Сергей Комков: Закон «Об образовании» будет стимулировать рост коррупции
В последние полгода Министерство образования и науки уделило довольно много внимания реформированию системы российского образования, причем как высшего, так и среднего. Речь идет о введении мониторинга эффективности вузов и принятии Госдумой закона «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Этот закон не отменяет бесплатность образования в рамках новых стандартов. Однако за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату. Оба этих нововведения вызвали всеобщее негодование: как в научной среде, так и в простых семьях, где есть дети. О том, что на самом деле происходит с системой образования, к чему приведет такое реформирование, а также о коррупции в образовании «Первому антикоррупционному СМИ» рассказал президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Сергей Комков.
— В последнее время все чаще стали говорить о том, что скоро большинство предметов среднего образования в России станет платным. Как Вы считаете, какова вероятность этого? Возможно ли что среднее образование станет платным и при каких условиях?
— Действительно, в последнее время появилась тенденция того, чтобы все предметы развивающего плана (ИЗО, музыка, пластика, конструирование, хореография, художественная гимнастика и др.) будут даваться за дополнительную плату. Это вызвано тем, что развивающая деятельность вошла в разряд дополнительного образования. Со временем на платную основу будут переведены дополнительные часы иностранного языка. А затем возможен перевод на дополнительную оплату часов углубленного изучения тех или иных предметов. Обязательными, то есть подлежащими оплате за счет бюджета, могут остаться всего 3-4 предмета. Все остальное будет идти за счет кошелька родителей. Таким образом, оставаясь формально бесплатным, образование по факту станет платным.
Обязательными, то есть подлежащими оплате за счет бюджета, могут остаться всего 3-4 предмета. Все остальное будет идти за счет кошелька родителей. Таким образом, оставаясь формально бесплатным, образование по факту станет платным.
— Проведенный мониторинг вузов в этом году показал свою неэффективность, в связи с несовершенством выбранных критериев оценки. Однако Минобрнауки на этом не остановилось, введены новые критерии, которые в свою очередь также вызывают много вопросов. Что же все-таки ждет вузы в связи с введением ежегодного мониторинга?
— Вся беда в том, что до сих пор неясно, с какой целью проводилось определение так называемой «эффективности» деятельности ВУЗов. Непонятно, что Минобрнауки подразумевает под понятием «эффективности». О каком «эффекте» деятельности ВУЗа идет речь. К определению критериев «эффективности» не привлекались эксперты из образовательного сообщества. Критерии взяты чисто формальные. И это привело к резкому неприятию проверки на «эффективность» со стороны руководителей ВУЗов. Фактически речь шла, главным образом, об «эффективности» расходования бюджетных средств. И сделано это было весьма неграмотно и некомпетентно. Если подобного рода «мониторинги» будут проводиться ежегодно, это может привести к резкому всплеску недовольства политикой Минобрнауки и Правительства России. В первую очередь, со стороны студенчества. Так как это очень резко ударяет по интересам обучающихся, создает нервозную обстановку и неуверенность в завтрашнем дне.
— Как показывает практика, с появлением новых правил появляются и пути обхода этих правил. Не приведет ли мониторинг вузов к появлению коррупции в этой связи?
— Несомненно, приведет. Так как у одних появится возможность за определенную мзду избежать неприятной процедуры, а у других – весьма быстро и безо всяких проблем получить солидную прибавку к казенному жалованию.
— Сколько денег будет выделяться на проведение мониторинга? Рационально ли такое использование бюджетных средств?
— Не знаю, сколько на это уйдет реальных бюджетных средств. Но, поскольку результативность подобного рода «мониторинга» в лучшем случае равно нулю, а в худшем – может привести к серьезным социальным последствиям, то эти бюджетные затраты будут работать не на, а против системы высшего профессионального образования России.
— Вы не раз высказывались против формы ЕГЭ как экзамена. Однако ЕГЭ по-прежнему остается главным способом проверки знаний, несмотря на постоянные скандалы: массовое списывание, подставные экзаменуемые персоны, заранее обнародованные в Интернете задания ЕГЭ, почему же министерство образования не откажется от ЕГЭ? Принимаются ли меры по предотвращению таких инцидентов и насколько они эффективны?
— Минобрнауки будет держаться ЕГЭ, как единственной и основной формы итоговой аттестации учащихся за курс средней школы, так это положение вошло в новый Закон «Об образовании». ЕГЭ был навязан России американскими «советниками» с одной единственной целью: покончить с фундаментальной, классической системой образования, которая давала возможность подготовить интеллектуально развитую личность. Перевод итоговой аттестации на стандартизированную тестовую основу привел в российской школе к перестройке всего процесса преподавания в старших (а впоследствии это ожидает и более низкие ступени образовательной системы) классах. США прошли эту стадию в период с начала 70-х по конец 90-х годов. И это закончилось для них фактическим крахом всей системы образования. Теперь они пытаются произвести подобный «эксперимент» с нашей страной. И это может кончиться не только крахом системы российского образования, но и России в целом.
ЕГЭ был навязан России американскими «советниками» с одной единственной целью: покончить с фундаментальной, классической системой образования, которая давала возможность подготовить интеллектуально развитую личность.
— После скандалов, связанных с обнаружением плагиата в диссертациях, Дмитрий Медведев приказал создать новую систему «Антиплагиат» для проверки научных работ. Чем она будет отличаться от уже существующей, есть ли смысл создавать новую, ведь на это требуется немало денег? Будет ли от нее польза, и почему существующая система проверки научных работ на плагиат широко не использовалась в вузах до сих пор?
— Никакая система «Антиплагиат» не поможет до тех пор, пока в России не изменится система трудовых отношений. Особенно это касается требований к представителям чиновничьего аппарата. Каждый чиновник хочет иметь диплом о наличии «степени». Это дает ему карьерный рост и дополнительный престиж. Кроме того, надо в корне менять систему присвоения ученых степеней. Этим должны заниматься не административные органы (именно таковым в России является ВАК), а независимые Ученые Комитеты, имеющие признание (аккредитацию) в соответствующих научных ассоциациях Европы.
— Возможно ли победить коррупцию в образовании? Каким образом происходит борьба с взяточничеством и подкупом, кроме рядовых проверок Минобрнауки?
— Никогда и ни при каких обстоятельствах коррупция не побеждалась теми, кто является главным источником этого явления. Административный аппарат сам является рассадником и проводником коррупции. Поэтому никакие «проверки» Минобрнауки никогда не выявят фактов коррупции. Это можно сделать лишь при максимальном общественном контроле и при четкой работе правоохранительных органов. Других вариантов мировая практика не знает.
Никогда и ни при каких обстоятельствах коррупция не побеждалась теми, кто является главным источником этого явления. Административный аппарат сам является рассадником и проводником коррупции. Поэтому никакие «проверки» Минобрнауки никогда не выявят фактов коррупции.
— Какие еще проблемы в российской системе образования сегодня существуют?
— На сегодня проблема № 1: Государственной Думой принят новый Закон «Об образовании». Он утвержден Советом Федерации и подписан Президентом. С 1 сентября 2013 года вступает в силу. Но, как жить по этому закону, не знает никто. В лучшем случае он останется невыполнимым. В худшем – его исполнение приведет к полному и окончательному развалу системы образования в России. Потому что данный Закон впитал в себя все самые главные пороки нынешней системы образования. Поэтому образовательному сообществу предстоит впереди долгая и упорная борьба за возврат к лучшим традициям российского образования.
— О каких основных пороках идет речь? Какие «подводные камни» содержатся в этом Законе?
— Новым Законом утвержден нормативно-подушевой принцип финансирования. А это значит, что продолжится массовое закрытие малых школ, которые составляют костяк нашей системы образования на огромных территориях России. Закон утвердил ЕГЭ в качестве главной формы итоговой аттестации учащихся за курс средней школы. А это означает, что продолжится изменение системы преподавания в старших классах, что в конечном итоге приведет к уничтожению фундаментального классического образования в российской школе и переведет всю систему преподавания на прикладные рельсы. Закон «Об образовании» впитал в себя положения 83-го Федерального Закона, главным смыслом которого является изменение статуса муниципальных учреждений (автономные, бюджетные, казенные), что, в свою очередь, приведет к повышению уровня платности в системе образования. Кроме того, новый Закон «Об образовании» не дает никаких гарантий учителям и другим педагогическим работникам по сохранению и повышению уровня оплаты труда. А, если говорить о принципах финансирования системы образования страны в целом, то Закон не устанавливает никаких нормативных границ расходов государства на эту сферу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый Закон «Об образовании» будет не сокращать, а стимулировать дальнейший рост коррупции в системе образования нашей страны.
Алина Тимофеева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале