньше, чем экономики. «Забрали» Енукидзе, а потом, как водится, расстреляли уже в 1937, и, естественно, с политическими обвинениями.

Интересно, что долгое время Сталин всячески сопротивлялся даже просто снятию Енукидзе с должности, фактически бился за него «до последнего». Вождь сменил милость на гнев в середине 1935 года, только, когда ему принесли прямые доказательства уже не просто морального разложения и воровства старого друга, но причастности к знаменитому «кремлевскому» делу «Клубок». Почему полностью разложившийся тип так долго продержался при власти? Ответ прост: заступничество «грузинского землячества» и история личной дружбы Сталина и Енукидзе.

Ничего не напоминает?

У Елены Скрынник тоже был почти «двойник». Звали ее Перл Семеновна Карповская, но более известна она как Полина Жемчужина. Помимо того, что была она женой предсовнаркома Вячеслава Молотова, Жемчужина подвизалась на ниве легкой и пищевой промышленности. Пиком карьеры стала должность наркома рыбной промышленности. С которой она в октябре 1939 года была снята с жутким треском. В числе обвинений было увлечение «заграничными штучками» (сумочек «Джин Биркин» тогда еще не было), и прочие грехи отнюдь не политического характера. Однако Сталин «хода делу» решил не давать.

Краткое резюме: Сталин страшно не хотел скандалов вокруг близких к себе людей и был готов их прикрывать. То, что он все-таки решился, поднявшись над земляческими и клановыми интересами, «сдать» Енукидзе, вероятно, сильно помогло ему выстоять в партийной «мясорубке» 1936-38 гг. Может быть, даже его спасло. И, напротив, то, что он не решился вскрыть «нарыв», образовавшийся вокруг жены своего ближайшего соратника, возможно, привело в конце 1940-х годов к утрате им Молотова как соратника. Не исключу, что это имело прямое отношение и к мутным событиям начала 1953 г., закончившимся смертью вождя.
Это – к вопросу о политическом значении борьбы с коррупцией, в особенности в политически острые моменты времени.

Дмитрий Евстафьев

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале